- Сравнение размеров Земли и Юпитера
- С учётом современных технологий нам понадобится примерно 6 лет, чтобы добраться до «Короля Солнечной системы» - самой большой планеты, которую проницательные древние наблюдатели называли по имени своих богов-громовержцев: греки – Зевсом, а римляне – Юпитером. Они не ошиблись.
Юпитер в представлении художника.
- Юпитер – это действительно обитель грома и молний, поэтому отважиться пробраться сквозь его плотные облака могут только самые бесстрашные путешественники, одним из которых вы и являетесь, ведь на Земле не каждый день попадаешь в вихри воздуха, несущиеся со скоростью в 600 км/ч, или под танец молний, от которых пришлось бы непрестанно уворачиваться.
Облака Юпитера от автоматической межпланетной станции "Юнона", фото НАСА.
- Итак, мы вышли на орбиту Юпитера, миновав Марс и аккуратно пробравшись сквозь Пояс астероидов. Но прежде, чем туда нырнуть, вы решаетесь осмотреться. Эту планету неспроста называют шедевром сюрреализма или одним из полотен Винсента Ван Гога. Атмосфера Юпитера – это тысячи абстрактных узоров. Художник будто бы положил толстые слои гуаши, аккуратно прочертив кисточкой тонкие нити, связующие каждую «бусину» в этой цепочке. «Юпитер любит украшения», - думаете вы про себя.
Фото "Юнона", НАСА.
- А все эти «бусинки» - это гигантские вихри, закручивающиеся в глубокие воронки, которые обнажают более нижние слои густых облаков. Некоторые из этих «бусинок» могут быть размером с Луну, Марс и даже больше нашей планеты! А состоит Юпитер из водорода на 90 %, гелия – на 9 %, а оставшаяся доля приходится на азот, кислород, серу, неон, аргон, криптон и прочие газы. Его гипнотические вихри пугают и завораживают одновременно. Однако резкие вспышки, грозящие из-под облаков, предупреждают, что это место очень опасное, но не зря же мы проделали такой путь, чтобы развернуться обратно!
- Облака Юпитера имеют сложную и постоянно меняющуюся структуру. Вы фотографируете его и запечатлеваете лишь один единственный момент в движении. Спустя некоторое время живые вихри уже займут другие места, какие-то появятся, а какие-то исчезнут или сольются с соседними, образуя более крупные воронки.
Облака Юпитера в верхних слоях атмосферы в представлении художника.
- Разноцветные облака Юпитера – единственные в Солнечной системе, другие газовые гиганты имеют почти однородную «окраску». Почему же он такой «цветной»? Ведь атмосфера Юпитера, в основном, состоит из прозрачных и бесцветных газов водорода и гелия, которые не могут создавать золотистые и коричневые цвета. Природа соединений, окрашивающих атмосферу, является еще одним предметом активных исследований. Предполагается, что это могут быть небольшие количества серы и углерода, измененных солнечным светом.
В неспокойных вихрях, работа художника.
- Вам, всё же, страшно туда нырнуть, ведь Юпитер – это настолько огромный мир, что он мог бы вместить в себя все планеты и луны Солнечной системы! Несмотря на свои габариты, он очень подвижен: его скорость вращения вокруг оси настолько быстрая, что планета слегка расширяется в районе экватора и приплюснута на полюсах. Сутки на Юпитере составляют всего почти 10 часов.
Фото "Юнона", НАСА.
- На Юпитере отсутствует поверхность как таковая. Прогноз погоды здесь сделать из-за постоянно меняющих друг друга потоков невозможно. Какая там погода? Разная - холодая и сухая, жаркая и влажная, а ещё атмосфера совершенно непригодна для нашего дыхания, и здесь очень высокое давление. Неистовые потоки ветра, которые разгоняют сменяющие друг друга облачные полосы в противоположных направлениях со сверхзвуковой скоростью, постоянно сталкивают эти плотные облака, что вызывает молнии, мощнее земных в десятки раз. На границах этих полос облака переплетаются друг с другом и закручиваются в те самые вихри, которые «гипнотизируют» космических путников. Лучше нырнуть куда-нибудь в серединку облачной полосы, иначе есть риск быть утянутым воронкой в недра или попасться под «горячий хвост» молнии.
В представлении художника.
- Зрелище вас завораживает: верхние слои планеты чем-то напоминают верхние слои земной атмосферы! Повсюду мимо пролетают перистые облака, и коричнево-золотисто-розовые кремовые оттенки напоминают земные рассветы и закаты. Они кажутся такими лёгкими, невесомыми и безобидными, что и вовсе даже не подумаешь, что из них могут сформироваться могучие тучи – породительницы молний, от одного удара которой вся аппаратура вашего корабля бы вышла из строя. Но это только начало.
