- Грамушка - так в народе назывался Апрелевский завод грампластинок с красивым и знакомым каждому советскому человеку названием "Мелодия".
- Начнем с того, что промышленное производство грампластинок в России было налажено в 1910 году, когда в подмосковном селе Апрелевка открылась первая русская фабрика немецкого бизнесмена Готтлиба Молля, в последствии его сына Иоганна (Ивана Богдановича) Молля, по изготовлению массы для граммофонных пластинок и их прессовки.
В первые годы советской власти, Иоганн Молль, унаследовавший фирму, был арестован ЧК, где его в течение двух месяцев пытали, так что после освобождения за недоказанностью "вины" он не прожил и полгода. Калекой в 1920-е годы его все же выпустили обратно в Германию вместе с семьей, а его жена сумела вывезти из тогдашней РСФСР его детей от любовниц. Фабрика перешла полностью в руки молодой Советской федеративной республики.
Позднее фабрика получила название "Апрелевский завод грампластинок". Характерен тот факт, что одним из самых первых в мире пластинок выпустили именно в Апрелевке.
В первый год было выпущено 400 тысяч музыкальных дисков под маркой «Метрополь рекорд», а самой первой записью оказалась знаменитая цыганская песня "Бродяга". В Америке, например, первая серийная пластинка вышла только в 50-х годах, на 40 лет позже Апрелевского завода.
Расцвет предприятия пришелся на советское время - в 1925 году фабрика была названа "фабрика Памяти 1905 года", позже она стала называться "Апрелевский завод памяти 1905 года". В годы войны 1941-1945 года на заводе в огромных тиражах выпускались пластинки только с одной песней - "Вставай, страна огромная", в остальных цехах производили авиабомбы. Вскоре, после войны сами же немцы, немецкие военнопленные, завод, подвергнутый бомбежкам и восстанавливали. И началась золотая эра Апрелевского завода грампластинки.
В хрущевском 1964 году в СССР была создана известная уже на весь мир фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел крупный Апрелевский завод со своей внутренней железной дорогой и корпусами.
В эпоху «Мелодии» на заводе выпускалось до 60 % всех производившихся в стране грампластинок. В советские годы завод был самым крупным заводом грампластинок в мире. Здесь работали десять тысяч человек из сорока тысяч, живущих в городе. Каждый день здесь перерабатывали 50 тонн пластмассы и десять тонн бумаги. Во время так называемой горбачевской "перестройки" в конце 80-х годов, когда в стране и во всем мире стали происходить перемены, в Апрелевку зачастил внук основателя фирмы Георг Молль на предмет реституции завода.
Но настал 1991 год и пришел конец советской власти. К тому времени Георг Молль был уже слишком стар, но попытку вернуть свою украденную собственность предпринял его младший брат - Александр Молль.
В те времена один из крупнейших немецких банков давал "реституткам" (тем немцам, кому в Восточной Европе вернули украденные промышленные предприятия) огромные и почти беспроцентные ссуды. Такую же дали бы и Александру Моллю, если бы завод был возвращен.
Этой ссуды по подсчетам специалистов вполне хватило бы на полное переоборудование и восстановление апрелевского завода в суперсовременное предприятие по производству компакт-дисков. Само собой, что такой завод дал бы огромное количество рабочих мест жителям Апрелевки.
Но в России после 1991 года ни о какой реституции и речи не стояло. К власти пришел Борис Ельцин и началась всеобщее "ваучиризация" и разграбление предприятий и заводов по всей стране. Родственники Молля писали письма лично Президенту Ельцину о содействии в реституции предприятия и даже с помощью взяток было организовано так, что Ельцину передали письмо в собственные руки. Согласно показаниям свидетелей, резолюция первого Президента России была короткой, но всеобъемлющей - он сказал только два слова: "Х... ему!"
После 1991 года структура "Мелодии", вся отлаженная централизованная система заказов и сбыта крупнейшего в мире предприятия, стала разваливаться, а входящие в нее заводы грамзаписи получили неожиданную и, как оказалось, обременительную свободу, перейдя на хозрасчет.
Спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышел новый продукт - CD.
В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил около 33 миллионов пластинок, он уже работал в убыток, поскольку цены на пластинки оставались фиксированными. Не помогли ни переход на независимых заказчиков SNC Records, Moroz Records и другие фирмы звукозаписи, ни выпуск кассет с записью, ни даже возрождение эпохи винила в узких кругах.
В 1992 году завод оказался на грани остановки при годовом официальном объеме выпуска пластинок около 10 миллиона штук, про неофициальные, так называемые левые объемы, стоит упомянуть отдельно - ибо они были существенными. В одном из цехов Апрелевского завода, входящего во Всесоюзную фирму "Мелодия". Город Апрелевка
- Большой зал звукозаписи Всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия"
- Музыканты инструментального ансамбля "Мелодия" в студии фирмы грамзаписи "Мелодия"
- Всесоюзная фирма "Мелодия". Солист ГАБТ СССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Атлантов и редактор Ирина Орлова за прослушиванием очередной записи
- Всесоюзная фирма "Мелодия". Звукорежиссер Александр Штильман работает над сведением звуковых дорожек в одну, после чего начнется запись на пластинку-матрицу
- В одном из цехов Апрелевского завода, входящего во Всесоюзную фирму "Мелодия". Город Апрелевка
- В магазине "Мелодия" на Новом Арбате
- День начала продажи легендарного для каждого советского меломана альбома "Гринпис - прорыв", выпущенного международной экологической организацией Greenpeace и Апрелевской Всесоюзной фирмой грамзаписи "Мелодия". Магазин грамзаписи "Мелодия" на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат)
- На сегодняшний день Апрелевский завод не производит грамплаcтинки. Последняя партия пластинок была выпущена в 1997 году. Корпуса завода отданы частникам под склады и всевозможные производства - около 40 различных компаний и объединений сейчас располагаются на крупной территории бывшего Апрелевского завода грампластинок "Мелодия".
Собственная железная дорога, котельная, действующий паровоз, и несколько перестроенных корпусов, и перепланированных зданий, и ни одной вывески "Мелодия", ни одного намека на первый в мире завод грамофонных пластинок. Дальше, как говорится, без комментариев...