ШутОк

Загадка находки нетронутого тлением тела прекрасной древнеримской девушки. Правда или миф? Серия "Неудобные артефакты"⁠⁠, автор LKamrad, 3 картинки и текст

  1. Уверен, вы, как и я, не раз читали или слышали о находках древних захоронений, в которых якобы находили нетронутые разложением тела умерших. Причем стандартная история выглядит примерно так: археологи находят герметично запечатанный саркофаг, открывают крышку и видят в роскошном убранстве красивую девушку или юношу, причем выглядят они обязательно как живые, словно заснули или умерли только что.


    Джованни Паоло Паннини - Каприччо с важнейшими памятниками древнего Рима. 1735
  2. Далее обычно следуют два варианта событий – либо тело вспыхивает охваченное голубым пламенем, после чего на дне саркофага остается лишь прах и пыль, либо оно начинает стремительно разлагаться прямо на глазах, и через пять минут мы имеем тот же прах или в лучшем случае кучку почерневших костей.


    Увы, все эти истории ничто иное как типичные «городские легенды», не имеющие отношения к реальности, за полтора столетия существования археологии как науки ни одного факта подобной находки документально не подтверждено.


    Но возможно ли такое в принципе?


    Археологи находили множество тел древних людей великолепной сохранности, начиная от андских мумий, Этци, болотных людей, находок тел в вечной мерзлоте до искусственно мумифицированных тел в Египте и в других частях света.


    Беда в том, что ни одно из этих древних тел, где бы их не находили – в снегу, во льду, в песках, в горной пещере или в каменном саркофаге НИКОГДА даже близко не выглядело «как живое», хотя сохранность этих тел действительно уникальна. И да, ни одно из найденных тел не "вспыхивало" и не разлагалось столь стремительно, как следует из канонической версии мифа о находке прекрасного нетронутого тлением тела девушки.


    Но может все же такие находки чрезвычайно редки именно потому, что требуют совпадения множества уникальных условий, чтобы тело сохранилось нетронутым разложением тысячелетия? И уж если такая находка в действительности произошла хотя бы раз, то, возможно, такие же удивительные открытия нас ждут в будущем.


    Перетряхнув весь багаж знаний о подобных находках мы убедимся, что лишь одна из историй в корне отличается от всех других, ибо к ней прилагаются десятки сохранившихся документов: писем, дневников, описаний очевидцев с точной датой и примерным местом находки, вот только от событий, рассказанных в них, нас отделяет более пяти столетий.


    Но давайте же прямо сейчас выслушаем «свидетельские показания». Из дневника Антонио ди Васели (Antonio di Vaseli):

        «Сегодня, 19 апреля 1485 года, в Рим пришло известие, что тело, похороненное тысячу лет назад, найдено в усадьбе Санта-Мария-Нова в Кампании, недалеко от Казале-Ротондо. ..Римский муниципалитет отправил в Санта-Мария-Нова искусно изготовленный гроб и команду для перевозки тела в город. Тело, кажется, покрыто клеевым веществом, смесью мирры и других драгоценных мазей, которые привлекают рои пчел. Тело не повреждено. Волосы длинные и густые; ресницы, глаза, нос и уши безупречны, как и ногти. Похоже, это тело женщины хорошего размера; и ее голова покрыта легкой шапкой из плетеной золотой нити, очень красивой. Зубы белые и идеальные; плоть и язык сохраняют свой естественный цвет; но если смыть клейкое вещество, плоть почернеет менее чем за час. Большое внимание было уделено поиску гробницы, в которой был найден труп, в надежде найти эпитафию с ее именем; это должно быть выдающееся, потому что никто, кроме благородного и богатого человека, не мог позволить быть похороненным в таком дорогом саркофаге, наполненном драгоценными мазями».

