- Думаю, вы знаете, что Крым устроен по принципу "матрешки". Мало того, что он сам по себе является полуостровом, так на нем выделяют еще и полуострова поменьше.
Например, Керченский полуостров – выдаётся далеко на восток, в сторону России:
- С основной частью Крыма этот полуостров соединяется Ак-Монайским перешейком. Это примерно в районе Феодосии.
- Ширина перешейка местами достигает всего 16 километров. Довольно "тонкое" место. С севера его омывает Арабатский залив, с юга – Феодосийский. Крупнейший населенный пункт поблизости – поселок Приморский.
- Именно эта часть Крыма и может быть "перерезана" новым судоходным каналом, который так и будет называться – Ак-Монайский канал.
- Проект такого канала предлагается еще с конца 19 века. Более того, тут обнаружены остатки старого канала, прорытого еще 2,5 тысячи лет назад скифами.
Место действительно удобное – кругом степь, равнина. Высоты над уровнем моря всего 1-2 метра, то есть рыть придется не сильно глубоко (скифы прорыли канал глубиной 4 метра и шириной 5, а длина его составляла 22 км).
- К тому же основная порода там – песчаник, то есть берега канала получились бы достаточно крепкими, устойчивыми к осыпанию.
Остается только один вопрос:
Зачем нужен новый канал, ведь есть же Керченский пролив неподалеку?
- На самом деле, инженеры не просто так обсуждают этот проект вот уже 150 лет. Есть несколько причин, по которым канал все-таки может быть построен.
№ 1. Растущая экономика Азовского моря
Сегодня Азовское море находится под самым пристальным вниманием Правительства. Туда вкладываются немалые деньги. Кольцевая дорога по всему берегу, порты, даже новые курорты.
- В регион ожидается немалый приток населения. Такой же, какой сейчас наблюдается в Краснодарском крае, который растет как на дрожжах.
Я вообще не исключаю, что Россия идет по "Канадскому" сценарию, где основная часть населения живет в теплом климате, на юге, а на севере в основном только те, кто занят непосредственно в добывающей и прочей промышленности.
Тот же Краснодарский край уже вырос на несколько миллионов. И продолжит расти. Также вырастет и регион Приазовья.
Соответственно, судоходство в регионе будет увеличиваться. При том что единственный путь в Азовское море сейчас – под аркой Крымского моста.
- Это место имеет ограниченную пропускную способность. Уже сейчас суда вынуждены ожидать очереди на проход.
К тому же, как я уже рассказывал в серии статей, сам по себе Керченский пролив несудоходен, т.к. он очень мелкий (2-3 метра).
Для того, чтобы суда имели возможность проходить под мостом, там по дну уже прорыт так называемый Керчь-Еникальский канал.
На картинке канал обозначен красным
- Этот рукотворный канал постоянно заиливается и требует чистки.
Таким образом, строительство нового канала на Ак-Манайском перешейке позволит значительно увеличить возможности судоходства между Черным и Азовскими морями.
- Безопасность судоходства
Ввиду сложной международной обстановки, судоходство в Азовском море находится под угрозой.
Вспомним, как в США в городе Балтимор судно врезалось в опору моста и обрушило его. Был парализован морской трафик целого порта.
Если по каким-то причинам арка Крымского моста рухнет в воду, это точно так же остановит движение судов.
Да, потом арку поднимут, но когда это произойдет? Наличие второго судоходного пути будет служить подстраховкой.
Другой момент: судоходство в Керченском проливе весьма осложнено сильными ветрами и течением. То есть и тут второй канал может стать подстраховкой на случай очень уж плохой погоды в Керченском проливе.
Да, пока конкретного проекта канала не существует, есть лишь обсуждение. Стране пока не до этого, прямо скажем. Но есть четкое ощущение, что когда все закончится, зона Крыма и Приазовья станут "жемчужинами" России, обустроенные всей необходимой инфраструктурой.