ШутОк

3DO - история несбывшихся надежд, автор Дмитрий Семенидо, 43 фото и 3 видео

  1. Дорогие игровые системы занимают в ретро-гейминге особенное место. Казалось бы, основа всего, что имеет приставку «ретро» - ностальгия. Мы делаем то, что делали в детстве, чтобы ещё раз пережить яркие позитивные эмоции, дефицит которых ощущаем во взрослой жизни. Поэтому такие системы, как NES (или, если угодно, Dendy), Sega Mega Drive и Sony PlayStation всегда будут вне конкуренции. Но с другой стороны, возможности современного ретро-гейминга больше не ограничены ни ценой, ни «железным занавесом», и рано или поздно, хочется прикоснуться к тем ошеломляюще-крутым играм, о которых в 90-е мы не могли даже мечтать. Одной из таких систем была 3DO. На старте своих продаж она стоила целых $599*. Не только для российских, для большинства зарубежных геймеров она была несбыточной мечтой — слишком дорогой, чтобы быть правдой. Сегодня мы познакомимся с ней поближе!

    *с поправкой на инфляцию, по ценам 2023 года это $1210 
  2. 1993 год

    Большинству российских геймеров 1993-й прежде всего помнится засильем компьютеров ZX Spectrum (вернее их отечественных клонов разной степени несовместимости). В то лето их кассетами были просто забиты уличные ларьки! У редких немногочисленных счастливчиков были и полноценные компьютеры. Небольшой процент также составляли владельцы давно забытой приставки Rambo - клона Atari 2600, а в игровых клубах можно было за деньги поиграть на Amiga 500 или Atari ST. К концу года на ТВ появится реклама Dendy…

    ZX Spectrum - самая популярная игровая система в России в 1993-м году!
  3. Но за океаном эра NES уже несколько лет как миновала. На телевидении и в игровых журналах там шли «консольные войны» между Sega Genesis и Super Nintendo. «Сега делала то, что не делала Нинтендо»*, правда, отставала по продажам.

    Тем временем, в офисах японских фирм кипела работа над новыми, 32-битными системами, которые должны были вытеснить прежних лидеров с игрового Олимпа!

    ** Популярный слоган того времени «Sega does what Nintendon’t»

    5 поколение

    Строго говоря, первой 32-битной приставкой была FM Towns Marty от Fujitsu, но она продавалась только в Японии, стоила дорого и потому мало кому запомнилась.

    Второй была Amiga CD32, представлявшая собой полноценный компьютер Amiga 1200 в корпусе приставки. Однако её судьба была ещё более драматичной — федеральный суд США запретил её ввоз в Америку. Затратив колоссальные средства на разработку, компания Commodore обанкротилась, и система не «выстрелила».

    Amiga CD32 - компьютер в корпусе консоли!
  4. Поэтому официальный отсчёт «пятого поколения» на Западе ведётся с октября 93-го, когда в продаже появилась консоль 3DO. Правильнее всего о ней говорить, как о первой 32-разрядной консоли, которая достигла рынка.

    The 3DO Company

    Хотя, консоль выпускало несколько фирм, у большинства она ассоциируется с японской компанией Panasonic, выпустившей самый первый и самый известный вариант FZ-1. Однако не Panasonic был разработчиком 3DO!

    Каноничный дизайн самой первой модели 3DO FZ-1 от Panasonic
  5.  История системы началась в далёком 1989-м, когда сидя в ресторане, два инженера Дэйв Нидл и Роберт Дж. Микал, дизайнеры Amiga и Atari Lynx из New Technologies Group, набросали на салфетке концепт «игровой системы будущего». С ним познакомился их давний друг Трип Хокинс — основатель знаменитой компании Electronic Arts, у которого тоже были богатые творческие планы.

    Цитата 
    «Вместо того, чтобы создавать совершенно новую команду и начинать всё с нуля, гораздо лучше было… объединить силы с ними и придать тому, что они делали, форму того, что я хотел видеть».

     (Трип Хокинс)

    12 сентября 1991-го Трип Хокинс основал компанию 3DO, целью которой было создание не просто очередной игровой приставки, а нового стандарта развлечений на основе компакт-дисков. Хокинс верил, что система 3DO может стать всеобщим игровым форматом, подобно тому как VHS стал стандартом в мире видео.

