ШутОк

Самурайские вундервафли, 21 фото и текст

  1. В продолжение темы: Потомки Железного Капута и другие вундервафли.

    Наряду с Германией созданием различных видов чудо-оружия занимались и другие страны. Не отставала от других и Япония, а с учетом японского менталитета и скудности ресурсов зачастую у них получались весьма любопытные и изощрённые творения. А на некоторые из них без смеха смотреть  просто невозможно. В то же время японцам было плевать на всяческие Женевские конвенции, поэтому фантазия нихондзинов порой выходила за все разумные рамки.
  2. Самой монструозной японской вундервафлей стали линкоры типа «Ямато». Англичане гордились своим «Кинг Джорджем V» водоизмещением 42000 т. У немцев был «Бисмарк» в 51000 т. Американская «Айова» имела водоизмещение 57000 т. Но японцы переплюнули всех. Они построили «Ямато» и «Мусаси» водоизмещением по 73000 т и вооружили их девятью 460-мм орудиями. На море с ними на равных могли бы соперничать американские линкоры типа «Монтана», но они так и не были построены. Вся остальная мелочь типа «Норт Кэролайн», «Саут Дакота» и даже «Айова» были «Ямато» на один зуб. Однако в годы войны этим японским монстрам не пришлось сыграть значимой роли. Если  Япония, кряхтя и упираясь, смогла построить всего два таких линкора, то американцы выпускали свои чуть ли не серийно. Плюс к этому американцы технологически превосходили японцев не на одну голову, а как минимум на три. Радары, системы управления огнём, вычислители - все это было у американцев, и самого высокого качества. А у японцев с этим дела обстояли не очень. Все решающие морские битвы прошли без участия «Ямато» и «Мусаси». Оба линкора погибли в результате атак авиации, главного врага флота. На «Ямато» пошло ко дну 3063 человек, на «Мусаси» 1023. Суммарные потери американцев составили 28 самолётов.
  3. Гигантоманией в Японском флоте страдали и подводники. Коварные гайкокудзины регулярно бомбили Японскую империю, в то время как японские бомбардировщики не обладали необходимой дальностью полета для ответного удара по США. "Нет ничего, чего нельзя было бы достичь с помощью непоколебимого воображения" решили адмиралы. И придумали подводный авианосец. Подводная лодка должна была доставить самолёты поближе к американскому побережью, откуда они смогли бы совершить налет. 9 сентября 1942 с подлодки I-25 был поднят гидросамолёт «Yokosuka E14Y», сбросивший две зажигательные бомбы в горах американского штата Орегон. Большого пожара не случилось, но в США появилось паническое ощущение вторжения японцев. Войдя во вкус, адмиралы решили закрепить успех. Подводные авианосцы класса «I-400 Sentoku» являлись самыми крупными подлодками в мире до тех пор, пока в 1960-е годы не начали строить ядерные ракетоносцы. Каждая подлодка могла нести 3 самолёта «Aichi M6A Seiran», каждый с парой ОФАБ-250. Эти подлодки японцы разрабатывали специально для того, чтобы доставить на них самолёты через Тихий океан и разбомбить шлюзы Панамского канала. Но когда лодки были введены в строй, японцам было уже не до бомбардировок Панамского канала.
  4. "Лягушка в колодце не ведает о море , зато она знает каким синим может быть небо" - говаривали самураи. Mitsubishi A6M, больше известный как «Зеро», был самым известным самолётом на тихоокеанском театре военных действий. На протяжении начального периода войны «Зеро» превосходили союзные истребители по многим параметрам, имели огромную дальность и великолепную маневренность, поэтому их появление стало настоящим шоком. В первом своем бою 13 «Зеро» за полчаса уничтожили 27 китайских И-15 и И-16, ни одного японского самолета сбито не было. Когда началась война Японии и США, американцы рассчитывали на тотальное превосходство своих Brewster F2A Buffalo и Curtiss P-40 Warhawk. Американские самолёты превосходили «Зеро» в скорости и живучести, но уступали в маневренности. Поэтому японцы гоняли американцев (да и англичан) достаточно долго, пока у тех и других не стали массово появляться более современные машины, а командир эскадрильи Джон Тач не придумал маневр, названный «плетёнка Тача». Этот маневр позволял паре американских истребителей  вытащить «Зеро» под огонь союзников. В результате уже осенью 1943 года японцы начали избегать воздушных боев. Но к этому времени использование «Зеро» в качестве бомбардировщиков тоже не приносило успеха. Американцы выстраивали многослойную оборону вокруг своих кораблей, пробиться сквозь которую «Зеро» не могли. Так закончилась история побед «Зеро», одного из лучших истребителей Второй мировой.
