Загадка находки нетронутого тлением тела прекрасной древнеримской девушки. Правда или миф? Часть 2. Серия "Неуместные артефакты", 18 фото и текст
- Первую часть публикации читаем здесь.
- Как помните, сохранность тела («как живая») девушки, умершей более тысячи лет назад, вызывала у меня большие сомнения в достоверности находки или точнее ее реального состояния. Не все читатели со мной согласились, один из них напомнил о находке «мокрой мумии» в Китае возрастом более двух тысяч лет.
Мумия жены видного сановника династии Хань госпожи Синь Чжуй (статья в русскоязычной вике) удивительна – мало того, она частично сохранила влагу в себе, что само по себе редкость, но и цвет ее кожи остался близким к естественному. И это при том, что возраст мумии более двух тысяч лет!
Ниже реконструкция внешнего облика Синь Чжуй в возрасте 25-30 лет, тут ей явно польстили поскольку в реальности на момент смерти ей было уже за 50, она страдала от ожирения и еще от кучи старческих болячек. - Хотя мумия тетушки Синь Чжуй и весьма сохранна, она явно не подходит к определению «как живая». Рост тетушки – 154 см, вес ее мумии -– 35 кг, вес при жизни оценочно – 75 кг. Проще сказать, тело тетушки выглядит как частично разложившийся труп недельной давности, потерявший более 70% жидкости.
Не привожу здесь фото мумии из эстетических соображений, но те, кто жаждет ее увидеть, может вполне погуглить сам.
Увы, примером того, что тело древней римлянки могло сохраниться «как живое», тетушка Синь Чжуй точно не станет. Собственно и техника сохранения (бальзамирования) здесь применена явно иная, в саркофаге тетушки находилось 80 литров красноватой (розовой) жидкости, ничего подобного в саркофаге римлянки найдено не было.
В целом, у большинства ученых история с телом прекрасной девушки из древнего Рима воспринималась скептически, мол, да, вполне возможно, мумифицированное тело могло быть найдено, но вот сохранность его явно преувеличена. Кроме того, даже сам факт существования такой мумии вызывал сомнения, ведь считалось, что древние римляне никогда не мумифицировали своих покойников!
Но все изменилось в феврале 1964 года...
В тот день 5 февраля бульдозер расчищал котлован вырытый под фундамент будущего здания на виа Кассия в районе Гротароссо в Риме. Когда нож бульдозера выковырнул из земли сломанный мраморный саркофаг, прораб распорядился втихушку загрузить находку вместе со строительным мусором на самосвал и вывезти все на свалку. Вызов археологов точно бы сорвал сроки строительства, в график которого его бригада уже сейчас не укладывалась.
Так бы и кануло замечательное открытие в Лету, если бы не рабочий, который посреди свалки наткнулся на труп ребенка. Он тут же вызвал полицию, точнее карабинеров. Те, в свою очередь, осмотрев тело, поняли, они имеют дело не с недавним преступлением, а с древней мумией. Когда приехали археологи, они были реально в шоке: посреди свалки лежит древнеримская (?!) мумия, а рядом осколки великолепного резного саркофага из карарского мрамора, который уже сам по себе является великолепным произведением искусства античности.
Саркофаг мумии Гротаросса - В итоге сроки строительства сорвались, прорабу влетело по самое не балуй, а ученые провели через месяц пресс-конференцию о самом выдающемся археологическом открытии последних десятилетий.
Заголовки газет пестрели сенсационными заголовками и фотографиями.
- По утверждениям археологов найдена первая древнеримская мумия – тело 7-8-летней девочки. Сомнений в том, что это именно мумия не возникало. Как и египетские мумии её тщательно обмотали пропитанными смолами льняными бинтами, оставляя открытым лишь голову и лицо. Однако, на этом сходство с древнеегипетской практикой мумификации и заканчивалось: мумия не вскрывалась, все внутренности, включая мозг, остались внутри тела.
Примерный возраст погребения определен как 150-200 годы нашей эры. Роскошный саркофаг, остатки шелковой (из Китая) туники, золотые драгоценные украшения, включая сапфиры из Индии, говорили о том, что ребенок из весьма богатой древнеримской семьи.
Давайте посмотрим богатства мумии Гротаросса подробней.
Стенд с драгоценностями мумии - Ожерелье с сапфирами
- Фрагмент ожерелья
- Простенькие сережки из золотой проволоки
- Фамильный перстень с печаткой: крылатой богиней Никой
- Прекрасные изделия из янтаря
- Замечательная кукла из слоновой кости (подробнее о таких куклах читайте в одной из моих будущих публикаций здесь)
- Обратите внимание на деталь: нитку намотали на перстень (для уменьшения внутреннего размера), чтобы он не болтался на маленьком и тонком пальчике девочки.
