ШутОк

«Офицер» – бронепоезд, набитый поваренной солью, 9 картинок и текст

  1. Это история интересного бронепоезда, одного среди многих, из-за которых Гражданскую войну 1918–1922 года в России многие по справедливости называют «войной бронепоездов»!


    Белый бронепоезд «Офицер». 1919 год.
    Перед отправкой на фронт из Ростова-на-Дону. Пропагандистская фотография ВСЮР 
  2. Сформировали бронепоезд ещё в самом начале августа 1918 года сразу после взятия Добровольческой армией Екатеринодара. А собрали его из бронеплощадок, оставленных войсками РККА на левом берегу реки Кубань.

    Мост через реку красные взорвали. А так как остальные бронепоезда белых находились на правом берегу реки, то именно этот бронепоезд стал главной ударной силой Добровольческой армии.

    Первоначально он состоял из одной открытой платформы, на которой за мешками с песком стояла трёхдюймовая пушка образца 1900 года и двух пулемётных бронеплощадок. Первым командиром бронепоезда стал капитан Харьковцев.

    Команда бронепоезда «Офицер» перед выходом на фронт.
  3. Бои на Кубани

    Уже 9 августа, в своем первом бою у станции Абинская команде бронепоезда удалось захватить ещё одну закрытую площадку, вооруженную малокалиберными орудиями, на которую с открытой платформы она переставила своё трёхдюймовое орудие.

    Затем 11 августа на станции Тоннельная, неподалеку от Анапы им был уничтожен штаб красных, перебазировавшийся по железной дороге в Новороссийск. 13 августа бронепоезд вновь отличился, поддерживая огнем атаку Добровольческой армии на Новороссийск, где белыми было захвачено ещё два бронепоезда красных.

    Название «Офицер» бронепоезду дали то ли 16 августа, то ли в ноябре 1918 года. Причем в конце августа он вновь участвовал в бою, помогая штурму Армавира. У станции Гулькевичи с рельсов сошла одна из пулеметных бронеплощадок и бронепоезд, отходя с боем на две версты, тащил её за собой прямо по шпалам, и лишь затем экипажу бронепоезда удалось поставить её на рельсы.
  4. 3–4 сентября «Офицер» совместно с бронепоездом «Морской» продолжал действовать у Армавира – станицы Невинномысской. 8 августа у села Успенское тяжелое ранение получил капитан Харьковцев, и командовать бронепоездом взялся поручик Хмелевский. Когда белые оставили Армавир, «Офицер» отошел на станцию Кавказская, а 17 сентября его отправили в Новороссийск на ремонт и переформирование.

    В октябре 1918 года бронепоезд получил две новые пулемётные бронеплощадки и десантный вагон и в таком виде под командованием полковника Ионина был направлен под Ставрополь, где участвовал во взятии этого города.
    Достоверной информации о том, в каких боевых действиях бронепоезд принимал участие в ноябре 1918 года и первой половине февраля 1919 года, не имеется.

    Внешний вид бронепоезда «Офицер» в 1919 году
  5. Бои в Каменноугольном районе

    Зато известно, что 9 марта 1919 года в Каменноугольном районе под Дебальцево бронепоезд «Офицер» вступил в бой с бронепоездом № 3 Красной Армии. Им командовала женщина, которая была единственным в истории Гражданской войны командиром бронепоезда – член партии эсеров-максималистов Л. Н. Мокиевская-Зубок, дочь одного из лидеров партии эсеров Н. Буховского. Артиллеристам с «Офицера» удалось всадить снаряд в бронепаровоз бронепоезда № 3, в результате чего она погибла.

    Фото экипажа броневого поезда №3 "Власть Советам" на станции Купянск 1919 г.
    В центре (в кубанке) Л.Н. Мокиевская-Зубок с командующим 13-ой армией И.С. Кожевниковым.

  6. Бой с красными 30 марта у станции Хацепетовка принес бронепоезду «Офицер» новый успех: ему удалось захватить «2-й Сибирский бронированный поезд» Красной Армии, который в честь этого события получил в Добровольческой армии название «Слава Офицеру».