    Перевод письма господина (мессира) Даниэле да Сан-Себастьяно:

        «В ходе раскопок , которые были сделаны на Аппиевой дороге, чтобы найти камни и мрамор, три мраморных гробницы были обнаружены в эти последние дни.. Одна из них содержала молодую девушку, нетронутую во всех ее членах, покрытую с головы до ног с покрытием из ароматической пасты, толщиной в один дюйм При удалении этого покрытия, которое, как мы полагаем, состоят из мирры, ладана, алоэ и других бесценных лекарств, появилось лицо, такое прекрасное, такое приятное, такое привлекательное, что, хотя девушка определенно была мертва полторы тысячи лет она, кажется, была похоронена в тот же день. Густые массы волос, собранные на макушке в старом стиле, казалось, были расчесаны тут же. Веки могут быть открыты и закрыты; уши и нос были так хорошо сохранены, что, прогнувшись в ту или иную сторону, они мгновенно возвращались к своей первоначальной форме. При нажатии на плоть щек цвет исчезнет, как в живом теле. Язык можно было увидеть сквозь розовые губы; суставы рук и ног все еще сохраняли свою эластичность. Весь Рим, мужчины и женщины, до двадцати тысяч человек, посетили чудо Санта-Мария-Нова в тот день. Спешу сообщить вам об этом событии, потому что я хочу, чтобы вы поняли, как древние люди заботились о том, чтобы подготовить не только свои души, но и свои тела к бессмертию. Я уверен, что если бы у вас была привилегия увидеть это прекрасное молодое лицо, ваше удовольствие равнялось бы вашему удивлению».

    Перевод письма, датированного 15 апреля 1485 года из Рима, среди бумаг Шеделя в кодексе #716 из мюнхенской библиотеки:

        «Зная ваше стремление к новинкам, я отправляю вам новость об открытии, только что сделанном на Аппиевой дороге, в пяти милях от ворот, в месте, называемом Statuario (так же, как S. Maria Nova). Некоторые рабочие, занимающиеся поиском камней и мрамора, обнаружили там мраморный гроб очень красивой красоты с женским телом в волосах на затылке, в моде, ныне популярной среди венгров. Он был покрыт шапочкой из плетеного золота и перевязанной золотыми нитями. Шапочка была украдена в момент открытия вместе с кольцом, которое она носила на втором пальце левой руки. Глаза были открыты, и тело сохраняло такую эластичность, что плоть поддавалась давлению и немедленно сохраняла свою естественную форму. Форма тела была прекрасна до крайности; внешность была девушкой двадцати пяти лет. Многие отождествляют ее с Туллиолой, дочерью Цицерона, и я готов в это поверить, потому что я видел рядом с собой надгробие с именем Марка Туллия; и потому что Цицерон, как известно, владел землями по соседству. Не берите в голову, чья дочь она была; она была конечно благородна и богата по рождению. Тело обязано своей сохранностью покрытию мазью толщиной в два дюйма, состоящий из мирры, бальзама и кедрового масла. Кожа была белая, мягкая и ароматная. Слова не могут описать число и волнение множества людей, которые бросились восхищаться этим чудом. Чтобы упростить дело, муниципалитет согласился убрать прекрасное тело в Капитолий. Кто-то может подумать, что взобравшись на эту гору, можно получить великую снисходительность и прощение грехов, поэтому толпа, особенно женщины, которых так привлекает это зрелище… Мраморный гроб еще не был вывезен в город, но мне сказали, что на нем выгравированы следующие письма:«Здесь лежит Юлия Приска Секунда. Она жила двадцать шесть лет и один месяц. Она не совершила никакой вины, кроме смерти». Похоже, на том же гробу выгравировано другое имя - Клавдия Илара, который умер в сорок шесть лет. Если верить нынешним слухам, первооткрыватели тела сбежали, взяв с собой большие сокровища».