  5. Если в воздухе основной головной болью для американцев был «Зеро», то на море настоящей занозой в заднице была торпеда «Тип 93», позже благозвучно названная «Long Lance» - «длинное копьё». Основной фишкой этого японского чуда была дальность хода. Она могла пройти 40 км, в то время как английские, американские и даже немецкие торпеды - не более 15. За годы войны «Long Lance» были потоплены 1 авианосец, 11 крейсеров и 11 эсминцев, еще 13 кораблей были тяжело повреждено и надолго оказались в ремонте. Причём даже у крупных кораблей при попадании «копья» напрочь отрывало носовую часть до второй башни. Главным недостатком торпеды было отсутствие активной системы наведения. Поэтому если цель меняла курс или скорость после  пуска - на попадание рассчитывать не приходилось. Другой бедой были ложные срабатывания взрывателя, и тем не менее «длинное копьё» на протяжении всей войны было, пожалуй, лучшей торпедой на Тихом океане.
  6. Про истребители «Зеро» и лютые торпеды «Длинное копьё» известно практически всем. Но некоторые шедевры? рожденные после злоупотребления сакэ, оказались незаслуженно забыты. Если в годы Первой мировой войны европейцы разработали немало вооружения для ведения окопной войны, то японцы в окопах не сидели. И тем не менее они смогли удивить своих противников, разработав и внедрив миниатюрный гранатомет весом всего 5 кг, который мог закидывать мины на дистанцию более 600 м. При этом европейские аналоги весили вдвое больше и не позволяли вести стрельбы обычными ручными гранатами. Простота и дешевизна японского миномёта-гранатомёта позволила наклепать их в количествах, достаточных для того, чтобы снабдить гранатомётом каждое стрелковое отделение. Оружие не уникальное, но массовое.
  7. С 1937 года и до самого окончания войны сыны Аматэрасу самозабвенно трудились над различными видами биологического и химического оружия, от токсичных бацилл для удаления листвы (потом эта идея воплотилась в «Агенте Оранж») до бомб с блохами, зараженными бубонной чумой. Этические проблемы испытаний и применения этого оружия даже не возникали. Опыты производились на живых людях, гражданских и военнопленных. Причем "изучались" не только способы уничтожения, но и выживание при лишении пищи или воды, обморожении, воздействие кипятком, электротоком, пониженным давлением и прочие изуверства. Помимо ставшего широко известным отряда 731, существовали и другие подразделения. Отряд 100, занимавшийся разработкой возбудителей заболеваний животных, не гнушался и опытами над людьми. Отряд 516 разрабатывал химическое оружие, большая часть запасов которого в конце войны бесследно исчезло. Японцы такие кавай.
  8. Про немецкую шифровальную машину «Энигма» написаны сотни книг и снято десятки кинофильмов. Про японский «Пурпур» слышали немногие. А ведь он превосходил немецкую по многим параметрам. Прежде всего по удобству. Для передачи шифрограммы было достаточно установить секретный ключ, а потом напечатать на клавиатуре незашифрованный текст, который автоматически кодировался ключом и печатался пишущей машинкой в зашифрованном виде. Никаких скремблеров, только переключатели и реле. Так как шифровался текст на японском языке, а сам японский язык не был похож ни на один из европейских, расшифровка была невыполнимой задачей. Зато выполнимой оказалась задача спереть чертежи машины и всю машину целиком. Благодаря этому американцы читали все секретные документы, начиная как минимум с 1941 года. Но скромно об этом помалкивали.
