ШутОк

Как я был сутенёром или как не надо делать бизнес

Я прочитал историю «Об «Румыне».
И решил поделиться историей про одного своего знакомого, который также искрил бизнес-идеями, но в отличие от Румына, идеи у него были попроще, зато все их он реализовал с той или иной долей успеха.

Зовут его Николай Сахаров, но по имени его практически никто не называл. Процентов 80 называли его «Захар» - кличка в виде искажённой фамилии. И процентов по 10 «Колобок» и «Налим». Налим – потому что он скользкий тип, а Колобок – потому что он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, а также видоизменённое Коля–Колобок, кроме того, росточком он около 160 см и имел ярко выраженное пузо идеально круглой формы. 

В 80-х годах он начинал работу в качестве жестянщика на «АвтоВАЗтехобслуживание». В этом он был настоящий профессионал и все, кто его знал, отмечали его талант в работе с железом. Поскольку жестяные работы не очень подлежат нормированию, то, как правило, оценка стоимости происходила в присутствии исполнителя. Не сильно обременённый совестью, Захар подходил к клиенту и говорил: цена вопроса 50 рублей, если хочешь, чтобы всё было сделано как следует, то 30 мне, 20 – в кассу. Советская система сервиса и торговли к тому моменту трещала по швам, поэтому подобное поведение было нормой. Часть «Левых денег» делилась между сотрудниками и руководством, но в любом случае, «левака» он зарабатывал гораздо больше, чем официальная зарплата. 

Приблизительно около 1990 года (плюс-минус пару лет), когда были легализованы трудовые кооперативы, Захар предпринимает первые попытки «в бизнес». Совместно ещё с парочкой человек из «АвтоВАЗтехобслуживание» он организовывает трудовой кооператив по ремонту и покраске автомобилей. Но, сохранив советскую привычку, по-прежнему договаривается с клиентом на две цены – себе и «в кассу». Поскольку кооператив – не государственное предприятие и деньги он крысил у своих, то Захару настучали по ёблышку и выкинули из организованного им же кооператива. 

Оставшись без денег и соратников, Захар решает делать бизнес сам, продаёт дачу на Волге и покупает на эти деньги видеоплеер «Funai» и открывает в посёлке первый видеосалон. Он зарабатывает неплохие деньги и через полгода выкупает дачу обратно. Покупает новую «Волгу» 31029 и только-только появившуюся в продаже «Газель». Видеосалоны к тому моменту загибаются, видеоплееры и видеомагнитофоны появляются практически в каждой семье. Видеосалон он перепрофилирует в прокат видеокассет, но и этот бизнес длится недолго, максимум пару лет и тоже загибается. 

Захар идёт работать на новой Волге в такси, одновременно пытаясь подрабатывать на «Газели». Будучи не очень чистым на руку, всех остальных он считает такими же, поэтому не рискует посадить на «Газель» наёмного водителя, а работать за двумя рулями одновременно у него не очень получается.

В 1997 году я возвращаюсь из армии, и получилось так, что я остался совсем без денег – за время моего отсутствия вскрыли гараж, угнали машину, в которую я вложился до армии и вынесли всё оборудование, которое было в гараже – сварочник, компрессор, растяжки, окрасочное оборудование стоимостью ещё пол-машины.

Захар предлагает мне совместный бизнес. Продажа куриного мяса. Наш посёлок находится между двумя птицефабриками, рядом с Иваново. Мы покупаем куриц оптом на Горинской птицефабрике, развозим в Иванове по магазинам, продаём мелким оптом. Вычитаем расходы (амортизация в виде фиксированной суммы в день и бензин), прибыль делим пополам. Мне отводится роль торгового представителя за рулём Газели. Захар – организатор и спонсор мероприятия. Родители, как могли, пытались меня отговорить от работы с Захаром, поскольку он кинул всех, с кем когда-либо работал совместно. Но меня было не остановить: во-первых всё прозрачно, я сам покупаю куриц на фабрике, сам продаю, сам заправляю машину, денежные потоки идут через меня, расчёт ежедневный; во-вторых это опыт, который я получу, и если всё получится, я дальше смогу делать этот бизнес сам; в-третьих и последних, у меня сейчас нет ни копейки и мне нужен ежедневный заработок, иначе ждать два месяца до первой зарплаты несколько сложновато.

