- В рядах соратников Петра Великого особое место отводилось Якову Брюсу.
Аристократ, сверхобразованный для своей эпохи человек проявил себя во множестве сфер: военный полководец, изобретатель-самоучка, мудрый дипломат, продвинутый ученый, талантливый переводчик. Вот только в народе его запомнили, прежде всего, чернокнижником и колдуном. В России были уверены, что Брюс раскрыл секрет вечной молодости, умел летать, словно птица и владел магической книгой, управлявшей вселенной.
Пушкин прозвал Якова «русским Фаустом», а легенда о смерти придворного алхимика приводила в ужас. - Ученый без образования
Яков Брюс появился на свет в Москве в 1669 году. Его имя при рождении - Джеймс Дэниэл, но в дальнейшем он стал Яковом Вилимовичем. Брюс имел аристократическое происхождение из шотландского рода, а его предками были короли. В разгар Английской революции в 1647-м Брюсы бежали в Московию, где отец Якова вступил в армию и дослужился до звания полковника.
Яков же с детства проявлял способность к всевозможным наукам, самостоятельно освоив шесть языков, математику, геологию, географию, астрономию, артиллерийское дело, оптику и др. Повзрослев, добровольно записался в Петровы «потешные войска», благодаря чему и познакомился с царем.
В 1687-м уже поучаствовал в Крымских походах под предводительством князя Голицына. Отличившись в сражениях, получил в награду деньги и поместья.
Петр I модную в Европе алхимию отрицал, принимая только научные теории. Заклинателей и изготовителей золота считал шарлатанами. В 1689 году царь вынужден был укрываться в Троицком монастыре, где его всецело поддержал Брюс. Петр высоко оценил преданность подчиненного, и очень скоро его карьера ринулась вверх. Яков получил возможность внедрять свои инженерные способности в военное дело России и даже лично сопровождать Петра в европейских путешествиях.
В одной из поездок Брюс познакомился с Галлеем и Ньютоном, после чего появилась ценная исследовательская работа «Теория движения планет». На тот момент Россия крайне нуждалась в образованных людях и разного рода специалистах. Собранный Яковом научный опыт пришелся кстати, и свет увидели его книги-учебники по математике, астрономии, физике, географии и даже артиллерийскому делу.
Параллельно Брюс переводил лучшие европейские работы на русский. Его стараниями в Москве и Петербурге открылись первые математические и инженерные школы, астрономические обсерватории.
Научные достижения принимались за магию.
- Военная карьера и дипломатические успехи
С началом Северной войны Яков Брюс всецело отдался фронтовым баталиям. Будучи с 1701 года генерал-майором, он руководил изготовлением боеприпасов для русской армии и их доставкой на поле боя. В 1702-м лично командовал артиллерийскими подразделениями при осаде крепости Шлиссельбург. Ловкие решения Брюса позволили без штурма взять Ниеншанц, который сдался перед грамотной бомбардировкой.
В 1704-м Брюса удостоили звания генерал-фельдцейхмейстера, а по сути - начальника артиллерии Русской армии. В новом проявлении он установил единые для всех артиллеристов терминологию и систему измерения, разработал инновационные орудия, наладил логистику боеприпасов.
Параллельно продолжал принимать личное участие в сражениях Северной войны. В Полтавскую битву артиллерия Брюса проявила себя особенно результативно, за что Петр нагадил его высшим госорденом Андрея Первозванного.
Показал себя Яков и отменным дипломатом. В финале Северной войны он часто выезжал в Германию, подбирая военных. В 1717-м участвовал в Аландском конгрессе, начав мирные переговоры со шведами. За итоговый Ништадтский мирный договор, по которому России достались земли Прибалтики, Петр удостоил соратника графского титула.
Брюсов календарь.
- Общество России тогда отличалось низким уровнем образования, что породило темные слухи о результатах деятельности Якова Брюса. Народная молва приписала ему обладание эликсиром бессмертия. Ходили слухи, что по ночам придворный ученый превращается в птицу и летает над городом. На самом деле, реальная почва имелась: Яков занимался сооружением железных крыльев.
Еще поговаривали, что Брюс умеет превращать свинец в золото. Но самое главное обвинение заключалось в чернокнижничестве. Ему приписывали владение знаниями от самого Сатаны. «Черную книгу» искали даже после смерти Якова, но безуспешно. Очевидно, причина крылась в ее отсутствии.
Малообразованному народу суть химии, физики и астрономии была труднодоступной, а потому тот же «Брюсов календарь», основанный на астрономических наблюдениях ученого, считали провидением. При этом Брюс был не мистиком, а скептиком. Когда однажды Петр озадачился сохранившимися мощами какого-то святого, Яков объяснил это явление специфическими климатическими условиями и бальзамированием тела.
После смерти царя стартовала борьба за власть, и Брюс решил удалиться в Подмосковное имение. Там он еще 12 лет жил отшельником, продолжая заниматься науками, создавая музей и собирая библиотеку. После его смерти собрание редкостей досталось по завещанию Петербургской Академии наук.
По официальной версии Яков Брюс скончался в 1735 году, не оставив прямого потомства. Обе его дочери умерли во младенчестве. Но в народе еще долго ходила другая легенда о гибели колдуна. Шептались, что Брюс изобрел напиток, способный воскрешать покойников. Проверить решил на себе, будучи уверенным в успехе. Сказал слугам разрубить себя на части, закопать и постоянно поливать «живой водой».
Царица Анна Ивановна, узнавшая о том событии, приказала допросить слуг Брюса и узнала о месте, где находилось его тело. По утверждению крестьян, на выкопанном теле не было следов разрезов, а сам Брюс уже даже дышал, оставаясь будто во сне.
Свидетели того зрелища испугались, что дело нечистое, и перезахоронили колдуна. Чудодейственный напиток сожгли, а все магические книги спрятали в Сухаревой башне. Брюс, разумеется, погиб, но его дух обосновался в окрестностях и пугал по ночам прохожих.
Сухарева башня, где искали «Черную книгу».
Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.
22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню — получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».