ШутОк

Зачем на иллюминаторы кораблей ставят странные круглые штуки, 4 фото и текст

  1. Наблюдая корабли в порту или смотря фильм на морскую тематику, часто можно заменить на окнах рубки судов (где располагается капитанский мостик), странные круглые штуки на окнах. Разберемся, что это такое и для каких целей используется.

  2. Называется данное приспособление центробежный судовой стеклоочиститель (сlear view screen) или "диск Кента", задачей которого является обеспечение видимости рулевому при любой погоде. Каждый знает, что корабли, особенно бороздящие океанские просторы, могут попасть в сильный шторм или грозовой фронт с большим обилием осадков. Даже несмотря на то, что рубку стараются разместить достаточно высоко, это часто не спасает от плохой видимости, когда мощные осадки, как сверху (мокрый снег, сильный дождь), так и снизу (брызги волн), полностью заливают окна и иллюминаторы.

    Классические "дворники", как на автомобилях, в виде перемещающихся с одной стороны окна на другую щеток, также устанавливаются на корабли, но они менее эффективны, чем центробежный вариант, хотя бывает, что устанавливают их совместно на одном судне.
  3. Изобрели подобные штуки достаточно давно, еще в первой половине XX века и изначально они предназначались для автомобилей, однако достаточно сложная конструкция не прижилась на автотранспорте, зато оказалась весьма востребованной в судостроении.

    Центробежное стекло врезается в окна корабельной рубки и фиксируется с помощью уплотнителей, которые обеспечивают герметичность конструкции. Механизм центробежного стеклоочистителя представляет из себя двигатель, расположенный по центру неподвижного стекла и вращающегося стеклянного диска. Скорость вращения диска достигает 1700 оборотов в минуту и возникающая центробежная сила не позволяет задерживаться на нем воде или снегу даже при мощных потоках, моментально разбрызгивая осадки.
  4. Дополнительно подобный очиститель оснащается системой подогрева, который обеспечивает защиту от конденсата и обледенения. Вращающийся стеклянный диск обязательно должен быть плоским, чтобы исключить любые искажения и не создавать эффект линзы. Диаметр стеклянного диска обычно не превышает 380мм, вполне достаточно, чтобы даже в сильный шторм рулевой мог видеть обстановку перед носом корабля. На двигатель стеклоочистителя может подаваться как постоянное, так и переменное напряжение.

    Механизм подобных устройств достаточно надежен, опасным для него (как впрочем и для других механизмов) является попадание в пылевое облако в момент работы, т.к. абразивные частицы очень быстро вращающееся стекло сделают матовым.

    Добавлю, что подобные устройства используются не только на морских судах, часто центробежные стеклоочистителю используют на поездах и другом железнодорожном транспорте в местах, где часто идут сильные снегопады.

Перейти на сайт