  9. Тайфун дважды уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии. Этот тайфун назвали камикадзе или «божественный ветер». Позже слово «камикадзе» стало использоваться вместо более широкого японского термина «токкотай», которым обозначали добровольцев-смертников. После поражения у атолла Мидуэй японцам стало очень неуютно в Тихом океане. Тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси издал боевой клич и провозгласил набор в специальный ударный отряд лётчиков-самоубийц. Отряды таких лётчиков были сформированы в октябре 1944 исключительно из добровольцев. Первая атака  была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Крейсер остался на плаву, а всего за годы войны «Австралия» 6 раз становилась целью камикадзе. Особо уязвимыми перед камикадзе стали американские авианосцы, которые не имели бронированных полётных палуб. К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. Несмотря на изначальную установку погибнуть, выполняя задание, некоторым удалось остаться в живых. Младший офицер Ямамура трижды оставался жив после взлёта. Первый раз он был сбит вместе с экипажем бомбардировщика-носителя и подобран рыбаками. Через 2 месяца бомбардировщик-носитель, поднявшись в небо, попал в дождь и вернулся на базу. Третий раз из-за неисправности механизма подвески самолёта-снаряда, Ямамура не смог от него отцепиться.                                                                                                                                                                                                Ямамура пытался почетно самоубиться на специальном самолете Yokosuka MXY7 «Ohka». Использовать обычные самолёты для токкотай было слишком расточительно, так как американцы быстро наловчились их сбивать. Нужен был другой носитель «божественного ветра» - маленький, быстрый и дешевый. Со скоростью вопрос был решен установкой ракетного двигателя. С габаритами проблем тоже не возникло, ведь можно выкинуть шасси, избавиться от запаса топлива, а сам самолёт к месту подвига доставлять носителем на базе бомбардировщика. Цену постройки снизили благодаря применению дерева, фанеры и ткани. И при этом самолёт нес более тонны взрывчатки, что позволяло надеяться на коренной перелом в войне (нет). С сентября 1944 по август 1945 года японцы успели построить 854 Yokosuka MXY7. Однако их боевая биография сложилась удручающе. Первая полусотня  была потоплена вместе с авианосцем «Синано». Во время высадки на остров Окинава шесть носителей «Ohka» отправились на задание, но два пропали без вести, а еще два были сбиты. В следующий раз японцам удалось таки добиться успеха и потопить американский эсминец  «USS Hugh W. Hadley» силами 8 самоубийц. Значительно больше повезло эсминцу «USS Stanly». Первый «Ohka» пробил борт и прошил корпус насквозь, после чего боеголовка самолёта взорвалась в воде. Позже во внутренних отсеках нашли останки пилота-неудачника. Через несколько минут следующий Yokosuka MXY7 промахнулся и, пролетев над палубой, выбил из рук у одного из матросов пожарный багор, который вместе с самолётом и его пилотом героически сгинул в Тихом океане. В целом эффективность применения самолетов снарядов «Ohka» была крайне низкой. Вероятно в связи с этим американцы присвоили Yokosuka MXY7 кодовое название «Baka», что по-японски означает «Дурак».
  10. Использование «токкотай» в Японии не было прерогативой авиации. Флот тоже принимал участие в сотворение подвигов. Одной из программ предусматривалось создание «Кайтэн» («изменяющие судьбу» или «воля небес»), управляемых торпед. После нескольких поражений на флоте стало ясно, что помочь ему может только чудо. Этим чудом должна была стать управляемая одноразовым пилотом торпеда. Её планировалось запускать с подводной лодки, после чего пилоту предстояло вручную навести торпеду на цель и включить полный ход. Изначально пилот мог покинуть торпеду после наведения, но сделать это под водой на скорости 40 узлов было весьма затруднительно. Поэтому конструкторы благородно добавили в торпеду устройство самоликвидации. Хотя особой нужды в этом не было: пилот чаще всего погибал от нехватки кислорода. Эффективность управляемых торпед была еще хуже, чем у самолётов. На сотню боевых пусков удалось потопить единственный танкер, причем из 8 выпущенных по нему человекоторпед две утонули, две сломались при запуске, одна самоуничтожилась, одна пропала без вести. Одной из торпед управлял создатель «Кайтэн», Сикио Ниссин, который взял с собой в последнее плавание прах погибшего на испытаниях другого разработчика, Хироси Куроки.