Всё получилось с первого дня. Утром я покупал тонну куриц, развозил по магазинам, принимал деньги и заказы на следующий день, вечером в гараже мы считали и делили деньги. Получалось, вроде неплохо, но всё очень быстро закончилось. Новый директор птицефабрики, посмотрев на продажи через мелкооптовый магазин и проанализировав розничные цены, открыл по всему Иваново сеть фирменных магазинов «Ивановский бройлер» и организовал собственную службу доставки по сторонним магазинам.

Наш бизнес накрылся, наши пути с Захаром на какое-то время разошлись. 

Я работал в строительной компании, затем в Wimm bill dann. Но в 1998 году разразился кризис и рубль обвалился, цены на продукцию выросли в несколько раз, и когда торговое представительство WBD в Иванове резко просело по продажам (я работал на проценте от продаж, денег стало внезапно не хватать), я ушел работать в то же такси, что и Захар.


Ближе к весне 1999 года Захар встречает меня:

- Лёха, работая в такси или на дядю, никогда миллионером не станешь, нужно делать бизнес. Давай сделаем совместное агентство «Всё для Вас» или коротко ВДВ. 

(я) – Название, конечно тупое, но как говорил бывший директор: «Название должно быть коротким и понятным даже для самого тупого клиента». (У него, кстати, было две фирмы, одна ООО «Строительная компания – 92», вторая ООО «Второй вариант»). Давай к сути бизнеса, почему «Всё для Вас», что именно всё?

- Такси в нынешнем виде – это не классический таксопарк, это не организованная структура. Это хаос, в котором есть «таксисты», имеющие собственные автомобили и сами по себе перевозящие пассажиров, и есть с десяток «диспетчерских служб такси», которые оказывают «информационные услуги», то есть за определённый процент передают «таксисту» заказ. И диспетчерские службы зарабатывают гораздо больше, чем рядовой таксист. Даже если таксистов 200 человек и каждый отдаёт по 20%, а самому остаётся 80%, то по итогу, диспетчер имеет 4000 %, что в 50 раз больше, при этом нет расходов на бензин, на амортизацию и так далее. Нужно открывать собственную диспетчерскую службу, но не такси, потому что их уже как говна за баней, а диспетчерскую службу для бытовых услуг. Тема новая, нужно пробовать, пока этим никто не занялся. Звучало красиво и я вписался.

Мы сняли комнату в гостинице «Иваново», провели туда два телефона, один типа 32-51-97 или что-то другое незапоминающееся, второй телефон типа 32-32-32. Было, по-моему, две линии, тогда уже были многоканальные телефоны. С учётом кода города 0932-32-32-32, на тот момент это было очень круто.

Мы наняли четырёх диспетчеров, которые работали два дня, одну ночь и сутки выходной, итого в день работали два диспетчера, в ночь - один. На стену повесили самую большую карту города, которую смогли найти. Дали во все газеты (обе – «Частник» и «Из рук в руки») бесплатные объявления: требуются абажурщики, автомаляры, автоэлектрики, барабанщики и так далее по справочнику профессий – на простой телефон. И две или три недели просто нарабатывали базу: собирали входящие звонки, заносили в тетради данные о потенциальных работниках, ФИО, адрес, домашний телефон. Тетради были разных цветов. В красную заносили людей творческих профессий – няни, переводчики, воспитатели, музыканты. В синюю – строителей и всё, что с этим связано. В зелёную, всё, что связано с автомобилями и так далее. Отдельная розовая папка – для проституток. Потенциальному работнику присваивали номер, который писали на кнопке такого же цвета, как тетрадь, и втыкали кнопку с номером в карту города. Идея была в том, чтобы при входящем звонке сразу найти человека нужной профессии на карте города, затем в тетради нужного цвета, с тем, чтобы оказать услугу максимально быстро.
Потом приглашали человека «в офис» для заключения договора, согласно которому, мы берём половину денег в качестве комиссии и сводим между собой продавца и покупателя услуг. Конечно, мы понимали, что договор – фикция, но нужно было как-то создать видимость серьёзной конторы.