    Известный историк и археолог Родольфо Ланчиани пишет в своей книге «Языческий и христианский Рим», суммируя показания свидетелей:

        «Раскопки были предприняты монахами Санта Мария Нуова (ныне S. Francesca Romana), в пяти милях от ворот. Могила стояла на левой или восточной стороне дороги, высоко над землей. Саркофаг был встроен в стены фундамента, а его крышка была закрыта расплавленным свинцом. Как только крышка была снята, присутствующие заметили сильный запах скипидара и мирры. Тело описано в гробу, руки и ноги еще гибкие. Волосы были светлые, и связаны инфулой сотканной из золота. Цвет плоти был абсолютно реалистичен. Глаза и рот частично открыты, и если кто-то слегка тянул за язык, он возвращался на свое место.В течение первых трех дней выставки на Капитолии эта замечательная реликвия не имела признаков распада; но через некоторое время воздействие воздуха начало сказываться на нем, и лицо и руки почернели. Гроб, кажется, был помещен около палаццо Консерватори, чтобы толпа посетителей могла передвигаться и с большей легкостью созерцать чудо. Селио Родигино говорит, что первые симптомы гниения были замечены на третий день; и он приписывает распад больше удалению покрытия мазей, чем действию воздуха. Эти различные рассказы, без сомнения, написаны под влиянием момента, и люди, естественно, склонны к преувеличению; тем не менее, все они согласны в основных деталях открытия, --  в дате, месте обнаружения и описании трупа. Тогда кем была девушка, для сохранения останков которой так озаботились?»

    The accompanying cut represents her body as it was exhibited in the Conservatori palace, and is taken from an original sketch in the Ashburnham Codex, 1174, f. 134.


  3. В итоге Ланчиани приходит к выводу: девушка никак не может быть дочкой Цицерона Туллиолой, поскольку той было уже за 30 лет в момент смерти, а возраст девушки был совсем юный - ближе к 15 годам, да и сама гробница Цицерона находится совсем в другом месте. Так же свидетельство о надписи на саркофаге об Юлии Приске Секунда не соответствует истине, поскольку гробница с такой надписью была обнаружена за 22 года до этой находки.


    Заключает свой рассказ Ланчиани так:

        «Есть две версии относительно ее окончательной судьбы. Согласно одному, Папа Иннокентий VIII, чтобы остановить волнение и суеверия граждан, заставил вывезти тело ночью за пределы Порта Салария [одна из городских стен Рима, не сохранившаяся до наших дней], и тайно похоронить его у подножия городских стен. Согласно второй версии, тело девушки было брошено в Тибр».

    Давайте попробуем подытожить. Без всякого сомнения, действительно было найдено погребение с телом молодой женщины необычной сохранности. Некоторые противоречия в описаниях неудивительны, поскольку большинство показаний писалось именно с чьих-то слов, а сами «очевидцы» в лучшем случае наблюдали тело уже со следами разложения, не прикасаясь к нему.


    Еще одна иллюстрация находки нетленного тела прекрасной римлянки

    В древнеримской традиции нет погребений в обнаженном виде, так почему же на теле девушки нет одежды? Самый очевидный ответ – она истлела.


    Стоп, как же так – одежда истлела, а тело нет?


    Описание «корки мазей» вокруг тела явно говорит о бальзамировании, проще сказать, мы точно имеем дело с искусственной мумией. Гибкость конечностей и относительная упругость кожи так же не удивительна (смотрите мою публикацию об изучении древнеегипетской мумии жреца Несамуна). Но вот утверждения о великолепной изначальной сохранности и об естественном цвете кожи вызывают очень большие сомнения.


    Любая древняя мумия – зрелище абсолютно точно не слишком приятное, а тут куча документов говорит о прекрасной девушке, причем ссылаясь на впечатления тысяч зрителей.

    Либо это не древняя мумия, либо все сказанное выше – ложь, ведь не даром говорят, «врет как очевидец»: желание приукрасить, рассказать нечто невероятно захватывающее и интересное, превращают порой вполне достоверные истории в фантастические байки.


    Но все же, все же, а вдруг есть третий вариант, в котором рассказ очевидцев правда, пусть и приукрашенная, но и тело девушки при этом вполне реальная древняя мумия?


    Вы не поверите, но к моему удивлению и такой вариант оказался вполне возможным.


    Ключ к разгадке нашей тайны -- относительно недавняя находка археологов еще одного богатого женского древнеримского погребения, но об этом уже в следующей части нашей публикации...

Перейти на сайт