  11. В последние месяцы войны у Японии уже не было ни сил, ни ресурсов для оказания достойного сопротивления. А вот желающие погибнуть во славу императора были. Из них стали готовить отряды водолазов-самоубийц, фукурю. По безукоризненному  самурайскому плану они должны были затаиться в бухтах на дне морском в специально затопленных судах и бетонных сооружениях, а при появлении американского корабля подкрасться к нему и ударить по днищу шестом с 10-килограмовой миной. Эти водолазы были весьма продуманно оснащены. 9 кг свинцового балласта позволяли им не беспокоиться о всплытии на поверхность. Выдыхаемый углекислый газ проходил через фильтры, которые не позволяли пузырькам появляться на поверхности и выдавать местоположение водолаза. Помимо этого, у тейсинтай-водолазов с собой были фонарь, компас, глубиномер и японский флаг для поднятия боевого духа. Водолазы сидели на дистанции около 60 м друг от друга, а всего в отряды было набрано 2000 добровольцев и столько же призывников. По эффективности фукурю оказались абсолютно бесполезны. Ни одного корабля ими потоплено не было.
  12. Но, пожалуй, достаточно самоубийц. Пора переходить к лучам смерти. В 1930-х годах японский инженер из института военно-морских технологий всерьез занялся магнетронами. Это такие вакуумные приборы, предназначенные для генерации СВЧ-волн. В 1940 году было решено использовать эти приборы для создания микроволнового оружия. В течение пяти лет японцы проводили эксперименты на животных, а также на двигателях автомобилей и самолетов. Эксперименты показали, что электромагнитные волны вызывают кровотечение в легких и могут разрушать клетки мозга у животных и даже глушить заведённый двигатель, правда только при открытом капоте. В 1944 году был построен боевой прототип «Ku-Go», «лучей смерти». Под облучением подопытный кролик умер в течение десяти минут на расстоянии 30 метров. Было решено построить более мощный образец, который мог бы убивать американцев на дистанции полутора километров. Но шел 1945 год и все планы по созданию «Ku-Go» остались на рисовой бумаге.
  13. Самое удивительное, но первое в мире межконтинентальное оружие применили тоже японцы. Причем построили его, используя бумагу, крахмал и немного дерева. Идею подкинул не инженер, а метеоролог, Хидетоши Аракава. Еще в 1942 году Хидетоши обнаружил, что зимой на высоте около 10 000 метров сильная атмосферная циркуляция проносилась над Тихим океаном к материковой части США. Скорость потока достигала 300 км/ч и ему требовалось всего три дня, чтобы преодолеть расстояние в 10 000 км. Аракава предложил с помощью этого потока отправлять в сторону Америки воздушные шары, начинённые взрывчаткой и зажигательной жидкостью, чтобы вызвать массовые лесные пожары. Сначала военное руководство отнеслось к этой идее скептически, но потом, когда пришлось цепляться за любую идею, решило проверить теорию практикой. Были изготовлены шары из бумаги, наполненные водородом и несущие противопехотную бомбу весом 15 кг и две зажигательные бомбы общим весом 17 кг, подрыв которых осуществлялся по таймеру, через 72 часа после запуска. Первая партия из почти 10000 шаров Фу-Го, «бомба-воздушный шар», была выпущена в конце 1944 года. Большая часть упала в Тихий океан, но долетевшие были потом найдены повсюду: от Канзаса до Техаса, от Мексики до Канады. Некоторое время американцы не могли понять природу взрывов в небе и появления воронок на земле, но вскоре шары стали обнаруживаться патрульными самолётами. После бомбардировки действительно возникло несколько лесных пожаров, но они были быстро локализованы и потушены. Единственный стратегический объект, повреждённый в результате взрыва - линия электропередачи, которая питала энергией Хэнфордский комплекс ядерного проекта «Манхэттен». Жертвами бомбардировки стали Элиза Митчелл и пятеро детей в возрасте от 11 до 14 лет. Во время школьного пикника в лесу дети обнаружили упавший аэростат, лежащий на земле. Когда женщина и подростки приблизились к гондоле, произошёл взрыв осколочного заряда, убивший всех шестерых. На месте трагедии установлен памятник.
