ШутОк

Заброшенный ядерный арсенал под землёй. Толщина этих ворот больше метра, 27 фото и текст

  1. Сегодня мы расскажем про когда-то глубоко секретное, а ныне заброшенное хранилище ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет первого поколения Р-16, построенное в 1963 г. глубоко под землёй.

  2. В начале 1960-х гг. в СССР началось развёртывание нового ракетного комплекса межконтинентальных баллистических ракет Р-16 наземного базирования, а затем и Р-16У как в наземном, так и в шахтном исполнении.

    Так и здесь неподалёку разворачивалось несколько таких ракетных полков, вооружённых этой мощной ракетой, оснащавшихся двумя типами специальных боевых частей (ядерных боеголовок) мощностью в 3 и 5-6 мегатонн.
  3. А для хранения необходимого запаса этих СБЧ ракет требовалось центральное хранилище, с которого они уже выдавались по небольшим специализированным хранилищам ремонтно-технических баз ядерного обеспечения при самих позициях ракетных комплексов.

    К 1963 г. такое центральное хранилище СБЧ ракет Р-16 было построено на территории уже несколько лет существовавшей к тому времени центральной базы хранения ядерного оружия, уже снабжавшей ядерными бомбами дальние стратегические бомбардировщики на ближайших аэродромах.

    Последние модификации межконтинентальных баллистических ракет Р-16 были сняты с вооружения к 1977 г. и это хранилище стали использовать для хранения других изделий, а к 1996 г. эта база была расформирована и на её территории стали хранить обычные артиллерийские вооружения, но и это продлилось недолго и в начале 2010-х гг. база снова была полностью расформирована и заброшена, после чего на неё потянулись мародёры.                                                                                                                                                  Так теперь выглядит главный въезд на территорию базы, где ещё узнаются заборы с тремя воротами в ряд, пересыпанные землёй.
  4. Далее нам предстоит пройти по бетонке несколько километров до нашей сегодняшней цели.
  5. Конечно на территории когда-то был строгий пропускной режим и собственный караульный городок с псарней, а территорию хранилища опоясывало кольцо тройного периметра с электрозаграждением, работавшем в режимах от 750 до 3000 вольт.
  6. Дорога приводит нас к небольшой площадке у склона сопки, где стоит такой невзрачный дом так называемого "Сооружения-160", похожий на сельскохозяйственную постройку. На самом деле это маскировочное сооружение, скрывавшее в себе перегрузочную площадку с входом в хранилище и помещения климатической установки.
  7. Внутри масксооружения была мощная кран-балка для перегрузки изделий (ядерных боеголовок) с рельсовых тележек на специальные автомобили-хранилища, которые увозили их на РТБ при позициях.
  8. А в стене в темноту в сторону сопки уходит изгибающаяся потерна с узкоколейной железной дорогой. Справа виден проём ворот, ведущий на погрузочную платформу, по которой также осуществлялась выдача изделий безподъёмным способом.
  9. Ну а мы направляемся в потерну, где рельсы были утоплены в пол.

    Когда это хранилище действовало по назначению, заходить в него имел право лишь специально обученный офицерский состав ЦБХ, находившийся в прямом подчинении 12-го Главного Управления.

    Простые срочники не имели допуска для входа в такие объекты и могли привлекаться лишь к простым работам снаружи и для охраны внешнего периметра.
  10. Раньше под её потолком проходили воздуховоды вентиляционных систем.
  11. Потерна приводит в зал с входами в два пенала хранилищ, защищённых огромными многотонными защитными воротами. Когда-то они были оборудованы гидравлическими системами т.к. открыть такие ворота вручную задачка не простая, ведь весила каждая створка тонн по 10, а внутри них залит бетон.
  12. Перед въездом в каждый пенал хранилища в полу располагался разворотный круг, на который из хранилища выезжала тележка с изделием, после чего разворачивалась и выезжала на главный путь к потерне.
  13. Пеналы здесь считались не слева направо, а наоборот.
  14. Ворота были непростые. В каждой створке была система блокировки и чтобы их открыть надо было в каждую створку вставить два спецключа, одновременно их провернуть, потом провернуть рукоятку блокировки и только после этого можно было крутить штурвалы главных запорных механизмов.
  15. Кроме того эти ворота утапливались внутрь проёма.
  16. Следом за ними были установлены более лёгкие гермоворота, от которых остались лишь рамы с петлями. Ну как лёгкими, примерно тонны по две каждая створка весила. Хотя в сравнении с защитными воротами это конечно просто пушинка.
  17. Пенал хранилища имел две платформы, между которыми проходила расположенная на пол метра ниже узкоколейка. Можно заметить что в хранилище не было никаких кран-балок, а перегрузка изделий осуществлялась безподъёмным способом при помощи специальных роликовых конструкций.
  18. Ворота второго пенала хранилища.
  19. К слову окрас этих ворот в чёрно-жёлтый цвет с красными надписями "Стой" Проход и провоз груза до полной остановки ворот запрещается!", является типовой спецификой всех подобных хранилищ.
  20. Тамбур, где также когда-то были установлены вторые гермоворота.
  21. Вид с обратной стороны.
  22. И пенал хранилища с платформами.
  23. На которых располагались ряды с роликовыми амортизирующими платформами, на которых располагались СБЧ.
  24. А здесь располагались гидравлические приводы.
  25. В конце зала с разворотными кругами есть ещё простые деревянные ворота, обитые железом.
  26. За которыми находилась потерна с шахтой аварийного выхода, накрытой бетонными плитами, засыпанными сверху большим слоем земли, которую в случае повреждения главного входа должны были вскрыть, чтобы выгрузить изделия из хранилища. Здесь же размещалась стоянка грузовых рельсовых тележек.
  27. Но теперь это уже история.

Перейти на сайт