    Трип Хокинс представляет 3DO

  6. Действительно, каким динамичным стало бы развитие игрового рынка, если бы производителям больше не нужно было тратиться на разработку новых систем, и все свои силы они могли бы бросить на создание новых игр!

    По задумке Хокинса, игровые приставки и видеоигры должны были создавать сторонние фирмы, а компания 3DO, как автор концепта, получать проценты от продажи каждой консоли и игры.

    Чтобы сделать условия максимально привлекательными, ставка была необыкновенно низкой — всего $3 за игру, что было смешным по сравнению с высокими процентами, выплачиваемыми издателями Nintendo и Sega при выпуске игр для их систем.

    Таким образом, первоначально 3DO была даже не консолью, а набором спецификаций, разработанных Нидлом и Микалом, которые могли быть лицензированы всем желающим.

    С этой идеей компания 3DO обратилась почти ко всем известным производителям электроники, однако главной её целью были Sony и Panasonic — самые крупные монстры в мире домашней техники!

    Решение было действительно интересным, учитывая, что ничего более крутого, чем 3DO, на рынке пока не было. Консоль Atari Jaguar воспринималась Хокинсом как «примитивная» система, «немногим лучшая, чем 16-разрядная», а Philips CD-i он считал «сильно устаревшим по сегодняшним стандартам».

    Но Sony была уже занята разработкой собственной консоли PlayStation и потому от проекта отказалась. По словам бывшего генерального директора Sega Тома Калинске, его компания вела с 3DO «очень серьезные переговоры», однако и Sega не решилась за него взяться. Тем не менее, Хокинсу всё же удалось заинтересовать Pansonic, Goldstar, Sanyo, Samsung, Toshiba, и AT&T.

    Интерактивный плеер

    Сегодня редко кто вспоминает, что полное название консоли было «Интерактивный Плеер 3DO». Дело в том, что помимо игровых дисков, система могла воспроизводить форматы Audio CD, Photo CD и Video CD (со специальной картой) и одновременно служить музыкальным центром и видеоплеером!

    Просмотр фильма на консоли 3DO с диска Video CD

  7. Хотя стерео-телевизоры тогда ещё были редкостью, звук на выходе консоли был в стерео-формате! Также, сильно опережая своё время, консоль полностью поддерживала объемный звук Dolby!

    Ещё одной новацией 3DO был первый в мире световой синтезатор, который при проигрывании музыки создавал на экране телевизора завораживающие цветные узоры!

    Демонстрация работы "визуализатора"                                                                             

  8. Система продвигалась не как игровая консоль, но как аудиовизуальное устройство. Впрочем, несмотря на красивое маркетинговое название, 3DO не баловала пользователей каким-то неигровым контентом. В отличие от таких систем, как Commodore CDTV и Philips CD-i, создатели которых изо всех сил пытались уйти от ярлыка «игровой приставки», выпуская интерактивные энциклопедии и прикладные программы, 3DO была целиком и полностью заточена под игры!

    Интерактивное телевидение

    Поддержка консолью формата HDTV давала потенциальную возможность использовать 3DO как телевизионную приставку. Кабельные компании могли с её помощью создавать «интерактивные сети клиент-сервер». Осенью 94-го года пробная версия интерактивной сети была анонсирована в сотрудничестве с US West в Омахе, штат Небраска.                                                                                                                                                                                                                                                                 Техническая реализация

    В дизайне консоли 3DO было много такого, что отличало её от всех остальных. Сегодня мы попробуем разобраться в том, как она работала и, конечно же, заглянем внутрь!

  9. Дизайн

    Для начала 90-х дизайн оригинальной 3DO, несомненно, выглядел очень стильно и представлял собой разумный компромисс между игровой приставкой и бытовой аппаратурой. Если Philips и Commodore постарались придать своим медиацентрам облик CD-плеера или видеомагнитофона, то дизайнеры Panasonic смогли избежать такого соблазна.

    Дизайн консоли 3DO - необходимый балланс между CD-плеером и игровой консолью

  10. Отдельно стоит отметить выезжающий лоток для CD! В наши дни уже трудно осознать те восторг и трепет, которые он пробуждал, ведь до этого их видели только счастливые обладатели дорогих CD-плееров и персональных компьютеров.

    Выезжающий лоток для дисков в начале 90-х вызывал настоящий вау-эффект!

  11. Впрочем, он получился очень ненадёжным (шлейфы довольно быстро изнашивались) и в последующих моделях от него отказались.

