- Не так давно в Красноярске завершилась эпопея с эвакуацией легендарного американского самолета С-47, лежавшего с 1947 года в таймырской тундре. Мы собрали в одном материале всю информацию о «Дугласе»: что с ним случилось, как его эвакуировали, и где его вскоре можно будет увидеть.
- Самолет C-47DL, имеющий полное название Douglas C-47, а также «неофициальные» Skytrain или Dakota — это американский военно-транспортный самолёт, разработанный компанией Douglas Aircraft Company. Свой первый полет этот тип самолетов совершил 23 декабря 1941 года, а всего было построено около 10 тыс. машин.
Самолет, получивший заводской номер 9118, был передан в ВВС США 24 февраля 1943 года. 12 марта того же года в городе Фербенксе на Аляске он перешел в пользование ВВС СССР в рамках программы ленд-лиза. Однако на фронт его не отправили, оставив в 7 перегоночном авиационном полку 1 перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе.
А с апреля 1943 года он занял свое место в полярной авиации на севере Красноярского края — Douglas C-47 был передан в распоряжение Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного морского пути (УПА ГУСМП) и временно откомандирован для ледовой разведки.
Летал самолет в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. В 1946 году он получил обозначение «СССР Л-1204» и попал в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота. На месте аварийного приземления.
- Слева направо: бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич, бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич, второй пилот Аношко Сергей Лукьянович, командир Тюриков Максим Дмитриевич.
Трагедия произошла 23 апреля 1947 года во время выполнения рейса из бухты Кожевникова через Дудинку в Красноярск. На борту находилось 26 пассажиров, среди которых трое детей и 6 женщин, а также 852 кг груза. Сперва у самолета отказал левый мотор, а через 4 часа полета на одном моторе отказал от перегрева и правый мотор. Командир судна Максим Дмитриевич Тюриков совершил вынужденную посадку на болото. Произошло это в 180 км от пос. Волочанка на Таймыре.
Через 3 дня командир экипажа Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов и шесть пассажиров ушли от самолета, надеясь выйти к населенному пункту и сообщить о ЧП. Спустя почти 20 дней, 11 мая, самолет и оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Сергеем Аношко обнаружены и вывезены на самолете Ли-2 №Н-426. Спасены были все, кто остался у самолета.
Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены лишь через 6 лет, в октябре 1953 года, охотником Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан — это примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Труп был опознан по документам (партбилету, свидетельству пилота и записной книжки Тюрикова). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести. - Вывоз самолета сразу после аварии был признан нецелесообразным и на 69 лет «Дуглас» остался лежать в болоте.
- За это время (место падения находилось в удаленной местности) его никто не разграбил, лишь туристы и местные жители разобрали приборную доску на сувениры. В остальном же самолет остался невредимым.
- Идея доставить самолет в Красноярск появилась несколько лет назад. Но лишь в этом году был готов план и собрана команда Экспедиционного центра Русского географического общества по СФО, готовая разобрать «Дуглас» на месте и вывезти его по воздуху, а затем по воде в Красноярск.
В международный состав экспедиции вошли 15 человек, среди которых опытные механики, спасатели, инженеры, а также экипаж вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео». Старт был дан в Красноярске 2 августа. Планировалось, что разбирать самолет команда будет в течение двух недель. Причем работать собирались круглосуточно, используя все возможности полярного дня, когда солнце не заходит за горизонт.
6 августа работы начались. Самолет разобрали на 7 частей — фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Потом при помощи вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео» самолет по частям доставили на баржу, которую сотрудники Енисейского пароходства подвели в реку Пясина. Оттуда уже 11 августа (с большим опережением сроков!) «Дуглас» поплыл в Дудинку, а затем по Енисею в Красноярск. Оказалось, что самолет, пролежавший 69 лет в болоте, практически не заржавел и очень легко поддается разборке.
- Поэтому команда управилась с демонтажем всего за неделю, вместо запланированных двух.
- Самолет разбирали на семь крупных частей.
- На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности. На открытие памятника прилетели родственники членов экипажа С-47 «Дуглас» — дочь погибшего командира Авелина Анциферова и член семьи бортрадиста Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев.
Участники экспедиции нашли еще ряд интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру, специальные печи для разогрева двигателей самолетов, банки от тушенки, поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.
А на фюзеляже самолета нашлась «летопись» тех страшных дней в ожидании помощи. Судя по ней, несмотря на кончавшиеся запасы пищи, никто духом не падал, напротив — люди даже отметили праздник 1 мая. А 11 мая 1947 года большими буквами кто-то написал — «Мы спасены!». Записка на обшивке фюзеляжа — написана химическим карандашом и хорошо сохранилась.
Сам самолет С-47 «Дуглас» и все находки с места аварии станут экспонатами будущего Музея освоения русского Севера. До этого «Дуглас» будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО СФО. В ближайшее время состояние самолета оценят специалисты и начнется подготовка к реставрационным работам.