- Если верить данным из статьи популярного издания «Механика», то есть информация, что необычное устройство, которое можно наблюдать в Кубинке под Москвой, носило имя «Скорпион». Однако, остаётся лишь гадать, откуда именно журналист получил эту информацию.
- Вероятно, это имя могло бы быть использовано, так как оригинальное название этого устройства – Alkett VsKfz 617 / NK-101 Minenräumer (что в переводе с немецкого означает «тяжелый минный очиститель») – является сложным для произношения и восприятия.
Эта гигантская машина разминирования, оснащённая огромными массивными колёсами, вместо стандартных гусениц, является единственным экземпляром, который был доставлен в качестве трофея советской армией с испытательного полигона в Куммерсдорффе.
В отличие от Kugelpanzers, разработка этой машины была худо-бедно задокументирована. После встречи с огромными минными полями на территории Европы, в период 1940 - 1941 годов, немецкое военное руководство осознало необходимость в создании техники, способной обеспечить безопасный проход через подобные препятствия.
Вместо того чтобы использовать тяжёлый буксируемый каток для управляемой детонации мин, конструкторы решили создать его аналог на основе мощных колёс минного тралла, которые с трудом можно назвать ходовой частью Minenräumer.
- Три колеса (два из которых имеют диаметр чуть менее двух метров, а третье – полтора), каждое оснащено толстой гусеницей необычной формы.
Основной принцип, лежащий в основе применения этих звеньев, заключался в том, чтобы опора колеса была максимально толстой и формировала цельную бронированную поверхность.
Для передних колёс эта толщина составляет 630x630 миллиметров, для заднего колеса, являвшегося одновременно и рулевым – 630x315 миллиметров. В результате давление на почву настолько велико, что конструкторы рассчитывали на уничтожение мин путём раздавливания, а не взрыва.
Minenräumer обладает размерами 6,28 метра в длину, 3,22 метра в ширину и 2,9 метра в высоту.
- Бортовая броня толщиной в 20 миллиметров делает его сравнительно легким, но на днище машины металла не пожалели. Броня состоит из основного листа в 40 миллиметров и дополнительного листа в 20 миллиметров, который служит для защиты механизмов и команды. На корпус, который часто сравнивают с артиллерийским лафетом, установлена башня от Panzer I с пулемётами калибра 7.92 мм MG34.
Экипаж трала состоит из двух человек – механика-водителя и командира машины, которые, в дополнение к своим основным обязанностям, отвечают за стрельбу из пулемётов. Наблюдать за происходящим снаружи можно с помощью шести смотровых окошек и телескопического прицела.
Машина приводилась в движение с помощью двигателя Maybach HL120 V12, мощностью 300 лошадиных сил. Привод идёт на передние колеса, а заднее управляются через систему карданов, приводного вала, червячных пар и цепей, что хорошо видно по фотографиям.
- Для остановки трала использовались ленточные тормоза, установленные на внешней стороне ступиц колес. Из-за большого веса, размера и высокого давления на землю, максимальная скорость трала была довольно низкой, всего 15 километров в час, и это при идеальных условиях. Однако, это был не единственный недостаток этого устройства.
Минный трал Minenräumer прошёл испытания уже после своего захвата на советском полигоне в 1947 году. Выяснилось, что конструкция плохо справляется с основной своей задачей. Из-за разнесения передних «колёс» на значительное расстояние в безопасной зоне формируются слепые зоны по 63 см с каждой стороны.
При общей ширине трала в 317 см это означает, что 40% его площади остаются незащищенными. Также оказалось неудачным расположение пулемётной башни с её большими слепыми зонами по бокам, обзор в которых закрыт «колесами».
В конце концов, стало очевидно, что несмотря на значительную массу трала, подрывы всё же происходили. Боевое отделение, хотя и было неплохо защищено, всё же находилось в радиусе поражения и экипаж рисковал получить контузию.
Немецкий проект тяжёлой машины разминирования оказался нежизнеспособным. Военные утратили интерес к данному прототипу, и его отправили на вечное хранение в музей, где он и пребывает по сей день.