    Контроллеры

    Стандартные контроллеры 3DO были трёхкнопочными, что немедленно отсылает к Sega Mega Drive.

    Стандартный контроллер от Panasonic

  12. Но при этом у них были 2 дополнительные кнопки (так называемые «shift buttons»), расположенные под указательными пальцами игрока, как у контроллеров SNES. Такое ощущение, что создатели 3DO стремились заимствовать у всех всё лучшее!

    «Shift buttons» на боковой поверхности контроллера. Порт расширения закрыт заглушкой

  13. Впрочем, большинство игр использовало только две игровые кнопки.

    Разработчики попытались объединить в контроллерах сразу несколько функций. К примеру, вместо стандартных кнопок sеlесt и START у них были STOP, PLAY и PAUSE, что давало возможность управлять просмотром или прослушиванием дисков.

    Наличие гнезда для наушников и регулятора громкости на игровых контроллерах также было очень необычно.

    Подключать наушники прямо к контроллеру - что может быть удобнее?

  14. Разумеется, 3DO была не первой консолью с гнездом наушников (оно было и у Sega Mega Drive, например), но там оно размещалось на корпусе консоли, что требовало довольно длинного кабеля. А до контроллера дотягивались любые наушники!

    В системе был только один порт контроллера, второй контроллер вставлялся в первый. Это было немного странно, но зато по цепочке можно было соединить до 8 игроков!

    Соединение контроллеров по цепочке

  15. Порты и гнезда

    С задней стороны размещались слот расширения («Expansion»), а также RF-выход для подключения к телевизору через антенное гнездо, причём специальным переключателем можно было выбрать частоту канала. Далее следовали стандартные S-Video-выход и композитные выходы аудио и видео.

    Консоль 3DO: вид сзади

  16. У японских моделей есть также переключатель режима 480p/240p. По умолчанию приставка работает в режиме 480p, что кажется разумным.

    Переключатель режима

  17. Однако «высокое» для того времени разрешение 640x480 достигалось чересстрочной развёрткой (или, если угодно, интерлейсом). На самом деле, это растянутое изображение 320x240. При его просмотре глаза довольно быстро устают от неприятного мерцания. Переключение в режим 240p, как это ни странно, делает изображение более гладким и приятным. Растянуть уменьшенное изображение можно в настройках телевизора.

    Качество CD

    В наши дни CD, DVD и Blu-ray диски — основной носитель видеоигр, однако начало 90-х всё ещё было эпохой картриджей. В своё время компаниям Sega и Atari пришлось выпустить специальные дополнения для консолей Mega Drive и Jaguar, обеспечивавшие поддержку CD. А Nintendo и вовсе вплоть до начала нулевых оставалась верна картриджам.

    Диски с играми 3DO

  18. 3DO стала первой игровой консолью, где игры были только на CD! Это открывало разработчикам огромные возможности для хранения данных — изображений, программ, аудио-треков и видеороликов.

    Качество звука с CD позволяет ощутить игра «Super Street Fighter II Turbo», отличавшаяся от аркадной версии 1991-го года, где звук был полностью MIDI-шным, полноценными аудио-треками, записанными на диск в красивой и современной аранжировке!                                                                                                                                                         Трек "СССР", посвящённый поединку с Зангиевым
  19. Правда, из-за того, что система вышла слишком рано, технология записи дисков 3DO не соответствовала более поздним Sega Saturn и Sony PlayStation.

    Также в 3DO отсутствовала региональная блокировка, что означало, что практически любой диск из любого региона можно было воспроизвести на любой 3DO — хоть в Америке, хоть в Японии, хоть в Европе. Как позднее выяснилось, она поддерживала и «болванки» CD-R.

    Карты памяти

    Для сохранения результатов игр была предусмотрена карта памяти 32 Кб. Позднее память стала встроенной. Разумеется, для взыскательных геймеров данный объём был слишком мал. Специально для них выпускались модули расширения FZ-EM256, обеспечивавшие дополнительные 256 Кб. Внешне они здорово напоминали современные внешние жёсткие диски.

    Модуль памяти FZ-EM256 на 256 Кб 

  20. Видеоплеер

    Для просмотра дисков в формате Video CD и поддержки формата MPEG-1 требовался специальный картридж, который приобретался отдельно. Он устанавливался в порт расширения с задней стороны. Аналогичным образом поддержка видео-дисков была устроена и в медиаплеере CD-i от Philips.