    Есть данные, что как раз после этого он и стал называться «Офицер», причем на фотографии, подписанной «Бронепоезд «Офицер» в Ростове-на-Дону. 1919», хорошо видны бронеплощадки со «2-го Сибирского бронированного поезда».
  7. «Соленый поход» на Москву

    В июне 1919 года бронепоезд «Офицер» поддерживал наступление корниловцев вдоль железной дороги Харьков – Москва. Причем откуда-то прошел слух, что в Москве в страшном дефиците соль. И, мол, когда мы победим и войдем в Первопрестольную, то соль там будет в дефиците.

     А раз так, экипаж бронепоезда буквально завалил его мешками с солью, в расчете продавать в Москве втридорога и хорошо на этом заработать!

    Война – войной, а подзаработать на ней им никто не мешает, решила команда, тем более что им есть на чем соль подвести. Мешки с солью мешали воевать, соль скрипела под ногами, от соленой пыли слезились глава, но выбросили её только с началом отступления!
  8. А вот как описывается в воспоминаниях одного из членов экипажа бронепоезда его… «Психическая атака»:
    «1 июля 1919 года бронепоезд «Офицер» вёл упорный бой с двумя бронепоездами красных, которые заняли станцию Герцовка, в 45 верстах от Белгорода, и обстреливали заставы Ингерманландского гусарского полка. Позади бронепоезда «Офицер» взрывом снаряда был перебит путь. Неприятельские 42-линейные (106,7-мм) орудия продолжали вести частый огонь, между тем как на головном 75-миллиметровом орудии бронепоезда «Офицер» были израсходованы все снаряды, и оно должно было замолчать. Несмотря на такое трудное положение, бронепоезд «Офицер» решительно двинулся на сближение с красными, не стреляя. Под впечатлением этой внезапной атаки неприятельские бронепоезда отошли за станцию Герцовка».

    В ночь с 19 на 20 сентября бронепоезд «Офицер», поддерживаемый огнем с тяжёлого бронепоезда «Единая Россия» ворвался на станцию Курск и захватил городской вокзал, что заставило красных в спешке оставить город.
    Затем в октябре 1919 года «Офицер» участвовал в штурме Орла в сцепке с тяжёлым бронепоездом «Иоанн Калита». Ну а когда белые начали отступление от Орла, бронепоезд «Офицер» вместе с войсками Деникина отошел на Кубань.

    Благодарственная телеграмма генерала Май-Маевского команде бронепоезда «Офицер» за бой 16 июля 1919 года у станции Герцовка.
  9. Отступление на Кубань и гибель

    Вплоть до конца февраля 1920 года бронепоезд «Офицер» базировался в Екатеринодаре, где охранял Ставку и поезда Главнокомандующего, после чего 28 февраля убыл в Новороссийск, где и был взорван.

    Экипаж бронепоезда «Офицер», по данным на 1920 год, состоял из 48 офицеров и 67 нижних чинов.


    Крымский вариант

    Зато весной 1920 года уже в Крыму в бронепоезд «Офицер» переименовали бронепоезд «Слава Кубани». Командовал им полковник Лебедев. Впрочем, воевал он недолго и ночью 30 октября погиб у станции Таганаш (ныне «Соленое озеро»).
    10-2-1
    Команда, однако, уцелела и, забрав с бронепоезда панорамы, прицелы, орудийные замки, шесть пулемётов и боевой стяг, они на пароходе Доброфлота «Саратов» уплыли в Галлиполи. Оттуда члены команды бронепоезда в составе 6-го отдельного бронепоездного артдивизиона в ноябре 1921 года были перевезены в Болгарию, а осенью 1925 года – во Францию, где и остались на жительство.

    В 1938 году в Париже было проведено торжественное заседание, посвященное 20-летию основания первых бронепоездов Добровольческой армии, которое проходило под председательством М. И. Лебедева.
Перейти на сайт