Последние на Луне: 50 лет миссии «Аполлон-17», 11 картинок и текст 151037 В истории так сложилось, что с лунной программой «Аполлон» американцы shutok.ru » Картинки » Последние на Луне: 50 лет миссии «Аполлон-17», 11 картинок и текст
Последние на Луне: 50 лет миссии «Аполлон-17», 11 картинок и текст
В истории так сложилось, что с лунной программой «Аполлон» американцы обогнали Советский Союз в космической гонке. Пусть далось это Соединенным Штатам очень дорого, но американцы ступили на поверхность Луны, а советские граждане нет.
Была ли мистификация?
Замечательное было время – большая часть научно-технологических проектов разворачивалась не ради бизнес-схемы, а исключительно чтобы утереть нос заокеанскому оппоненту. И ведь получалось же.
Первый искусственный спутник, человек в космосе, первый в истории планетоход «Луноход-1» и прочие. Американцы в космосе, вопреки обычаю, долго запрягали, но быстро поехали. Достаточно сказать, что по уровню затрат лунная программа переплюнула знаменитый «Манхэттенский проект».
Сразу пять миссий «Аполлон» с номерами 11, 12, 14, 16 и 17 вполне успешно доставили астронавтов к Луне. Руководителем программы был назначен нацист Вернер фон Браун, доставшийся американцам в качестве трофея.
Для Советского Союза лунные успехи Соединенных Штатов были болезненны, но рвать волосы на голове никто не собирался – собственную программу освоения земного спутника быстро свернули, сконцентрировавшись на других объектах. Благо космос оказался безграничен для осуществления самых смелых фантазий. Юджин Сернан на Луне в декабре 1972 года
Харрисон Шмитт на Луне в декабре 1972 года
Но позже появились альтернативные мнения. Речь о конспирологических теориях, разоблачающих фальсификацию американцами всей лунной программы. На стороне искателей правды вся мощь Голливуда, который мог бы без особых проблем снять и смонтировать любое видео с лунными ландшафтами.
Астронавты в таких «мультиках» могли и на Солнце присесть, если совсем постараться. Развенчивать подобные заблуждения не входит в задачу данного материала, но кратко остановиться на этом моменте всё же стоит. Иначе вся история вокруг 50-летия последнего посещения американцами Луны не имеет смысла. Места высадки американских «Аполлонов» на Луне
Самая главная слабость в теории любого отрицателя полета астронавтов к Луне – это наличие образцов лунного грунта. Американцы привезли с собой чуть менее четырёх сотен килограмм вещества с Луны, которым они активно делились.
Например, с Советским Союзом, которому передали 324 грамма грунта из Моря Изобилия, материкового района вблизи кратера Амегино и Моря Кризисов. Обмен инопланетным материалом между США и СССР закреплён договором ещё в 70-х годах – по протоколу отдавать необходимо было не менее 3 грамм с каждой миссии.
Когда отечественные геологи сравнили грунт, привезённый миссией «Аполлон-11» и собственные запасы от «Луны-16, -20 и -24», оказалось, что они почти идентичны. Воссоздать лунный грунт в земных условиях, по крайней мере на начало 70-х годов, было невозможно.
Поверхность естественного спутника Земли выстлана уникальным веществом, сформировавшимся в вакууме, под палящими солнечными и космическими лучами, а также под постоянной бомбардировкой метеоритами. Строго говоря, лунный грунт – это раздробленные горные породы, кусочки стекла – продукты плавления от ударов, и агглютинаты, сформированные из обломков и стекла.
Вторым подтверждением присутствия американцев на Луне стали современные фотоснимки с Земли, на которых отчётливо видны и лунные автомобили, и посадочные модули, и следы от колес. Даже дорожку, протоптанную Нилом Армстронгом, можно разглядеть. Кстати, на спутнике припаркованы наши роботы-планетоходы серии «Луноход», которые появились гораздо раньше американцев.
Когда по конспирологии нанесён удар, можно разобраться, чем американцы занимались в ходе своей последней лунной миссии «Аполлон-17».
