- Наверняка каждый обращал внимание на то, что у многих судов на носу ниже ватерлинии имеется какой-то странный выступ, по форме выглядящий как некое подобие «нароста». Очевидно, что делают их не для красоты, а с какой-то конкретной целью. Как же эта штуковина называется и для чего на самом деле она нужна? Разберемся по порядку.
- Загадочный «нарост» на носу некоторых кораблей ниже ватерлинии называется носовой бульб. В русский язык слово «бульб» пришло в свое время из французского и переводится как луковица. Хотя в первую очередь данный элемент конструкции ассоциируется с кораблями, в действительности бульб – это весьма распространенное конструкторское решение в инженерном деле. В широком смысл бульб – это утолщение на конце чего-либо, сделанное в первую очередь с целью повышения прочностных характеристик элементов несущей конструкции. Помимо судостроения «нарост» можно часто встретить в строительном деле при укреплении ферм (стержневая система), балок, колонн, быков (опор мостов) и т.п.
- Во время движения борт корабля создает волну, которая в свою очередь становится источником волнового сопротивления, замедляющего судно и повышающего его расход горючего. Особенно актуальна эта проблема для больших кораблей с длиной ватерлинии не менее 15 метров и мощными двигателями. Установка бульба позволяет в известной степени преодолеть волновое сопротивление за счет изменения изгиба волны, формируемой носом корабля во время движения. Если корабль без бульба как будто рубит воду перед собой, то корабль с бульбом ее «подбрасывает». Как итог, правильно сконструированный и хорошо адаптированный под параметры конкретного судна бульб сокращает расход горючего на 12-15% и повышает скорость движения на несколько узлов. В некоторых случаях наличие правильного бульба позволяет экономить до 30% мощности силовой установки корабля. Что в свою очередь позволяет ставить менее прожорливые двигатели.