  14. Помимо  бумажных шариков потомки самураев пытались использовать более привычные способы бомбометания по территории США. Разработка стратегического бомбардировщика велась в рамках «программы Z». Результатом реализации этой программы стали «Nakajima G10N Fugaku» и «Kawasaki Ki-91». «Fugaku» был настоящим гигантом. Взлетная масса 122 тонны, размах крыльев 63 м, дальность полета почти 20000 км. Для сравнения - у американской суперкрепости В-29 взлётная масса была вдвое меньше, а дальность полета не превышала 3000 км. Но до реализации проекта у японцев дело не дошло. Необходимые двигатели так и не были построены, заводы Nakajima были загружены заказами на производство армейских истребителей. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было прекращено весной 1944 года. Что же касается более лёгкого «Kawasaki Ki-91», то судьба сыграла с ним еще более злую шутку - его прототип был уничтожен при налёте В-29.
  15. Выполняя союзнические обязательства, Германия в 1943 году по дружбе "подарила" Японии лицензию на реактивный истребитель-перехватчик «Messerschmitt Me.163 Komet», за 20 миллонов марок. В то время Opel Kadett стоил 2100 рейхсмарок. Однако подводная лодка «RO-501» (бывшая немецкая U-1224, проданная Японии), которая перевозила документацию и двигатель, была потоплена союзниками, поэтому постройка самолёта началась только в июле 1944 года. Правда с производством топлива были определённые проблемы, поэтому первый полёт «Mitsubishi J8M» совершил только летом 1945, да и то во время него на высоте 350 м двигатель заглох и самолет камнем рухнул на землю, а пилот погиб. До конца войны построить еще один такой истребитель у японцев не получилось.
  16. Не менее печально сложилась ситуация и с попыткой клонировать немецкий «Messerschmitt Me.262». В обмен на золото и документацию по судовым дизелям немцы отгрузили на подводную лодку «К-29» два полных комплекта производственной документации и основных узлов истребителей, рабочие образцы двигателей и новейшего вооружения. В Сингапуре чертежи перегрузили на самолёт и он благополучно добрался до Токио. А лодка с образцами была потоплена американцами в  Лусонском проливе, вместе со всеми ништяками. Нехватка специалистов и материалов, завышенные требования командования затянули процесс разработки и изготовления опытного экземпляра, несмотря на частичное использование серийных элементов конструкции, например шасси. «Nakajima Kikka» получил маломощные двигатели, поэтому для взлета приходилось использовать твердотельные ускорители. Первый полет был совершен на следующий день после атомной бомбардировки Хиросимы. Через четыре дня во время второго полета самолет скапотировал из-за неправильного угла установки стартовых ракетных ускорителей. Восстанавливать его не стали, а оставшиеся в производстве самолёты были разобраны.
  17. Затонувшая в Лусонском проливе «К-29» и уничтоженная «RO-501» помимо различных игрушек для военных перевозили еще один очень важный груз: партии радиоактивных материалов, урана и радия. В 1940 году доктор Ёсио Нисина рассказал о перспективах ядерного оружия главе научно-технического управления военно-воздушных сил Императорской армии. Военные не могли упустить возможности заполучить такое мощное оружие и уже в 1941 году прибрали лабораторию Нисина под свое крыло. Однако на пути создания атомной бомбы в Японии было две проблемы. Флот и армия частенько вели одинаковые проекты, но при этом не спешили делиться друг с другом результатами. Атомным оружием занимались в рамках проектов «Ни-Го» под эгидой ВВС и «Ф-Го» под эгидой Императорского флота. А радиоактивных материалов было маловато даже для одной лаборатории. Урановые руды в Корее, Маньчжурии и префектуре Фукусима оказались слишком бедными. Германия дважды высылала радиоактивные материалы, на «RO-501» и «К-29», но обе подводные лодки до Японии не добрались. И тем не менее что то соорудить японцам удалось: согласно данным по атмосферной радиоактивности, в ночь с 12 на 13 августа 1945 года в районе корейского Хыннама было произведено испытание (или уничтожение) прототипа ядерной бомбы накануне захвата советскими войсками города. Через два дня после этого Япония капитулировала. Сейчас недалеко от этого места находится северо-корейский ядерный полигон.