После того, как необходимое количество потенциальных сотрудников было найдено, мы приступили ко второму этапу: в тех же газетах разместили объявления: услуги абажурщика, автомаляра, автоэлектрика, барабанщика и так далее – на второй телефон. Плюс на каждой странице маленький блок «Агентство «Всё для Вас» - любые услуги для населения». И аналогичную бегущую строку – по телевизору. 

«Частник» выходил по средам, «Из рук в руки» по четвергам. В среду телефон взорвался, а в четверг просто не замолкал. Два диспетчера не успевали. Мы с Захаром первое время дневали и ночевали в гостинице. Первая волна звонков была на 90% порожняк и утоление праздного любопытства. Самый популярный диалог в первую неделю:
«А какие услуги Вы оказываете?», 
- Любые, что именно Вам нужно? 
«Я пока не знаю, а можете рассказать, что именно вы делаете?»
- Всё. Когда Вы решите, что конкретно Вам нужно сделать, звоните.
«А минет сделаете? Гы-Гы-Гы?»
- 500 рублей, диктуйте адрес.
«бип-бип-бип».

За первые две недели мы отбили первоначальные затраты, но при этом сразу возникли первые проблемы. Мы сводили между собой заказчиков и поставщиков услуг, но как забрать свою долю? Переводов «Сбербанк онлайн» ещё не было. Согласно договора, исполнитель должен сам завезти к нам в офис нашу часть денег. Но исполнители не торопились. Только 20-30 процентов привозили деньги сами и только живущие поблизости. Остальные «кормили завтраками», типа завезу с оказией, мне пока не по пути и так далее. Тогда нам с Захаром пришлось ездить за деньгами самим. Процент сборов удалось увеличить процентов до 60-70. Треть, если не больше, говорили: я уже все деньги потратил, в следующий раз отработаю бесплатно. Следующего раза не наступало, ибо работник находил сто причин, чтобы не ехать отрабатывать. Кошка забеременела, ногу промочил, Луна в Стрельце, а он Козерог. Для сбора денег можно было бы привлечь бандитов, но тогда пришлось бы платить «абонплату» и потери были бы больше. 

Данную проблему удалось решить следующим образом: мы на своих машинах привозили работника на адрес и сразу забирали свою половину, вторую половину денег исполнитель получал после выполнения работ. Сборы выросли до 100%, но при этом наша комиссия ненамного превышала количество денег, которое можно было заработать в такси за проезд на такое же расстояние. Мы добавили к цене работ стоимость проезда на такси и подключили к работе таксистов, они привозили работников и брали нашу долю денег. Деньги таксисты привозили в гостиницу, за минусом своей комиссии 20%. Схема заработала, деньги потекли рекой. Было куплено два компьютера (они тогда стоили чуть дешевле, чем крыло от Боинга). 

Однако уже через месяц поток начал снижаться. Анализ причин показал, что работники оставляют свой собственный номер телефона и в следующий раз, заказчики звонили исполнителю напрямую, при этом цена составляла в среднем 75%, то есть заказчик экономил 25%, а исполнитель зарабатывал в полтора раза больше и в нашем посредничестве они больше не нуждались.

Первыми закончились няни, гувернантки, репетиторы, сиделки, ибо их услуги требуются на длительный период, а один исполнитель может закрыть потребность максимум 3-5 заказчиков.

