ШутОк

Заброшенный велосипедный завод имени Фрунзе - ЗИФ, 14 фото и текст

  1. Это очень печальная и поучительная история некогда великого и уникального в своём роде советского предприятия, которое не смогло выстоять против научно-технологического прогресса, выпуская никому не нужную в мире продукцию.
  2. Велосипедный завод имени Фрунзе сокращенно носил название "ЗИФ" и был знаком всем велосипедистам мира своей продукцией, которая продавалась помимо СССР в Китае, Индии и странах восточной Европы.

    Уникально предприятие тем, что в Советское время из производства опасных боеприпасов завод технологически перестроился и перешёл на выпуск безобидных гражданских велосипедов, так нужных всему миру для передвижения. Велосипеды "ЗИФ" были очень популярны во всём мире.

    Располагалось это легендарное предприятие в Пензе. Пензенский велосипедный завод выпускал 7 моделей мужских и женских дорожных велосипедов, 2 модели подростковых велосипедов, детские велосипеды, складные велосипеды, инвалидные коляски комнатного и прогулочного типов, а также детские санки. Также выпускался грузовой универсальный велосипед, при необходимости трансформирующийся в дорожный.

    Завод был очень не типичным для Советского Союза и вообще для СССР. Это было одно из первых совместных предприятий СССР и Китая. Китай был на тот момент лидером в мире по использованию и производству велосипедов. Рамы и вилки для велосипедов производились в Советском Союзе, а остальные комплектующие закупались в Китае. По сути, это были китайские велосипеды производства СССР.

    Но не только велосипеды производил завод ЗИФ. Также предприятие производило пресс-формы и комплектующие для Волжского автозавода.


  3. Пензенский велосипедный завод также назывался и был известен, как Велосипедный завод имени Ушакова "ЗИФ". Это одно из старейших машиностроительных предприятий Пензенской области по производству велосипедов и оборонной продукции, существовавшее целое столетие — с 1915 по 2016 год. Ровно 101 год завод носил название ЗИФ - Завод имени Фрунзе.

  4. История завода ЗИФ

    История этого знаменитого на всю страну завода просто уникальная. Изначально это предприятие носило название - "Третий трубочный завод". Предприятие ТТЗ изначально было предназначено для производства военных боеприпасов.

    Завод был назван трубочным по наименованию взрывателей для гранат. Предложение о его строительстве было внесено 13 июля 1913 года, а уже в мае 1915 года были выделены средства для его строительства.

    Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронт Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов.

    Огромное значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918—1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих.

    Строительство завода ЗИФ началось

    В январе 1919 года началась сборка современных по тому времени 45-секундных трубочных взрывателей для гранат. В конце 1921 года завод приступил также к изготовлению мирной продукции.

    Производились детали к водопроводу, зажигалки, дверные замки, посуда, электрические товары, скрепки для бумаги. Вскоре предприятие перешло на выпуск горелок для керосиновых ламп, которые до этого делали только в Варшаве. Они пользовались большим спросом. А уже в декабре 1924 года их было изготовлено 84 736 штук. Огромнейшие цифры.
  5. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью.

    В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года заводу присвоено название - Пензенский завод имени М. В. Фрунзе или сокращённо - ЗИФ. Под маркой ЗИФ и выпускались долгие годы пензенские велосипеды.

    В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны.

    Естественно, что в годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы. В ноябре 1944 года за высокие достижения по производству боеприпасов заводу было присвоено первое место в отрасли, а в 1945 году завод был награждён высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

    В послевоенный период директор завода Д. И. Киселёв и конструктор А. Н. Блинков за разработку и изготовление поточно-конвейерных высокопроизводительных линий для сборочных работ стали лауреатами Сталинской премии 2-й степени (1946).

    В 1946 году завод выпустил несколько тысяч велосипедов, почти четыре с половиной тысяч тракторных сенокосилок, оказал помощь заводу "Белинсксельмаш" в изготовлении картофелесажалок. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов.

    С марта 1966 года его стали именовать "Велосипедный завод имени Фрунзе". В 1970-х годах коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий.

  6. В 1971 году завод наградили - орденом Октябрьской Революции

    В 1970-х годах завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов. Вот перечень всей продукции - «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9» ЗИФ 111—525, «Диана», «Вираж», «Прима», «Темп» и «Сура-3», «Сура-4».

