- Навеяло темой про диапроектор. Решил написать про кинопроекторы.
Сначала надо сказать, что существовало четыре основных формата кинопленки: 8мм, 16мм, 35мм и 70мм. На практике довелось поработать только с 16 и 35мм, а 8 и 70мм только подержать в руках. Чем больше формат пленки, тем больше экран на котором можно демонстрировать фильмы. Кадр, в зоне проекции всегда неподвижен. Этот эффект достигается путем взаимодействия двух синхронизированных систем. Первая – это работа обтюратора. Обтюратор – это такой двухлопастной вентилятор, он перекрывает световой поток в момент движения пленки в зоне проекции и открывает его в момент фиксации. Обтюратор обеспечивает стробоскопический эффект – 24 вспышки в секунду. Вторая –это скачковая/прерывистая система. На разных проекторах она может иметь свои методы реализации, но главная ее задача – это рывок пленки в момент перекрытия светового потока лопастью обтюратора и фиксация пленки в момент, когда световой поток открыт. Ну и, как многие знают, связка этих двух систем работает со скоростью 24 кадра в секунду. Без нее мы бы просто видели какую-то размазню и никакого кино. - Звук, как это ни странно, тоже пишется на пленку. Это такая волнистая дорожка вдоль всей пленки. В лентопротяжном тракте имеется местечко для оптического считывателя этой дорожки, который и трансформирует изображение в звук.
- Теперь расскажу про то как происходил процесс демонстрации фильмов. Существовала фильмопрокатная организация. Принципов ее работы я не знаю, но суть примерно такая – она обладает огромным архивом фильмов и предоставляет их кинотеатрам для демонстрации. Фильм доставляется в кинотеатр киномехаником или сотрудником фильмопроката, обычно на неделю, а потом уезжает обратно или в следующий кинотеатр.
Что собой представляет фильм? Обычно это набор из 4-8 бобин продолжительностью 15-20 минут. Для их хранения и перевозки используют фильмоноски – такие железные ведра с крышкой на защелках. Среднестатистический фильм помещается в одной-двух фильмоносках.
- Бобины
- Есть два варианта демонстрации фильма. Можно показывать каждую бобину по отдельности со сменой постов каждые 15-20минут, а можно склеить их на пару огромных бобин и обойтись одной сменой постов.
Подготовка пленки. Для этого используют монтажный стол со склеечным прессом (это такой большой перемотчик пленок). Итак, берем первую бобину, ставим на стол, мотаем ее к концу и приклеиваем при помощи обычного прозрачного скотча и перса начало второй бобины. Потом третья и т.д. Сейчас уже не помню, но, кажется, на большую бобину помещалось три-четыре маленьких. В конце последней бобины ставим метки.
- Пресс
- Ещё раз пресс
- Метки. Вы их точно видели. Визуальные метки (используются для ручной смены постов) - это такие крестики или кружочки в верхнем правом углу кадра. После них, обычно, идет смена сюжета или точки съемки. Так же вы можете заметить, что перед появлением меток качество изображения ухудшается – в кадке появляются царапины, пылинки и потертости. Это по тому, что эту часть пленки постоянно трогают при склейке, зарядке и перемотке. Существует второй вид меток (для автоматической смены постов), и вы их точно не видели. О их существовании вы сможете догадаться только по ухудшению качества изображения. Эти метки представляют собой полоску из фольги длинной 3-5см и шириной 5мм, приклеиваемую к краю пленки. Когда такая метка проходит через считыватель, смена постов осуществляется автоматически.
Посты – это количество проекторов в кинорубке. Обычно от двух до четырех штук.
Смена постов – это незаметное для зрителя переключение между проекторами. Расскажу на примере двух проекторов. Киномеханик склеил фильм на две большие бобины, установил их на два проектора, запустил демонстрацию. Когда первая бобина подходит к концу, киномеханик подходит ко второму проектору, кладет палец на кнопку запуска и смотрит в окошко на экран. Когда проходит первая серия меток (те самые крестики-кружочки) – это сигнал «приготовиться», когда появляется вторая серия меток, киномеханик запускает второй проектор, первый выключается автоматически. Все, кино продолжается, и никто не заметил перехода. И только любопытный зритель, обернувшись назад увидит, что проекция идет из другого окошка.
Вот и вся магия кино! Потом киномеханик перематывает бобины на начало и ждет следующего сеанса. В конце недели устанавливает большие бобины на монтажный стол, ищет свои склейки, разбирает фильм на маленькие бобины, пакует в фильмоноски и сдает. Про проекторы. Шестнадцатимиллиметровые - мобильные, обычно использовались в школах, ВУЗах и т д. для лекций и развлечений. У некоторых буржуев они имелись для домашнего использования. Самый яркий пример – кинопроектор Украина.
- Тридцатипятимиллиметровые - мобильные и стационарные. Самый яркий представитель для передвижных показов – это кинопроекторы КН. Хотя иногда, в небольших клубах они использовались как стационарные.
- Он же с крышкой
- Ну, и самые огромные – стационарные. Всякие Меоптоны, КПТ и им подобные. Это монстры выше человеческого роста, требующие вытяжки и полноценно-оборудованной кинорубки. Их ставили в большие кинотеатры. Их оснащали огромной ксеноновой лампой (что бы представить габариты, возьмите две пивных бутылки и приставьте их донышками друг к дугу), и таким же огромным зеркальным отражателем (примерно с таз размером). Иногда эти лампы взрывались и тогда срались всей деревней. Первым, от громкого взрыва, срался киномеханик. Вторым срался проектор, выблевывая из своих недр мелкие осколки лампы и отражателя. Третьим в этом списке был директор кинотеатра, которому предстояло где-то искать дефицитные комплектующие и тратить на них достаточно крупную сумму. Последним, опять, срался киномеханик. Надев резиновый фартук, намотав шарф на шею и надвинув щиток на лицо, руками в толстых резиновых перчатках он монтировал лампу в проектор и снимал с нее защитный чехол, молясь, что бы она не рванула, и не искалечила его, попутно разнеся новый отражатель.
- Лампа
- Лампа в чехле
- Ещё несколько пооекторов
- Второй
- Ну, и широкоплёночный монстр.
- Конец фильма.