- Сегодня мы расскажем про когда-то глубоко секретное, а ныне заброшенное хранилище ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет первого поколения Р-16, построенное в 1963 г. глубоко под землёй.
- В начале 1960-х гг. в СССР началось развёртывание нового ракетного комплекса межконтинентальных баллистических ракет Р-16 наземного базирования, а затем и Р-16У как в наземном, так и в шахтном исполнении.
Так и здесь неподалёку разворачивалось несколько таких ракетных полков, вооружённых этой мощной ракетой, оснащавшихся двумя типами специальных боевых частей (ядерных боеголовок) мощностью в 3 и 5-6 мегатонн.
- А для хранения необходимого запаса этих СБЧ ракет требовалось центральное хранилище, с которого они уже выдавались по небольшим специализированным хранилищам ремонтно-технических баз ядерного обеспечения при самих позициях ракетных комплексов.
К 1963 г. такое центральное хранилище СБЧ ракет Р-16 было построено на территории уже несколько лет существовавшей к тому времени центральной базы хранения ядерного оружия, уже снабжавшей ядерными бомбами дальние стратегические бомбардировщики на ближайших аэродромах.
Последние модификации межконтинентальных баллистических ракет Р-16 были сняты с вооружения к 1977 г. и это хранилище стали использовать для хранения других изделий, а к 1996 г. эта база была расформирована и на её территории стали хранить обычные артиллерийские вооружения, но и это продлилось недолго и в начале 2010-х гг. база снова была полностью расформирована и заброшена, после чего на неё потянулись мародёры. Так теперь выглядит главный въезд на территорию базы, где ещё узнаются заборы с тремя воротами в ряд, пересыпанные землёй.
- Далее нам предстоит пройти по бетонке несколько километров до нашей сегодняшней цели.
- Конечно на территории когда-то был строгий пропускной режим и собственный караульный городок с псарней, а территорию хранилища опоясывало кольцо тройного периметра с электрозаграждением, работавшем в режимах от 750 до 3000 вольт.
- Дорога приводит нас к небольшой площадке у склона сопки, где стоит такой невзрачный дом так называемого "Сооружения-160", похожий на сельскохозяйственную постройку. На самом деле это маскировочное сооружение, скрывавшее в себе перегрузочную площадку с входом в хранилище и помещения климатической установки.
- Внутри масксооружения была мощная кран-балка для перегрузки изделий (ядерных боеголовок) с рельсовых тележек на специальные автомобили-хранилища, которые увозили их на РТБ при позициях.
- А в стене в темноту в сторону сопки уходит изгибающаяся потерна с узкоколейной железной дорогой. Справа виден проём ворот, ведущий на погрузочную платформу, по которой также осуществлялась выдача изделий безподъёмным способом.
- Ну а мы направляемся в потерну, где рельсы были утоплены в пол.
Когда это хранилище действовало по назначению, заходить в него имел право лишь специально обученный офицерский состав ЦБХ, находившийся в прямом подчинении 12-го Главного Управления.
Простые срочники не имели допуска для входа в такие объекты и могли привлекаться лишь к простым работам снаружи и для охраны внешнего периметра.
- Раньше под её потолком проходили воздуховоды вентиляционных систем.
- Потерна приводит в зал с входами в два пенала хранилищ, защищённых огромными многотонными защитными воротами. Когда-то они были оборудованы гидравлическими системами т.к. открыть такие ворота вручную задачка не простая, ведь весила каждая створка тонн по 10, а внутри них залит бетон.
- Перед въездом в каждый пенал хранилища в полу располагался разворотный круг, на который из хранилища выезжала тележка с изделием, после чего разворачивалась и выезжала на главный путь к потерне.
- Пеналы здесь считались не слева направо, а наоборот.
- Ворота были непростые. В каждой створке была система блокировки и чтобы их открыть надо было в каждую створку вставить два спецключа, одновременно их провернуть, потом провернуть рукоятку блокировки и только после этого можно было крутить штурвалы главных запорных механизмов.
- Кроме того эти ворота утапливались внутрь проёма.
- Следом за ними были установлены более лёгкие гермоворота, от которых остались лишь рамы с петлями. Ну как лёгкими, примерно тонны по две каждая створка весила. Хотя в сравнении с защитными воротами это конечно просто пушинка.
- Пенал хранилища имел две платформы, между которыми проходила расположенная на пол метра ниже узкоколейка. Можно заметить что в хранилище не было никаких кран-балок, а перегрузка изделий осуществлялась безподъёмным способом при помощи специальных роликовых конструкций.
- Ворота второго пенала хранилища.
- К слову окрас этих ворот в чёрно-жёлтый цвет с красными надписями "Стой" Проход и провоз груза до полной остановки ворот запрещается!", является типовой спецификой всех подобных хранилищ.
- Тамбур, где также когда-то были установлены вторые гермоворота.
- Вид с обратной стороны.
- И пенал хранилища с платформами.
- На которых располагались ряды с роликовыми амортизирующими платформами, на которых располагались СБЧ.
- А здесь располагались гидравлические приводы.
- В конце зала с разворотными кругами есть ещё простые деревянные ворота, обитые железом.
- За которыми находилась потерна с шахтой аварийного выхода, накрытой бетонными плитами, засыпанными сверху большим слоем земли, которую в случае повреждения главного входа должны были вскрыть, чтобы выгрузить изделия из хранилища. Здесь же размещалась стоянка грузовых рельсовых тележек.
- Но теперь это уже история.