    Завод выпускал пользовавшиеся большим спросом 10-скоростные и 15-скоростные горные велосипеды «Самсон» ЗИФ 190—535, кроссовый велосипед для подростков, детские 2-х колёсные и 3-х колёсные велосипеды, грузовой 3-х колёсный велосипед «Велорикша».

    Пензенские дорожные велосипеды получили престижные международные награды - Большую золотую медаль на международной ярмарке в городе Пловдиве в 1989 году, международный приз "Арка Европы" в1993 году.
  7. Также с 1960-х годов на предприятии осуществлялось производство мотовелосипедов. Модели мотовелосипедов - 16-В, 16-В1, 16-ВМ, 17-В. А позже завод стал производить ещё и лёгкие мопеды - МВ-18, МВ-18М, ЗиФ-77, ЗиФ-20.

    В постперестроечные годы на заводе выполнялась сборка мини-мокиков из деталей и узлов Рижского мотозавода "Саркана Звайгзне". До 1990-х годов завод активно производил и продавал велосипеды и мопеды на внутреннем и внешнем рынке, экспортируя их в экономически неблагоприятные страны восточной Европы, Индию и Китай.

    В 1992 году государственный завод был приватизирован в открытое акционерное общество ОАО Завод имени Фрунзе - ЗИФ, собственниками являлось руководство предприятия. И уже на 1995 год уставной капитал предприятия составлял 2 млрд 761 млн руб.

  8. Банкротство велосипедного завода ЗИФ

    Продукция велосипедного завода ЗИФ экспортировалась в неблагополучные и бедные страны. Причём самым основным экспортёром продукции ЗИФ всегда являлся Китай.

    Но китайский рынок стал постепенно отходить от использования велосипедов. Бурно развивающиеся и разбогатевшая экономика Китая уже не нуждалось в велосипедах, как пережитках прошлого, переходя на электрические современные средства передвижения и комфортные автомобили.

    Экономия Китая показывала огромный рост - и социальный, и экономический. В Китае началась программа по утилизации старых велосипедов. Шанхай стал одним из первых утилизировать двухколёсные средства передвижения. Люди буквально бросали свои бесхозные и ненужные велосипеды на улицах. По Шанхаю ездили грузовики и утилизировали сотни и тысячи брошенных велосипедов, расчищая проезжую часть.
  9. Сначала сократились поставки в Китай велосипедов ЗИФ, а после и вовсе прекратился весь экспорт. Завод ЗИФ встал. Завод ЗИФ оказался на грани банкротства. Мир уже не нуждался в продукции предприятия. Нет, конечно же, завод частично выпускал продукцию, но в колоссально малых объёмах. Настали плохие времена для легендарного предприятия.

    В 2000 году 80% акций акционерного общества ОАО Завод имени Фрунзе - ЗИФ приобрела тольяттинская группа ЗАО ГК "ПОЛАД", под руководством депутата ЛДПР Виктора Попова. Огромные цеха предприятия постепенно превращались в склады и арендные помещения под сдачу офисов.

    Предприятие постепенно становилась банкротом. Заказы существенно упали, цеха простаивали, люди сидели без зарплат. С 2009 года в арбитражный суд к предприятию были поданы иски кредиторов.

    Завод ЗИФ встал

    В 2014 году производство велосипедов было на заводе ЗИФ было остановлено. Около 300 уникальных сотрудников и специалистов предприятия были отправлены на улицу в вынужденный отпуск.

    В 2016 году работники предприятия пикетировали здание заводоуправления, блокировали автомобили руководства, обратились в суд с требованием выплатить причитающую зарплату. В этом же году предприятие было опечатано судебными приставами.

    За долги отключён свет, вода, прекратил работу официальный сайт завода ЗИФ. Собственник ГК "ПОЛАД" задним числом уволил всех сотрудников, а новый директор Владимир Генералов делал попытки выставлять частную охрану от мародёров, после чего завод прекратил своё существование.

    В 2017 году по инициативе Губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, правительство области выкупило уникальные станки завода для восстановления производства. Было множество предложений для восстановления производства.

    Но мир уже не нуждался в велосипедной продукции таких огромных объёмах, которое давало предприятие ЗИФ в 70-х и 80-х годах. Новые технологии вытеснили рынок сбыта. К тому же, нужно было гасить судебные долги предприятия. Так легендарный завод ЗИФ превратился в заброшенные руины.

    7 июня 2020 года на территории завода ЗИФ произошел пожар. Сгорели и были уничтожены многие уникальные артефакты легендарного Советского предприятия.

Перейти на сайт