Обследования мумии показали, что несмотря на все богатство ее семьи, девочка перед смертью оказалось сильно истощена. Долгая болезнь сказалась на ее физическом состоянии. Удалось даже поставить диагноз – тяжелая болезнь легких, а точнее двусторонний фиброзный плеврит.
Почему ребенка мумифицировали?
Тогда в 1964 году предложили пару версий. По первой, больного ребенка отвезли в Египет, поскольку климат Египта благоприятствовал лечению, но болезнь все же убила ее, тогда для сохранения тела, перевозки его и проведения похорон на родине приняли решение мумифицировать тело. По второй, версии семья девочки – приверженцы культа Исиды, древнеегипетской богини, очень популярной в то время в Риме. Не исключалась и возможность и того, что, например, мать девочки была родом из самого Египта.
В 60-х годах прошлого века все эти вопросы остались без ответа, но в начале третьего тысячелетия новые технологии позволили приоткрыть завесу тайны.
Во-первых, выяснилось, на мумии не было следов использования натрона – обязательный элемент технологии мумификации в древнем Египте, во-вторых, льняные бинты были сотканы именно в Италии (технология ткачества этих регионов весьма отлична). Анализ смол и пыльцы растений не дал однозначных ответов по региону – район Средиземноморья (Италия, Греция, Анатолия, побережье Палестины, Сирии и Египта) и так вполне очевиден. Зато генетический анализ (митохондриального ДНК) дал ответ о происхождении матери ребенка: район южной или центральной Италии.
Таким образом мумифицирование ребенка проводилось, скорей всего, именно в Италии, а мумия лишь внешне напоминала древнеегипетскую, не соответствуя реальной технологии мумификации древнего Египта. Вполне вероятно семья девушки поклонялась богине Исиде, отсюда и столь необычное захоронение ребенка.
В древнем Риме была мода на древний Египет. И наша с вами мумия далеко не самое впечатляющее свидетельство, вот пирамида Цестия в Риме. - Через три столетия после постройки встроена в стену императора Аврелиана. Высота 36 метров - выше 12-этажного здания!
Все это прекрасно, — воскликнет читатель, -- но причем здесь тело красивой девушки, найденное в далеком 1485 году?Мумия Гротароссо вовсе не производит такого же впечатления. Это именно мумия, внешне напоминающая древнеегипетские мумии выставленные в национальном музее Каира.
- Подробней можете разглядеть здесь на видео, но предупреждаю - вы увидите мумию, а следовательно не самое приятное зрелище:
Но не так давно, в масс-медиа обратили внимание на несоответствие старых фото мумии и современных, смотрите сами: - Слева - старое фото, справа - современное
Одно из старых фото 1964 года - Обратите внимание на лицо мумии, точнее на ее пухлые губы, разве такое возможно? Кстати, очевидцы как один говорили, изначально лицо мумии было заметно светлее. Так может и наша девочка в момент вскрытия саркофага тоже была "как живая"?
Вполне понятно, что фотография в газете была отретуширована, но нас с вами интересует сейчас другое - хорошо различимые трещины на лице мумии. Их точно нет на лице мумии Гротароссо в музее. Так откуда они взялись и куда делись?
Мне кажется, именно тут и кроется ключ к нашей загадке: лица древнеегипетских мумий всегда накрывала маска или иное изображение лица умершего.
На лице мумии Гротароссо была очень тонкая маска из органического материала, возможно, смеси полупрозрачного воска с чем-то и каких-то красителей, с момента контакта со свежим воздухом она стала стремительно разрушаться. Именно эта маска, уже покрывшаяся трещинами, запечатлена на старой фотографии, иначе невозможно объяснить удивительную сохранность лица мумии на тот момент.
Ровно так же 500 лет назад очевидцы увидели не реальное лицо прекрасной умершей девушки, а ее погребальную маску. которая очень быстро потемнела и вскоре разрушилась. Отсюда и впечатление - "как живая", поверьте, искусные художники могли создать и расписать маску на лице так, что оно словно дышало жизнью.
Портрет лица на мумии, греко-римский период древнего Египта
И снова, мой читатель, вы можете не согласиться с моими выводами и будете в своем праве, гарантировать 100% достоверность, увы, я вам не могу.
С вами сегодня был ваш старый знакомый Лысый Камрад