- Спускаясь всё ниже, вы подмечаете, что облака уже кажутся какими-то странными и нетипичными, совершенно непохожими на те, что мы привыкли видеть на Земле. Погружение в атмосферу Юпитера вам бы напомнило путешествие на инопланетный химический завод. Здесь становится темнее, и цвет облаков варьируется от грязновато-желтого до красно-коричневого. Они похожи на гигантские кучи ваты, или на клубы дыма, постоянно циркулирующие и непрерывно движущиеся, куда-то спешащие, как народ на станциях в московском метро.
- Юпитер, работа художника.
- Эти облака имеют не только странный вид, но и отвратительно пахнут! Они состоят из аммиака, резкий «аромат» которого похож на чистящую жидкость, и сероводорода – запах тухлых яиц, общественного туалета или кошачьего лотка. Поэтому вы очень надеетесь на герметичность своего корабля. Что же будет с кораблём, когда он вернётся на Землю? Ведь из-за этого запаха все бы только посмеялись над вашим кораблём! Но расстраиваться не стоит, однозначно. Вы спускаетесь всё ниже, становится всё темнее и снова обнаруживаете до боли знакомый пейзаж – иссиня-черные грозовые тучи, по краям смазанные более светлыми голубыми оттенками. Что это? Это облака из воды!
- Вы радуетесь: вдруг получится отмыться! Но кто-то из вашей команды с юмором замечает, что вам ещё лететь обратно наверх, и придётся снова «покупаться» в облаках аммиака и сероводорода.
- По мере приближения к ядру температура будет всё увеличиваться, а давление возрастать. Так, если в верхних слоях атмосферы температура держалась на отметке в минус 110 С, то на глубине 153 км она подскочит до + 150 С! И чем ниже, тем все жарче. Проходя сквозь водные облака Юпитера, вы чувствуете знакомое ощущение – корабль начинает трясти почти так же, как трясёт самолёт, когда он при посадке проходит сквозь густые тучи. Вы входите в более плотную часть атмосферы. Здесь нет границы, которую можно ощутить. Но глубоко под облаками за счёт давления водород из раскалённой газовой атмосферы превращается в горячий океан – это сверхкритическая жидкость, где газ настолько сжат давлением, что принимает жидкую форму. Этот «океан» очень глубок. Здесь уже нет солнечного света, и, соответственно, никаких красок. Это место высоких температур в тысячи градусов и чудовищного давления. Рассматривать тут совершенно нечего – это огромная чёрная бездна, при прохождении которой остаётся лишь молиться, чтобы корабль не расплющило. Дальше спускаться опасно, и вот почему.
- При погружении внутрь ещё на 20 000 км специфический водородный «океан» превратится в ещё более странную субстанцию. Температура и давление достигают таких величин, что ядра атомов начинают терять электроны, в результате получается кисель из ионов, который никто толком даже и представить себе не может! Возможно, если бы нам всё-таки удалось туда пробраться сквозь водородный океан к этому таинственному «ионному киселю», то мы бы увидели яркий свет на дне этой чёрной бездны – вполне вероятно, что «ионный кисель» бы светился из-за таких высоких температур, как светится любое нагретое тело, ведь это всё равно, что оказаться внутри звезды, где водород переходит в так называемое металлическое состояние. Металлический водород – это электропроводная жидкость, которая является источником чрезвычайно мощного магнитного поля Юпитера - именно этот «кисель» из металлического водорода, а не ядро из расплавленного железа!
Температура в ядре достигает 24 000 С. Юпитер недаром называют звездой, которая так и не зажглась: если бы ему удалось набрать массы в 80 раз больше при своём формировании, то у Солнца была бы ещё одна «подруга» - красный карлик, но Юпитер всё-таки предпочёл быть самой большой планетой, а не звездой – карликом, так что жадность – явно не про него, а вот чувством собственного достоинства он не обделён. Если бы мы добрались до раскалённого ядра Юпитера на своём корабле, то давление выжало бы из нас и нашего летательного аппарата все атомы, и мы бы стали частичкой этого кипящего «супа». Поэтому, «проплывая» в водородном «океане» и заворожённо разглядывая далёкий свет внизу, протискивающийся слабыми лучами сквозь толщу сверхкритической жидкости, вы понимаете, что аммиак и сероводород всё-таки лучше, чем железный кисель, и решаетесь вновь подняться наверх и понырять в облаках на высокой скорости!