Спустя ещё месяц начали заканчиваться строители, отделочники, электрики, швеи и так далее. Но выручка при этом почти не изменилась. Оказалось, что за счёт мощной рекламы, мы привлекли большое количество любителей платной любви и проституция давала нам больше половины прибыли. Как таксисты, мы знали практически всех девчонок, которые работали в городе, сотрудничали с действующими на том момент агентствами и розовые кнопки постепенно занимали всё больше места на карте города. С агентствами мы работали также 50/50. То есть девочке – 50%; если работали напрямую, то 50% - наши, если через стороннее агентство, то нам и им по 25%. 

Ещё через месяц мы стали крупнейшим в Иванове агентством по предоставлению интим-услуг, а мы с Захаром, соответственно, лучшими сутенёрами города.

Из четырёх диспетчеров, которые работали у нас, троих привёл Захар, он их взял из проститутошного агентства, более того, они же подрабатывали проституцией прямо в соседнем номере с нашим офисом в гостинице, и бонусом брали заказ в конце смены «для личного удовольствия», а одна девочка (Лена) случайно затесалась в эту компанию, мы её взяли по объявлению. 

Я проанализировал выручку по дням, и оказалось, что есть чёткая зависимость: когда дежурил я, выручка всегда больше, чем когда дежурил Захар. Я поговорил Леной, и она подтвердила, что Захар, когда дежурит без меня, не записывает половину поступающих заказов и просто берёт эти деньги себе под разными предлогами: это на оплату телефона, это на бензин, это за аренду офиса и т.д. То есть Захар снова стал крысятничать (а ведь мама предупреждала, не связывайся с Налимом, он слишком скользкий).

Пришло время заканчивать эту деятельность, ибо проработать сутенёром с крысящим партнёром до конца жизни мне совсем не хотелось. Как нельзя кстати, нарисовались бандиты. Слава лучшего агентства города дошла до местного авторитета – Стаса Нефёдова (его потом расстреляли как собаку на улице), который заявился к нам в офис с крепкими ребятами. Они изучили документы и назначили ежемесячную плату. Чтобы не подставлять Елену, я изобразил оскорблённого в лучших чувствах, предъявил Захару за крысятничество, заказав электрика для сестры, а потом не обнаружив этой записи в его дежурство.

Мы с Еленой покинули агентство «Всё для Вас». На этом наши пути с Захаром вновь разошлись. Захар, оставшись один с тремя проститутками, долго агентством не руководил. Так же, как и я, он проанализировал выручку по дням и понял, что как только он выходил за дверь, деньги шли мимо него прямо в карманы проституток. Денег стало внезапно мало, а бандиты ждать своей доли не будут.

Захар принял единственно правильное решение в этой ситуации: продал агентство другим сутенёрам, которые продолжили трудиться на этом скользком пути, а сам на вырученные деньги купил оборудование и построил автосервис и макаронный цех. Через некоторое время случилось ЧП – Захар стал пить, нет не пить, а ПИТЬ! Он пропил автосервис, макаронный цех, Газель и остановился, только когда осталась одна уставшая Волга.

Я к этому моменту построил окрасочный цех, в котором работал, как наёмный директор. Захар пришёл ко мне устраиваться жестянщиком, но я его не взял, предложив работать по контракту – если есть работа, оговариваем сумму и вперёд. Кроме того, для полноценной жестянки у меня не хватало места. Захар устроился в соседний сервис, и мы с ним плотно сотрудничали, но его привычки было уже не исправить. Будучи высококлассным специалистом, он работал с работодателем на условиях 60% - Захару (с его расходниками) и 40% - работодателю. Но и здесь, при оценке стоимости работ, Захар объявлял владельцу авто: цена работ 10 000, семь в кассу, три мне. А то и по 5 тысяч. В первом случае, он получал фактически 72 процента от стоимости работ, во втором – все 80! 

Через год Захар выкупил автосервис, в котором работал, мы ещё какое-то время сотрудничали, обмениваясь заказами. Ещё через полгода я уехал в Москву, а Захар вновь пропил всё, что у него было. 

На этом наши пути разошлись уже навсегда, но воспоминание о том, как мы были лучшими сутенёрами города, осталось.
Перейти на сайт