  18. Винтовка Арисака под патрон 7,7×58 мм при всей дикости дизайна и технической убогости - все-таки винтовка с нормальной баллистикой и нарезным стволом. И именно она стояла на вооружении в Японии со времен русско-японской войны. Но в последние месяцы Второй мировой производство даже простых винтовок было для японцев проблемой. А чем то вооружать защитников надо. Решили вооружать гладкоствольными дульнозарядными аркебузами, с круглой свинцовой пулей, дымным порохом и фитилем. Нет, это не XVI век, это середина XX-го. Прогрессивная Япония если что. Кстати, даже аркебуз не хватало - их выдавали по одной на десяток защитников. Остальным выдавали бамбуковые копья с гранатами на конце.
  19. В преддверии "последней решающей битвы" за Японию в апреле 1945 года в рамках "Гражданского добровольческого корпуса" проводилась экстренная подготовка населения к обороне и неминуемой победе над врагом. Так как стрелкового оружия давно не хватало, вероломный и трусливый враг должен был быть опрокинут силой духа японского народа и бамбуковыми пиками. Первое массовое применение этого оружия произошло в ходе битве за Окинаву. Против американских танков должны были использоваться "взрывающиеся пики" кю-баку - 2-х метровый бамбуковый шест с небольшим количеством взрывчатки и нажимным детонатором, для усиления эффекта снаряженный камушками вместо шрапнели. "Противотанковость" такой пики очень сомнительна, зато атакующий практически гарантированно отправлялся в мир вечного цветения сакуры. А еще американских морпехов должны были остановить взрывающиеся стрелы. Как в фильме "Рембо".
  20. Военная хитрость - это не только неожиданные для врага действия, но и элементарный обман. Обманывать врага с помощью  макетов и муляжей всегда считалось хорошей идеей. В годы Второй мировой создание ложных позиций стало настоящим искусством. А с учетом роста расстояния от наблюдателя до объектов для создания иллюзий годились любые способы. Например, с высоты полета разведчика отличить макет самолета от настоящего самолета практически невозможно. В деле создания таких макетов японцы снова отличились. В то время, как в Европе делали фанерные самолеты и надувные танки, бедные на ресурсы потомки самураев плели макеты самолетов как корзины, из хвороста. Зато к изготовлению макетов можно было привлекать самые широкие слои мирного деревенского населения. Несколько сотен человек под руководством десятка капралов за неделю целый авиаполк выплетут, был бы материал. А готовый макет, за еще с накинутой маскировочной сеткой был великолепен. И пускай враги со своих разведчиков попробуют понять, что именно они там видят - настоящие самолеты или так, иллюзию.
  21. Основная часть японских чудесатых видов оружия появилось, когда японцев начал пристрелочно клевать жареный петух. И одним из самых диких стал проект ныряющего вооруженного буя "Тип 1". Предполагалось, что изделие в виде бочки диаметром 2,5 метра, полным водоизмещением 7 тонн с двумя сынами Аматэрасу и 37-мм пушечкой будет устанавливаться на путях будущей высадки американских морпехов и притапливаться на глубине до 30 метров. В смысле, не насовсем, но до 48 часов они должны были сидеть под водой, а по получению сигнала всплывать и вступать в бой с десантом. Но армия на этом не успокоилась - в качестве компаньона и "старшего товарища" к этим буям была разработана аналогичного назначения мини-подводная лодка "Тип 2", водоизмещением 20 тонн, вооруженная 75-мм пушкой и способная к самостоятельному передвижения со скоростью до 2,7 узла в надводном и 1,7 узла в подводном положении (под шнорхелем). Лодка была построена в том же Кавасаки, а испытана в порту Шинканко. Вот только моряки были против и зарубили идею сухопутных на корню.
Перейти на сайт