- Сегодня мы расскажем про бывшую позицию Артиллерийского Взвода Танковых Башен, располагавшегося возле пограничной заставы Казакевичево недалеко от Хабаровска, на вооружении которой стояли редкие башни от танков Т-54-1 образца 1946 г.
- Но для начала как обычно немного окунёмся в историю:
Сама пограничная застава по сей день расположена в селе Казакевичево Хабаровского района, где сходятся реки Амур и Уссури, по водам которых ещё в середине XVII века проходили плоты и кочи первых Дальневосточных землепроходцев.
В 1856 г. в этих местах был основан военный сторожевой пост, который спустя год был перенесён на правый берег реки Уссури и назван "Усть-Уссурийским", а в 1858 г. указом Генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва он был преобразован в станицу Казакевичева.
- Позже Пекинским договором от 1860 г. и разменной картой 1861 г. было определено и прохождение границы на этом участке, а до весны 1924 г. застава входила в состав Приморского пограничного отряда.
В 1932 г. застава вошла в состав 20-й отдельной Хабаровской пригородной пограничной комендатуры, а те годы отличались широким размахом контрабандизма золота и вылазками японских диверсантов с территории оккупированной Маньчжурии, ищущих слабые места на границе СССР. В то время практически каждый день происходили задержания нарушителей границы.
Из за последующего роста японского милитаризма на территории марионеточного государства Маньчжоу-го, назрела острая необходимость для дальнейшего укрепления рубежей СССР на этом направлении и 3 июня 1936 г. был сформирован Хабаровский Пограничный отряд Краснознамённого округа пограничных и внутренних войск НКВД СССР с дислокацией управления в селе Казакевичево. В зону ответственности этого отряда входил участок границы по реке Амур на территории нынешних Хабаровского края, Приморского края и Еврейской Автономной Области.
Во времена Великой Отечественной Войны пограничники отряда не оставались в стороне и с осени 1942 г. сотни пограничников заставы пошли добровольцами на фронт в составе 102-й Дальневосточной стрелковой дивизии.
После окончания ВОВ бойцы отряда участвовали в Советско-японской войне и во время боевых действий в августе-сентябре 1945 г. уничтожили 14 японских полицейских постов и пограничных групп, взяв в плен 116 офицеров японской разведки. За боевые заслуги более 120 пограничников отряда были награждены орденами и медалями.
После капитуляции милитаристской Японии и последующего окончания Второй Мировой Войны в Китае к власти пришла коммунистическая партия дружественная СССР и пограничный отряд был расформирован, а его заставы были переданы в состав 77-го Бикинского Пограничного Отряда.
Но в 1960-е гг. отношения между СССР и Китаем начали обостряться, что в марте 1969 г. вылилось в известный прямой вооружённый конфликт на острове Даманский, поэтому уже в 1970 г. был сформирован 70-й пограничный отряд Краснознамённого Дальневосточного Пограничного Округа, вошедший в оперативное подчинение вновь развёрнутого 2-го Укреплённого Района, в основном дислоцировавшегося на островах и о объектах которого мы уже когда-то рассказывали.
- С этого момента граница между СССР и Китаем снова стала укрепляться, расконсервировались и модернизировались старые фортификационные сооружения, строились новые, в том числе на границе стали появляться Роты Танковых Огневых Точек, в которых с танков после установки на позиции снимали двигатели и размещали в их отсеках дополнительный боезапас, а также возводились Артиллерийские Взводы Танковых Башен, где башни от танков устанавливались поверх подземных железобетонных сооружений, в которых размещался основной боезапас.
Помимо строившихся на приграничных островах позиций отдельного пулемётно-артиллерийского батальона из состава 2-го УР, одной из таких позиций Артиллерийских Взводов Танковых Башен стал и этот АВТБ на 6 башенных блоков на правом берегу Амура у села Казакевичево, который вооружили редкими для Дальневосточных АВТБ башнями от танков Т-54-1 (Объект-137) образца 1946 г., производившиеся с 1947 по 1949 гг. и были вооружены 100-мм пушкой.
4 мая 1985 г. 70-й ПО был награждён орденом Отечественной войны I степени, а приказом Председателя КГБ СССР от 18 сентября 1986 г. заставе было присвоено имя Героя Советского Союза А. П. Богданова, бюст которого был установлен 28 мая 1988 г. на территории 8-й пограничной заставы “Казакевичево”, носившей позывной "Диалект".
