- В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» очень много фантастических деталей.
В первую очередь это, конечно же, сам «Наутилус» с обширными комнатами-салонами, каким-то образом помещающимися в не очень большой (её водоизмещение 1500 тонн, примерно столько было у реальных ПЛ времён Второй Мировой) подводной лодке и клёпаным корпусом, выдерживающим давление на глубине 16 км (автор считал, что в мировом океане могут быть подобные сверхглубокие впадины).
Фантастична география, без материка Антарктида (в то время его ещё не успели исследовать).
Но в этом романе есть ещё несколько загадок. - Во-первых, «Наутилус» заявлен как полностью автономный. Капитан Немо говорит, что всё необходимое он добывает в океане. В том числе, надо думать, запчасти, смазку и прочее необходимое для ремонта и техобслуживания субмарины.
Впрочем, его слова можно списать на необходимость конспирации. Пленников «Наутилуса» могли запирать в каютах на то время, когда подлодка заплывала на тайные базы или получала необходимые грузы с кораблей.
Вот только подобную сеть доков и судов снабжения, охватывающую значительную часть мирового океана, один человек, пусть и бывший принц, не мог бы ни организовать, ни содержать на протяжении многих лет.
- Вторая деталь, ещё более фантастическая.
Немо говорил профессору Аронаксу, что подлодка была полностью собрана на тайной верфи, укрытой на острове в Тихом океане. Детали для неё он якобы заказывал в разных странах.
Допустим. Непонятно только, где он навербовал рабочих и главное — судовых инженеров высочайшей квалификации и куда они все девались после завершения работ.
Исчезновение такого количества специалистов скрыть было бы невозможно, а по возвращении на родину кто-то обязательно бы проболтался. Особенно если учесть, что «неизвестное морское животное», нападающее на корабли, вскоре стало всемирной сенсацией.
- Но самое невероятное в романе — это экипаж «Наутилуса». Матросов на нём немного, да большой экипаж там бы и не поместился. На них возложена крайне сложная задача эксплуатации и регулярного ремонта немыслимо сложной для того времени техники.
Одна ошибка и все погибнут — как это случилось в реальной истории с первой опытной американской подлодкой «Аллигатор» в 1862 году. Причём катастрофа произошла возле побережья, а не на тех чудовищных глубинах, на которые спускался «Наутилус» Немо.
Следовательно, все без исключения матросы «Наутилуса» должны быть очень опытными и высококвалифицированными специалистами. Немо говорил, что они — его соратники, то есть индусы середины XIX века. Заведомо не имевшие прежде дела с морем и сложной техникой.
Будь это правдой, «Наутилус», сколь бы он ни был совершенен, далеко бы не уплыл. И уж тем более не выдержал бы всех тех передряг, которые описаны в романе.
- Исходя из вышесказанного, «Наутилус» был построен, снабжался и имел экипаж из граждан какого-то технически развитого государства. Имеющего большой флот и базы в мировом океане.
Такие страны в то время можно было пересчитать по пальцам одной руки. Лучше всего подошла бы Великобритания, но увы, Немо воюет против неё и топит британский военный корабль.
Германия уже имела достаточно развитую промышленность, но её флот ещё слишком молод, да и рисковать весьма вероятной в случае раскрытия тайны «Наутилуса» войной с Британией Бисмарк бы не стал.
Единственный подходящий кандидат, у которого были и флот, и базы, и развитая промышленность, и давняя ненависть к британцам — сама Франция.
- Почему «Наутилус» не был официально принят в состав французских ВМС — вполне очевидно. Подводное судно абсолютно нового типа следовало всесторонне испытать, причём желательно тайно, в условиях реального противодействия вероятного противника.
«Принц Даккар», беглый индус, был идеальным кандидатом на роль мстителя-одиночки. Попавшие к нему в плен профессор Аронакс, его слуга Консель и канадский гарпунёр Нед Ленд должны были накрепко запомнить именно эту версию.
А вот матросы «Наутилуса» ни разу с пленниками не заговорили. Что неудивительно, ведь им ни в коем случае нельзя было выдавать как знание французского языка, так и любые намёки на учёбу в Эколь Политехник.
В сцене, когда "Наутилус" вынужден отбиваться от стаи гигантских спрутов, матрос, схваченный щупальцем, перед смертью кричит на чистейшем французском языке... что, кстати, косвенно подтверждает версию о французском происхождении лодки.