    Как правило, при покупке консоли предоставлялась скидка на покупку картриджа.

    Ещё раз скриншот с просмотром фильма на консоли 3DO с диска Video CD
  21. Технические детали

    На момент выпуска 3DO обладала самыми продвинутыми аппаратными характеристиками на рынке: 32-разрядным процессором ARM60 с RISC-архитектурой и частотой 12,5 МГц.

    ЦП системы 3DO
  22. Двумя графическими сопроцессорами 25 МГц, имевшими фирменные названия MADAM и CLIO.

    Графические сопроцессоры MADAM и CLIO.
  23. 16-разрядным цифровым сигнальным процессором с 20-разрядным ALU и математическим сопроцессором. Все эти чипы были разработаны специально для 3DO, что, естественно, сказалось на стоимости системы.

    Также консоль имела 2 Мб ОЗУ, 1 Мб видеопамяти, 1 Мб ПЗУ и двухскоростной CD-привод. По своей электронной начинке она могла дать фору среднему офисному компьютеру своего времени!

    Материнская плата
  24. На выходе консоли формировался видеосигнал с разрешением 640 × 480 (как мы уже знаем, интерполированный из 320x240) и качественный 16-битный стереозвук с частотой дискретизации 44,1 кГц. Специально для 3DO была создана 32-разрядная операционная система Portfolio, окончательно превращавшая приставку в компьютер - в полном смысле этого слова! Правда, в виду отсутствия сколь угодно малой библиотеки прикладного софта, вся эта мощь была направлена исключительно на игры.                                                                                                                                                                                                                       Периферийные устройства для консоли 3DO

    Благодаря «тепличным» условиям лицензирования, для 3DO было выпущено просто огромное число периферийных устройств от сторонних производителей. Мы рассмотрим лишь самые интересные!    
  25. Альтернативой контроллерам 3DO от Panasonic стали «GoldStar GPA111M», полностью совместимые с оригиналами при значительно переработанном дизайне. Они вышли вместе с версией приставки от Goldstar.

    Игровые контроллеры от фирмы GoldStar
  26. Собственные контроллеры были и у консолей SANYO. Довольно утилитарные.

    Игровые контроллеры IMP-CP1 от фирмы SANYO
  27. Большой проблемой стало то, что на стандартном контроллере 3DO было всего 3 игровых кнопки, но при этом некоторые порты, (например, «Street Fighter-II» с его супер-ударами), требовали, как миниум, четырёх. Ответом стал адаптер от корпорации World International Trading Corporation, позволявший использовать с 3DO контроллеры от Super NES!

    Адаптер для подключения контроллеров от SNES к 3DO
  28. Правда, фирма STD выпустила специальный 4-кнопочный контроллер для 3DO известный как ProPad с расположением кнопок как у SNES, но поскольку 4-я кнопка программно предусмотрена не была, она просто дублировала одну из трёх, и толку от неё не было никакого.

    Четырёхкнопочный контроллер ProPad от STD
  29. А компания Nakitek предлагала инфракрасные джойстики для 2 игроков. Они были без гнезда наушников, зато с поддержкой турбо-режима (лучше бы сделали турбо-кнопки).

    Беспроводные контроллеры от Nakitek
  30. Впрочем, у данного производителя были и проводные контроллеры - со страшным количеством переключателей!

    Проводные контроллеры от Nakitek
  31. Ещё более монструозно выглядят контроллеры от Mad Katz (эта фирма, собственно, славится своими странными аксессуарами). Здесь вы можете включить турбо-режим для каждой кнопки в отдельности!

    8-кнопочный Mad Catz Control Pad 1995-го года
  32. Пожалуй, самыми необычными были вычурные контроллеры от игровой фирмы Capcom, в просторечье называемые FZ-JJ1X. Несмотря на свою странную форму, они оказались неожиданно удобными, так как хорошо повторяли анатомическую форму рук. Кроме того, они решали проблему с нехваткой кнопок в Steet Fighter II Turbo.

    Контроллеры от Capcom - страшные, но удобные!
  33. Для тех, кто хотел испытать «аркадный опыт» дома, компания Panasonic выпустила джойстик FZ-JS1 с кучей кнопок.

    Digital Stick Controller Panasonic FZ-JS1
  34. Среди остальных производителей отметился даже такой гигант как Logitech, воплотивший мышь для 3DO! Впрочем, была и оригинальная мышка FZ-JM1 от Panasonic.