После распада СССР в 1990-е гг. многие погранзаставы были сокращены, но эта застава сохранилась. Тем не менее отношения между Россией и Китаем потеплели, а ставшие невостребованными АВТБ и РТОТ-ы были сокращены. Так прекратил своё существование данный АВТБ, башни которого позже распилили на металлолом.
В ходе реформ в 2004 г. на базе Хабаровского Пограничного Отряда было создано пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, а в 2005 г. застава вошла в состав Казакевичевской отдельной бригады сторожевых кораблей и по сей день выполняет задачи по охране Государственной границы. Ну а мы, спустя три десятка лет, отправились на поиски того, что осталось от позиции самого Артиллерийского Взвода Танковых Башен, которые остались на сопке на подъезде к погранзоне.
Место его расположения сразу узнаётся по упавшим столбикам периметров колючей проволоки.
- Правда есть нюанс.
- Здесь водятся тигры и их следов очень много. Благо мы их не встретили.
- Зато встретили Амурского полоза, который что-то мирно переваривал, греясь на последних тёплых лучах сентябрьского солнца.
- Вот мы и подошли к первой позиции башенного блока.
- От когда-то стоявшей здесь башни остался лишь стакан.
- А так эти башни выглядели при жизни на старых фотографиях.
- Теперь же здесь остались лишь отверстия люка в подбашенное сооружение да трубы подачи снарядов и гильзосброса.
- Так выглядит вход в подбашенное сооружение.
- И конечно мы туда спустимся.
- На входе когда-то была установлена гермодверь, но за столько лет её выдрали вместе с дверной коробкой.
- Зато сохранилась бронезаслонка на амбразуре, прикрывавшей вход.
- И остатки плафона.
- За входным проёмом следует тамбур с выходами в помещение сброса стрелянных гильз и помещение снарядного погреба.
- Помещение гильзосброса.
- На стенах сохранились флажковые выключатели.
- Пройдём дальше. Стеллажи на которых лежали снаряды.
- Из помещения со стеллажами также есть проход в ещё одно помещение с люком в потолке, из которого можно было попасть в башню.
- Здесь находился ныне упавший и сгнивший в труху шкаф с аккумуляторами, а также небольшая вентиляционная установка.
- На стенах сохранились всякие щитки.
- И переключатели.
- На керамических розетках читается надпись "Затянуть ключом. Постоянно проверять".
- Люк наверх.
- И откидная лестница к люку.
- В метрах 30 располагалась вторая башня.
- Которой также не сохранилось.
- Заглянем и в её подбашенное сооружение.
- Такой же спуск.
- Такой же вход.
- В общем устроена она была идентично.
- Амбразура.
- Тамбур с помещением для сброса гильз.
- И разрушившийся от времени снарядный стеллаж.
- Все башенные блоки соединяла сеть траншей и окопов.
- Которая также приводит к ещё одному подземному сооружению.
- Но это уже не башенный блок.
- Когда-то на входе также была установлена гермодверь.
- Спустившись вниз мы попадаем в такое сооружение из быстровозводимых арочных железобетонных конструкций.
- Это было укрытием личного состава и вероятно складом дополнительного боезапаса. К слову, на посещённых нами АВТБ, расположенных на Сахалине и Курильских островах, таких сооружений при АВТБ не было.
- Тут остались ящики и тара от боезапаса.
- В конце сооружения располагался второй вход.
- Который также выходит в траншею.
- А ещё неподалёку мы нашли небольшой погреб.
- Дно которого усыпано ржавыми консервными банками.
- А мы снова возвращаемся в траншеи.
- Которые приводят нас к ещё одному блоку, где в стакане сохранились крепления для размещения расходного боекомплекта
- Вход в блок, но в него мы не пойдём т.к. он выглядит точно также, но сохранился ещё хуже.
- Спустя ещё 30 метров снова выходим к блоку.
- Здесь всё также.
- Тамбур, но здесь проём в помещение снарядного погреба уже ниже остальных.
- А рухнувший стеллаж не дал пройти дальше.
- Снова траншеи.
- И снова блок, но вовсе засыпанный под горлышко.
Так что заходить в него смысла нет.
- Шестой башенный блок мы не нашли среди зарослей, но зато нашли элементы сборных конструкций видимо от него. Вот собственно и всё, что осталось от этой позиции.