Галерея человеческих трагедий и пороков: 10 самых печальных картин русских художников
Живописцы XIX века обращали внимание на судьбы «маленьких людей» и находили вдохновение в библейских сюжетах
Социальные перемены в Российской империи во второй половине XIX века отразились на многих сферах жизни: отмена крепостного права в 1861 году стала одной из важнейших вех в истории страны и повлияла в том числе на искусство. Спустя пару лет было и создано товарищество художников-передвижников, которые в своем творчестве регулярно обращались к «злободневным» тема и запечатлевали людские страдания и пороки.
- Виктор Васнецов
На этом не слишком известном полотне Васнецова, хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлена пара стариков, бредущая по замерзшей Неве со скромным узлом пожитков.
На лице старика — красном, немного одутловатом — мы читаем отпечатки вины. Скорее всего, из-за его долгов им пришлось покинуть ставшее не по карману жилье. Лицо старухи строго и непроницаемо. Рядом с бедняками изображена печальная собачонка, а на фоне возвышается строгий шпиль Петропавловского собора.
Эта картина принесла молодому художнику большой успех, но в итоге мы знаем Васнецова прежде всего как автора картин на сказочные сюжеты.
Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876 - «Алёнушка»
К сказочным картинам Васнецова принято относить и «Алёнушку», написанную в 1881 году, хотя она и не предполагалась таковой по замыслу художника. Печальную героиню картины он писал с крестьянки. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов, которому удалось передать этот взгляд девушки.
Первоначально картина называлась «Аленушка (Дурочка)», но словом «дурочка» в народе называли не глупых, а юродивых сироток. Их жалели и даже уважали, считая, что они имеют связь с Богом.
За спиной Аленушки изображен дремучий, мрачный лес, создающий давящую атмосферу. Кажется, что девушка заблудилась во мраке жизни и дорогу к настоящему дому ей уже не сыскать. Но Васнецов оставляет героине надежду: над ее головой на ветви дерева сидят ласточки — символ надежды.
Виктор Васнецов. «Алёнушка». 1881 - «Похороны первенца»
Высокая детская смертность была неотъемлемой частью жизни людей всех сословий вплоть до XX века — родителям часто приходилось хоронить младенцев. Такая трагедия запечатлена на полотне Николая Ярошенко.
Одетая в темное пара идет по заснеженному кладбищу с покосившимся крестами. Мать, словно ребенка, прижимает к груди нарядный гробик с телом первенца. Следом за несчастными родителями идет гробовщик в летах. Он спокоен и курит трубку — ему слишком часто приходится видеть такую картину, чтобы принимать ее близко к сердцу. Для него рытье могилы для младенца — всего лишь работа.
Николай Ярошенко. «Похороны первенца». 1893 - «Не пущу»
Пьянство, пожалуй, можно назвать самым часто изобличаемым пороком в России. Среди картин на эту тему есть немало печальных, если не сказать тоскливых. На полотне Владимира Маковского «Не пущу» изображена рядовая, по сути, сцена: женщина, к которой прижимается ребенок, стоит перед мужем у дверей пивной, заслоняя вход. В глазах — смесь страха и отчаяния, рот приоткрыт в предостерегающем крике. Такую, кажется, с места не сдвинешь.
Впрочем, для пьяницы-мужа эта ситуация, похоже, не нова. Потрепанный и плохо одетый мужчина намерен войти внутрь и готов к короткой потасовке, исход которой очевиден. Дополняет картину фрагмент унылого забора, за которым видны крыши домов, удивительно похожих здесь на пятиэтажки XX века.
Владимир Маковский. «Не пущу». 1892 - «Совесть, Иуда»
Выразить внутренние терзания человека попытался Николай Ге в картине «Совесть, Иуда». Это библейское полотно примыкает к «Страстному циклу» художника и изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа.
«Такой Иуда — в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине „Совесть“», — писал Николай Ге о своей картине, которую многие критики и коллеги художника считали слабой и неудачной.
Николай Ге. «Совесть, Иуда». 1891 - «Очередные у бассейна»
Василий Перов — первый художник, имя которого приходит на ум, когда речь идет о печальных картинах про обездоленных людей. Именно их мы видим на полотне «Очередные у бассейна» 1865 года.
В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но тоже за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра. Зимой плохо одетым людям приходилось стоять на лютом морозе. Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя.
Василий Перов. «Очередные у бассейна». 1865 - «Тройка»
Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Тщедушные детские фигуры, из последних сил тянущие в гору бочку с водой на морозе, воплощают страдание. Крестьянских ребятишек часто отправляли в город подмастерьями, где они работали на износ в нечеловеческих условиях.
Перов долго искал натурщика для «лидера» тройки. В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.
Через несколько лет к Перову пришла убитая горем женщина, в которой он с трудом узнал мать Васи. Крестьянка рассказала, что смерть забрала ее единственного сына, и молила Перова продать ей «Тройку», которая уже находилась в Третьяковской галерее. Перов отвел ее в музей, где одинокая вдова долго плакала и молилась перед портретом умершего сына. Увидев эту сцену, художник написал для нее отдельный портрет мальчика.
Василий Перов. «Тройка». 1866 - «Больная»
Несвойственная творчеству Поленова мрачная картина отражает личные трагедии художника, потерявшего сперва возлюбленную Марию Оболенскую, затем любившую его самого Елизавету Богуславскую, а в конце концов и сестру-близнеца Веру. Над этим полотном, существующим в двух версиях, Поленов работал в течение долгих 13 лет.
На картине 1886 года изображена комната, едва освещенная лампой с зеленым абажуром. Терзаемая недугом девушка, лицо которой трудно разобрать в сумраке, лежит на кровати — художник дает понять, что дни ее сочтены.
Василий Поленов. «Больная». 1886 - «Мужичок из робких»
Этот примечательный портрет Репин написал в родном Чугуеве. С картины на зрителя смотрит взлохмаченный бородатый мужчина в поношенном пальто. Он кажется жалким и тщедушным, но в его пронзительном взгляде ощущается некая скрытая сила, а кому-то видится и что-то обвиняющее.
Похоже, что тяжелая жизнь рано состарила этого человека, но он не утратил внутренний стержень и чувство собственного достоинства.
Илья Репин. «Мужичок из робких». 1877 - «Русалки»
Эта картина написана Крамским по мотивам повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На переднем плане у берега изображена группа русалок — девушек, утопившихся от несчастной любви и утягивающих под воду живых.
Печальной картину желают невероятно притягательные, но омертвевшие лица утопленниц — в ярком лунном свете проявляется истинная сущность будто бы красивых русалок. На заднем плане виднеется зловещий заброшенный дом, описанный Гоголем.
Картину представили на первой выставке передвижников, а затем ее приобрел Павел Третьяков. Не удивительно, что о столь мистическом полотне ходили разные байки. Кто-то по ночам слышал в галерее загадочное женское пение, кто-то говорил, что картина пробирает до мурашек. Есть легенда, что русалки «успокоились», когда полотно перевесили подальше от лунного света.
Иван Крамской. «Русалки». 1871