Лосиный клювик
Расскажу любимую историю, которая не вошла в маленькую серию «О зверятах».
Про лосей.
В 2005 году я поехала на лосиную ферму. Ее хозяин вел свое дело на тот момент уже три года. Первых лосят, найденных в лесу без мам, ему передало охотобщество, еще нескольких подарили коллеги из Костромы. Так потихоньку он и начал растить поголовье.
А я лосей видела только на гербе области и в виде тушенки. В принципе, этих знаний мне вполне хватало для жизни в городе, но редактор сказал: нужен репортаж. И я поехала.
В маленьком придорожном кафе мне показали путь в подсобку, где на деревянной лавке лежал с закрытыми глазами бородатый мужик в камуфляже.
- Здрасст… я из газеты! – пискнула я.
Он приоткрыл один глаз и рыкнул:
- Да мать его за ногу!
Типа, приветствую вас, дорогие гости, прошу проходить и располагаться.
Дружелюбие хозяина, с которым мы, на минуточку, договаривались о встрече заранее, объяснилось просто. Накануне он прошел пешком двадцать километров, подгоняя веселым матерком молодого дебошира, у которого выросли не только три отростка на рогах, но и кое-что еще. Лось по кличке Яндекс (не реклама) на целый месяц сбежал из загона в лес в поисках неокольцованных лосих, а когда не нашел себе невесту - взялся крушить окрестные огороды. Поломал заборы, потоптал насаждения, пожрал всю капусту, мужиков с вилами и лопатами загнал в сараи и на деревья.
Но при этом лоси, выросшие на фермах, привязываются к хозяину, узнают его по голосу и слушаются. Фермеру позвонили из сельсовета, и он отправился забирать питомца, пока не пришлось восстанавливать всю деревню. Шутка ли – гонный лось! Наоравшись до хрипоты, фермер повел своего Яндекса обратно в загон. Так и шли двадцать километров. Да не по шоссе, где в каждой проезжающей машине лось видел бы посторонних самцов, которым надо навалять, а тропами.
Вернулись. Лось сразу поскакал к лосихам, а хозяин рухнул отдыхать. Но через несколько часов его разбудили помощники: все тот же Яндекс загнал на елку местного егеря, тот уже три часа сидит, а кроме хозяина никто с лосем не справится. Егерь от испуга даже не мог вспомнить потом, с сучками была елка или нет. В общем, эти лосиные страсти-мордасти не дали фермеру отдохнуть нифига. А тут я. Хлопаю ресницами: а расскажите, пожалуйста, о становлении вашего необычного бизнес-проекта и его особенностях.
Особенности у бизнес-проекта были такие: сто рублей убытку и постоянная беготня по округе, чтобы лоси в период гона никого постороннего не тра…вмировали. Зачем завел такое дорогое хобби, спрашивается? А мечтал организовать производство из лосиного молока. И две недавно родившие лосихи даже дались ему подоиться, но был нюанс. Когда фермер подходил к ним с пустыми руками – без проблем, можешь потрогать за сиську. А как подкрадывался с ведром – капут, хоть самому на елку прыгай.
Чтобы как-то прокормить животин, он держал придорожное кафе. Не в том смысле, что лоси ходили есть котлеты с макаронами, а чтобы за счет дальнобойщиков компенсировать питание лосей. Потом увидел, что от лосей остается куча недогрызенного дерева, и организовал лесопилку. И все равно, по его словам, едва выходил в ноль.
Посидел фермер, погоревал мне в диктофон, а потом повел смотреть это беспокойное хозяйство. Не самцов, конечно (их можно обозревать только с елки), а самок. Они не агрессивные.
Вот что я скажу вам, друзья. Когда я буду помирать, то среди хорошего, что было со мной в этой жизни, непременно вспомню, как лосиха по кличке Яблонька ела у меня с руки хлеб и морковку. И губы ее были теплыми, а нос – большим и мягким, как волосатый клювик. А когда она вздохнула, шерстинки пощекотали мне ладонь.
Тут мне и стало понятно, зачем держать такой нерентабельный и беспокойный бизнес. Потому что клювики. И вздыхают.
- Вам, наверное, помощь нужна? Может, что-то привезти из города? – спросила я фермера. Думала: соберем морковки, капусты, яблок, привезем лосям…
- Солярки бы. Литров триста, - ответил фермер. И вздохнул.