- 5 апреля 1943 года завершилась эпопея китайского моряка, который несколько месяцев провел в одиночестве в открытом океане.
В начале апреля 1943 года трое бразильских моряков, вышедших на промысел, в открытом море наткнулись на странного вида плот с единственным пассажиром. По состоянию плота и по внешнему виду мужчины можно было понять, что плавание продолжается довольно долго. Понять, насколько долго, не удалось – странный мореплаватель не говорил по-португальски.
Лишь когда рыбаки доставили мужчину в устье Амазонки, в бухту Мараджа, с помощью переводчика удалось узнать, что неизвестный – моряк с британского торгового судна «Бен Ломонд», которое было уничтожено подводной лодкой.
Пань Лянь, или Пун Лим, как называют его в англоязычных источниках, родился на китайском острове Хайнань в марте 1918 года. Многие жители Хайнаня становились рыбаками или моряками, и Пун Лим не стал исключением. Ремесло моряка в 1942 году привело его на британское торговое судно «Бен Ломонд», на котором он служил вторым стюардом.
Морские линии в военный период были небезопасны, зато такая работа хорошо оплачивалась. В ноябре 1942 года судно, переоборудованное в военный транспорт, выполняло рейс из Кейптауна в Южную Америку.
На третий день плавания «Бен Ломонд» был атакован немецкой подводной лодкой U-172. Пораженное торпедой судно стало стремительно уходить на дно. Пун Лим оказался в числе тех немногих, кто успел надеть спасательный жилет и покинуть гибнущее судно.
Пун Лим на плоту. - Отплыв на некоторое расстояние от тонущего корабля, стюард увидел пятерых членов команды, находившихся на спасательном плоту. Он стал отчаянно звать на помощь, но они его не услышали. Плот быстро уносило ветром.
Через некоторое время Пун Лим увидел еще один спасательный плот с «Бен Ломонда». Ему удалось доплыть до него, но никого из членов команды на борту не оказалось.
Деревянный спасательный плот площадью 2,5 квадратных метра был оборудован тентом, призванным спасать моряков от палящего солнца. На борту имелся аварийный двухсуточный запас пресной воды и продуктов, рассчитанный на 25 человек: пресная вода в стальных баллонах, галеты, консервные банки с ветчиной, сгущенное молоко, шоколад.
Этого запаса должно было хватить на то, чтобы дождаться помощи – ведь судно затонуло в районе активного судоходства, и моряк полагал, что его быстро обнаружат.
Однако плот стремительно сносило в сторону от судоходной трассы. Спустя несколько дней Пун Лим, разделивший свои запасы с расчетом на месяц, понял, что, возможно, был слишком оптимистичен.
Время шло, запасы таяли. Спасаясь от нестерпимой дневной жары, моряк, привязав себя линем (тонкий корабельный трос), плавал в море. Это помогало бороться с опуханием ног, вызванным длительной неподвижностью.
Во время одного из таких заплывов он обнаружил неподалеку от себя акулу, чудом не став ее добычей.
Вскоре он понял – если не придумает способ добывать пищу и воду, то выжить не сможет. Пун Лим стал собирать дождевую воду с тента. Разобрав фонарик, найденный на плоту, он вытащил из него пружину, сделав из нее рыболовные крючки. Вместо лески моряк использовал расплетенный линь. Из остатков консервированной ветчины сделал наживку и после трех дней экспериментов поймал первую рыбу.
Из своей добычи Пун Лим высасывал сок, а кусочки вялил на солнце. Часть из них он съедал, а часть использовал в качестве новой наживки.
Чем дольше длилось плавание, тем хитрее и изворотливее он становился. Из старой консервной банки он сделал «гнездо», которое набил водорослями с днища плота. Рядом с «гнездом» Пун Лим положил кусочки вяленой рыбы. Одна из чаек, круживших возле плота, позарилась на угощение и была мигом схвачена китайцем. Пун Лим выпил кровь птицы, часть мяса съел сырым, остальное оставил вялиться на солнце.
Вытащив один из гвоздей, которыми крепился плот, он сумел превратить его в нож. Второй вытащенный гвоздь моряк сделал большим рыболовным крючком. Теперь акулы не пугали его – он решил, что превратит хищников в добычу.
Новую пойманную чайку Пун Лим использовал в качестве приманки, и полутораметровая акула клюнула на нее. Китаец вытащил хищницу на борт, но разъяренная акула едва не схватила его. Тогда Пун Лим ударами стального баллона из-под пресной воды оглушил акулу, после чего добил ее ножом.
Кровь акулы он использовал для питья, а плавники завялил на солнце. На родном Хайнане акульи плавники считались деликатесом.
- Поначалу Пун Лим пытался считать дни, затем недели, а в итоге стал считать только месяцы, ориентируясь на полнолуния.
Иногда над ним пролетали американские самолеты, но летчики не замечали его. Один раз американский корабль пытался оказать ему помощь, но в этот момент начался шторм, и его потеряли из виду.
Несколько раз неподалеку от него всплывали немецкие подлодки, но в этих случаях сам Пун Лим предпочитал оставаться незамеченным.
Один случай запал ему в душу на всю жизнь. Проходящий мимо корабль заметил его, подошел ближе, но затем изменил курс. «Они поступили так, потому что я китаец», — рассказывал Пун Лим.
Ни это происшествие, ни шторма, ни изнуряющий зной, ни бесконечное одиночество не свели его с ума. За несколько дней до встречи с рыбаками он понял, что приближается к суше — изменился цвет воды, а чайки теперь кружили вокруг его плота, не переставая.
На берег он сошел без посторонней помощи. Его доставили в больницу, где врачи установили, что угрозы жизни нет. Кожа обветрилась и загрубела, на ней имелись солнечные ожоги, но это были сущие мелочи.
Когда через британского консула в Бразилии удостоверили личность моряка, установив все обстоятельства его истории, оказалось, что его скитания в океане продлились 133 дня. Удивительно, но за это время он похудел всего на 9 килограммов.
Из 55 членов экипажа «Бен Ломонда» спастись удалось только десятерым. Пун Лим, несколько месяцев считавшийся погибшим, стал одиннадцатым.
История моряка стала широко известной, и английский король Георг VI пригласил его в Лондон, где вручил медаль Британской империи.
После окончания Второй мировой войны Пун Лим решил уехать в США, где к тому времени уже жил его брат, однако не получил разрешения. Но его известность помогла — сенатор Уоррен Магнусон вступился за героя, и Пун Лиму позволили жить и работать в Соединенных Штатах.
Он продолжил работать на флоте, теперь уже американском. В отставку шеф-стюард Пун Лим вышел в 1983 году.
Журналисты любили беседовать с Пун Лимом и часто напоминали ему — никому, кроме него, не удалось, потерпев кораблекрушение, в одиночестве продержаться в океане 133 дня. «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд», — ответил однажды мудрый китаец.
Пун Лим.