    Мышки от Logitech и Panasonic
  35. Она иногда поставлялась в качестве бонуса в наборах с играми. Вот, например, комплект с детективным квестом «Policenauts» от Konami и фирменным ковриком.

    Мышь Panasonic в наборе «Policenauts»
  36. К сожалению, мышь поддерживало не более 20 игр, среди которых были графический квест «Myst» и пазл-стратегия «Lemmings», играть в которые без мышки было бы жутко неудобно!

    А вот и контроллеры от Logitech, модель G-TC ARC1. Изящная вещь.

    Игровые контроллеры Logitech G-TC ARC1
  37. Общей проблемой было то, что консоли выпускались разными производителями, из-за чего некоторые игры не работали с контроллерами сторонних фирм, что приводило к утрате совместимости.

    Компания American Laser Games, разработавшая знаковую серию игр в жанре «видеотир», самая известная из которых «Mad Dog McCree», выпустила собственный световой пистолет «Game Gun», чем-то похожий на пистолет Sega CD: такой же оранжевый револьвер в стиле Дикого Запада.

    Световой пистолет «Game Gun»
  38. Хотя в Японии и не выпускалось световое оружие для 3DO, такие игры как «Demolition Man» и «Corpse Killer» сохранили его поддержку, и при желании в них можно было играть, используя импортные «пушки».

    Для авиасимуляторов был выпущен джойстик «Flightstick pro», имитирующий ручку управления самолётом, полностью совместимый с «Wing Commander-3» и некоторыми другими играми.

    Джойстик «Flightstick pro»
  39. А для любителей автогонок фирма H.A.S. (Home Arcade Systems) выпустила руль, который поддерживался некоторыми гоночными играми, включая «The Need for Speed».

    Руль для 3DO
  40. Вероятно, к периферийным устройствам 3DO нужно отнести и модуль расширения памяти Panasonic FZ-EM256, о котором упоминалось в предыдущей главе. Он увеличивал стандартную память для сохранения игр до 256 Кб. Правда, продавался он только в Японии.

    Ещё раз модуль памяти Panasonic FZ-EM256
  41. А это тот самый картридж, который обеспечивал консоли поддержку формата MPEG1, позволяя смотреть видео-диски.

    Видео картридж
  42. Караоке-микшер FZ-AK1 позволял владельцам 3DO петь под музыку. Он поддерживал сразу два микрофона с возможностью регулировки громкости вокала. Правда, это устройство было доступно тоже не во всех странах.

    Караоке-микшер FZ-AK1
  43. Creative 3DO Blaster - приставка в компьютере

    И напоследок 3DO Blaster от известной фирмы Creative Labs, знаменитой своими звуковыми картами Sound Blaster. Для тех, кто хотел превратить свой компьютер в консоль 3DO, выпускалась специальная карта, стоившая почти столько же - около $400. С её помощью вы могли играть в игры для 3DO на своём компьютере, используя его монитор и CD-ROM (при условии, что у него есть интерфейс Panasonic). Для начала рассмотрим саму плату - она просто огромна!

    Creative 3DO Blaster, материнская плата 3DO в виде периферийной карты компьютера
  44. В качестве бонуса, в комплекте шёл специальный компьютерный контроллер 3DO, напоминающий бэторанг.

    Контроллер 3DO от Creative Labs
  45. Как человеку техническому и даже в прошлом инженеру, сама идея приставки в компьютере кажется мне несколько избыточной. Дело в том, что консоль 3DO это и есть практически полноценный компьютер - с довольно мощным процессором и приличным (для своего времени) объёмом памяти. Если бы разработчики пожелали, её можно было бы выпустить в виде 32-битного компьютера уровня Amiga 1200 или медиаплеера наподобие Commodore CDTV с возможностью расширения до компьютера путём подключения клавиатуры и мыши. Но и процессор, и оперативная память уже и так есть в персональном компьютере. Для того, чтобы проигрывать диски 3DO достаточно было выпустить хороший эмулятор. Всего через несколько лет пользователи ПК будут играть в диски PlayStation без всяких дополнительных (и безумно дорогих) периферийных плат.

    Тест-драйв 3DO Creative Blaster на ПК. Источник: YouTube-канал LGR

Ну и о самом главном, об играх. Автор не добрался до игр на консоли 3DO, поэтому небольшой ТОП 25 с YouTube:                                        

Перейти на сайт