- В дополнение к утренней теме
- До чего же удивительно то, что Вселенная не любит повторений! Казалось бы: звезда - плазменный шар, и сколько их в космическом пространстве? В одном лишь Млечном Пути миллионами лет кружит хоровод из 400 млрд светил вокруг галактического центра, и это только в нашей Галактике, а на просторах космоса их, как предполагают астрономы, опираясь на последние данные, около 1 триллиона! И это только в видимой области Вселенной - той, что доступна для наблюдения в самые мощные телескопы. Но несмотря на это, каждый такой плазменный шар уникален: размер, состав, светимость, температура и постоянно меняющаяся раскалённая поверхность. Где-то еле заметно сияют коричневые и красные карлики, по размерам ненамного превышающие наш родной Юпитер, а где-то сияют ярчайшие жемчужины галактик - голубые гиганты, которые видны даже из других рукавов галактики. Но есть и "старички", доживающие свой век, и некоторые из них пугают землян. Одной из таких "старушек" является Бетельгейзе.
Звёзды-гиганты, израсходовавшие своё ядерное топливо, опасны тем, что, когда произойдёт вспышка сверхновой, в пространство вырвется огромный поток радиации, и гипотетическая жизнь, оказавшаяся неподалёку от подобного фейерверка, погибнет. Вот и о Бетельгейзе, гигантской звезде, ведётся немало споров. Никто бы не отказался стать свидетелем вспышки сверхновой, и зачастую люди задают вопрос, говоря о ней: "Ну когда уже? Когда?" А кто-то желает, чтобы человечество никогда не увидело гибель этой звезды, боясь, что поток радиации в таком случае не приведёт ни к чему хорошему.
Эта звезда невероятно огромна. Если бы она была вместо Солнца, то поглотила бы собой все планеты Земной группы и даже Юпитер. Среднее расстояние составляет до неё примерно 650 световых лет.
- Если зимним вечером вы гуляли и любовались звёздным небом, то наверняка вы обращали на неё внимание - на эту яркую оранжевую звезду, ярчайшее светило созвездия Ориона - легко узнаваемой фигуры воина:
Бетельгейзе слева в плече.
- Созвездие Ориона.
- Во времена своей "молодости" она была примерно в 2-3 раза больше нашего Солнца и в несколько раз массивнее его, но сейчас она постарела и сожгла весь водород в своих недрах, ядро её из-за этого начинает сжиматься от выделяющегося тепла, нагревается и расширяется её оболочка, поэтому она стремительно "толстеет". Солнце через 4 млрд лет ожидает та же участь, правда, в более меньших масштабах - увеличившись, оно едва коснётся Земли, поглотив Меркурий и Венеру. Взорвётся Бетельгейзе тогда, когда её ядро не выдержит собственной тяжести, или иными словами - когда не сможет сопротивляться собственной гравитации и стремительно сожмётся в нейтронную звезду - сверхплотный объект диаметром всего в 10-15 км, но масса там будет в несколько солнечных, потому-то и выделяется при этом сжатии огромное количество энергии - данный процесс и есть взрыв сверхновой, взрыв, который отбросит оболочку звезды в окружающее пространство. Подобные события в Млечном Пути происходят примерно 1 раз в 50-100 лет. Поскольку такого уже давно не случалось, то Бетельгейзе - явный первый кандидат. Но человеческая жизнь слишком короткая: мы не можем следить за всем жизненным циклом звезды и по крупицам собираем о них информацию, наблюдая за разными объектами, так что данные о вспышке Бетельгейзе весьма размытые - от завтра до 10 000 лет.
Взрыв Бетельгейзе будет выглядеть примерно так.
- Сейчас у астрономов Бетельгейзе то меркнет на глазах, то разгорается снова. Она могла, кстати говоря, уже взорваться, поскольку свет от неё идёт 650 лет. Так, если 650 лет назад она вспыхнула, то мы вот-вот сможем увидеть это уникальное явление. Заглянуть бы в недра Бетельгейзе точно так же, как мы заглядываем внутрь своего тела с помощью рентгеновских лучей! Только так учёные смогут понять, когда её ядро начнёт сжиматься - этот момент крайне важен, так как из него пойдёт мощный поток мелких частиц нейтрино. Они с лёгкостью пронизывают звезду, движутся на околосветовой скорости и достигают нас. Если бы учёные умели регистрировать эти нейтрино, то хотя бы за несколько недель до взрыва звезды можно сказать, когда он будет, чтобы все обсерватории мира смогли нацелить своё оборудование на Бетельгейзе, ведь зрелище редкое и невероятное! Но опасное ли?
Взрыв рождает огромное количество высокоэнергетических частиц - космических лучей, опасных и вредоносных для знакомой нам формы жизни. В большой опасности находятся космонавты, так как они не защищены ни атмосферой, ни магнитным полем планеты, а, следовательно, могут получить большую дозу радиации. Для тех, кто на Земле, этот взрыв не страшен, тем более, что всё-таки расстояние в 650 световых лет - путь немалый. Согласно расчётам, сверхновые убивают только в окружении 50 световых лет рядом с собой. На более далёких дистанциях излучение рассеивается и уже не такое "концентрированное". Так что при взрыве Бетельгейзе никакого апокалипсиса не будет. Главное - спасти космонавтов, а на данный момент наши технологии позволят узнать об этом всего за несколько часов - во время сжатия, когда ядро сожмётся, но звезда ещё не сбросит свою оболочку, хлынет поток нейтрино, который можно будет зарегистрировать на Земле.
Вспышку Бетельгейзе с Земли будет видно примерно так.
Сама же Бетельгейзе станет такой же яркой на небе, как полная Луна, а спустя несколько месяцев потускнеет и перестанет быть видна невооружённым глазом. Орион - созвездие зимнее, поэтому тёмных ночей благодаря вспышке Бетельгейзе в холодное время года уже не будет! Нам повезло, кстати говоря. Дело в том, что, когда Земля была молодой, её атмосфера была не такой мощной, как сейчас. Если бы сверхновая вроде Бетельгейзе взорвалась где-то поблизости или на таком же расстоянии, как она, жизнь на Земле могла бы бать уничтожена на корню: вспышка простерилизовала бы планету, и тонкая атмосфера не спасла бы тут ни один микроб. Ну и везучая же наша Солнечная система! Поневоле задумаешься о том, будто что-то её оберегает...