Рекорды декабря 1972 года
Пятьдесят лет назад полеты американцев к Луне не то чтобы стали уже обыденностью, но воспринимались вполне спокойно. Приходит на ум старая японская пословица:
«Кто ни разу не покорил Фудзи – тот дурак, но тот, кто поднялся на её вершину дважды – дважды дурак.»
Как бы то ни было, астронавты до 11 декабря 1972 года пять раз высаживались на Луне, проведя на ней в общей сложности более девяти суток. Последняя миссия «Аполлон-17» должна была стать и самой продолжительной.
Так и случилось – Юджин Сернан и Харрисон Шмитт прожили на Луне 75 часов, из которых 22 часа непосредственно на грунте земного спутника. Именно Шмитту, профессиональному геологу, научный мир обязан доставке чистого оливина, самого древнего минерала с Луны. Анализ показал, что образцу не менее 4,5 млрд лет.
Американцы не были бы американцами, если бы не брали с собой на Луну автомобили. Точнее электромобили на батарейках, перезарядка которых не предусматривалась. Каждый Lunar Roving Vehicle (LRV) представлял из себя максимально облегчённую конструкцию, способную складываться в компактный чемодан на спускаемом модуле.
Возврату «лунные кары» не подлежали и так и остались на Луне безмолвными свидетелями присутствия американцев. В декабре 1972 года астронавты славно покатались у подошвы Южного горного массива. Сразу семь с половиной часов длился самый продолжительный выход американцев на ровере.
За это время они проехали около 20 километров и собрали более 34 кг образцов лунных минералов. На машине были установлены пара сейсмозондов, детектор космических лучей, а также специализированная техника для всестороннего изучения лунного грунта.
Можно с высокой долей уверенности заявить о научной миссии полета «Аполлон-17» к Луне – до этого все экспедиции несли больше политическую окраску.
Lunar Roving Vehicle и его детали
Немного о колесах астронавтов на Луне декабря 1972 года. На одной из мини-экспедиций ровер удалось разогнать до внушительных 18 км/ч, что навсегда осталось рекордом. Шмитт, кстати, до сих пор здравствует, впоследствии лестно отозвался о характеристиках машины:
«Лунный вездеход оказался надежным, безопасным и гибким аппаратом для исследования Луны, каким мы и ожидали. Без него основные научные открытия Аполлонов-15, 16 и 17 были бы невозможны, и наше нынешнее понимание лунной эволюции было бы невозможным.»
Тем не менее, неисправности у Lunar Roving Vehicle всё-таки присутствовали. Во время миссий у роверов разрушались крылья над колесами. Казалось бы, пустяковая поломка, на Земле на неё бы и внимания не обратили.
Но на Луне колеса без крыльев поднимали тучи пыли, оседающей на астронавтах, аппаратуре и самом ровере, грозя ещё большими неисправностями. В итоге часть крыла удалось зафиксировать армированным скотчем, который после лунной миссии приобрёл поистине мировую славу. Возвращались Сернан и Шмитт 14 декабря, спустя трое суток после прилунения. За это время они проехали более 35 километров и собрали 110 килограмм образцов горных пород Луны, с которыми исследователи не могут окончательно разобраться до сих пор.
Даже в наше время ещё можно встретить аналитические отчеты российских авторов, занятых изучением образцов лунного грунта, доставленных 50 лет назад.
Была ли необходима обитаемая миссия на Луну? С практической стороны, конечно, она не имела особого смысла – научный профит от многомиллиардных полетов был несоизмеримо мал.
Кто-то скажет про технологическую инфраструктуру миссии, которая в будущем стала основой современной высокотехнологичной индустрии. Если это и правда, то лишь отчасти – многие решения, например, интегральные микросхемы, появились ещё до миссии и независимо от неё.
Лунные «Аполлоны», как и многочисленные советские космические программы, были исключительно политическими продуктами, родившимися в эпоху противостояния двух мегадержав. И это было славно. И этого сейчас нам так остро не хватает. Если бы не нацист Вернер фон Браун, американцы бы полетели к Луне гораздо позже
Комментарии 3