ШутОк

Амазонка. Часть 14. Фантастические твари, 30 фото и текст

1. Прошло несколько дней с момента крушения. Не без приключений, но я оказался в Бразилии, где с радостью для себя отметил, что с моим испанским я вполне могу понимать местных (они говорят на португальском). Только ничего хорошего я от них не услышал. Пока я находился в порту, каждый стремился сообщить мне, что через несколько сотен километров ниже по реке начнется "пустырь беззакония". Около 700 километров реки перед Коари. Место, куда даже местные без лишней необходимости стараются не соваться. Именно там была убита путешественница Эмма Келти в 2017 году (и ряд других менее известных авантюристов). Обо всем этом я знал еще задолго до начала сплава, так что как бы ни было сильно мое беспокойство, не было и мысли о прекращении начатого пути.

2. Мое снаряжение было несколько иного мнения. На 43-й день отказал адаптер солнечной панели, видимо, перегрелся. Поэтому я перешел в режим экономии энергии. Да, телефон к этому времени уже отлежался в рисе и вновь начал радовать фотографиями, но видео больше не тянул.
    Время вернуться к дневнику...

На обложке я изобразил все, что встретил в пути

3. День 44. Остров без берега

Проснулся посреди ночи от шума мотора, машинально схватился за борта и выругался. Глазами изо всех сил пытался зацепиться за пространство и понять, с какой стороны ждать волны, как повернуть нос к руслу, но все мои попытки оказались безуспешны. Темнота безлунной ночи поглотила все. Оставалось лишь ждать. Волны не было. Лодка прошла очень близко, но, судя по всему, от нее было больше шума, чем проблем. Не в этот раз.

Уснуть было непросто, в голове поселилась мысль, что я очень хочу мягкую подушку... Забавно, да? Сиденье от пакрафта, что я использую для этой цели, слишком жесткое и воздух в нем быстро нагревается, поэтому комфортно спать можно лишь когда джунгли остынут. А впереди жаркий сезон. Так говорят.

Пасмурно. Как обычно, едва открыв глаза, я вышел на реку - завтракать и умываться куда приятнее, когда чувствуешь, что тебя "несет" куда нужно. Только вот ветер в этот раз оказался встречным, а река разлилась так сильно, что течения почти не оказалось. Кто не гребет, тот не идет.

Заметил, что по реке почти не несёт зелень и бревна, значит дожди в верховьях прекратились. Кое-как выследил и за час гребли настиг одно бревнышко, которому, кажется, встречный ветер не помеха. Вперед!

4.     Радость длилась недолго. Не прошло и получаса, как его тоже начало нести против течения. Очередной час на веслах. Какое прекрасное утро!

На одной из несомых течением веток заметил палочника на грани смерти. Из воды умоляюще торчали одни лишь усики. Взял его к себе на борт, просушил. Тот на какое-то время замер и, поняв, что ему ничто не угрожает, отправился исследовать лодку. Чтобы не рисковать его жизнью, решил высадить его на берег, где он сам отыщет нужные ему листки для питания. Не хотелось бы получить еще одного без вести пропавшего гостя.

5. Второй раз за весь сплав встретил бамбук, но в этот раз не 2-3 веточки, а целый затопленный лес. Хотел походить по нему на лодке, но проходы оказались слишком узки. Больше всего переживаю, что не смогу встретить крокодила, ведь они живут как раз в таких вот заводях и озёрах.
  6. Укусы мошки стали совершенно невыносимы. У меня искусано лицо, руки, ноги. Живого места почти не осталось. От них не помогает ни мазь, ни репеллент. Кусают больнее сибирской, к которой я привык. То же касается комаров. Тяжело сосредоточиться. Они явно испытывают мою силу воли! Впереди ещё 1385 километров, но душу греет тот факт, что позади уже больше 1800! Еще недавно такие расстояния казались мне невероятными.

7.     Перед заходом солнца начал искать место для ночлега у ближайшего огромного острова. Кончилось все тем, что я прогреб лишних километров 5-6 вдоль его берега и... он закончился.

Обошел его с другой стороны, против течения. Безуспешно. Берег закрыт 10-20 метровой полосой плавающего тростника (именно с островами из него я обычно сплавляюсь), не причалить. Хуже всего, что нет ни одного дерева, к которому я мог бы прочно привязаться. Солнце уже касается горизонта, а я все еще слоняюсь по воде как бездомный.

8.     Делать нечего, беру мачете и начинаю куст за кустом прорубать путь к берегу. Из-за бревен по бокам каноэ и киля постоянно путаюсь в ветвях, в итоге ложусь на нос лодки и руками разгребаю дорогу к берегу, как бы гребя. Перчатки, что я предусмотрительно надел, не помогают, тростник имеет мелкие белые ворсинки, что впиваются в кожу сквозь одежду. Я чувствую, как они на всей моей рубашке, обеих перчатках. Словно стекловата. Нет, до берега не добраться, тростник становятся все плотнее и при разрубании одного ствола, тут же сдвигаются другие.

Решаю ночевать прямо здесь, вывернув нос к руслу реки, чтобы встречать волны от проходящих судов. Закидываю верёвку в тростник перед собой и сам не замечаю, как машинально использую технику заброса тарафы - веревка кольцом охватывает некоторую площадь кустов и я привязываюсь. Надеюсь, что они выдержат, их задача - всего лишь держать нос в сторону течения, тогда все будет хорошо. В теории, конечно.

Весь чешусь, особенно тяжело рукам. Комары роем устремляются ко мне, а я достаю удочку, чтобы утолить рыболовный азарт (параллельно зажигая спирали). Установил снасть, начал принимать душ, как случилась поклёвка. Здоровый бадре, больше ладони! Прекрасный экземпляр. Быстро чищу и закидываю солиться.

9.     После душа становится легче, хотя ворсинки все еще впиваются в тело. Упаковываю снаряжение так, чтобы в случае повторения катастрофы ничего не уплыло. Крышку носового отсека приколачиваю гвоздем. Надеюсь, что утро я встречу сухим и в своей лодке. Эта ночь вряд ли будет спокойной.

День 45. Крокодилы вокруг?

Муравьи. Всю ночь по мне бегали муравьи, осваивая новую территорию. Похоже, переселились с местного тростника. Может они делали все возможное, чтобы я чутко спал и не вляпался в передрягу? Не важно, кажется, за эту ночь им удалось выдавить из меня последнюю каплю сострадания и доброты по отношению к ним. Этого я им не забуду.

10. 5:20. Первые лучи рассвета! Все ночные невзгоды снимает как рукой и усталость со всеми невзгодами испаряется вместе с ушедшим днём. Порой мне кажется, что я путешествую ради этих моментов - рассветов и закатов. Приключения, знакомства, опыт - все это прекрасно, но без солнца все не то. Именно его мне дома не хватает больше всего. Я пробовал вставать раньше и разглядывать сквозь дома первые лучи, но это не то. Слишком искусственно. Естественны нынче серые панельки в окне и буквы на авто... Есть такая песня у АлисА "Дурак и солнце", порой я чувствую себя тем самым дураком.

11.     Заглянул в местный поселок Сан-Пауло, хотел порадовать себя чем-нибудь вкусным, но цены едва позволили купить фаринью и важные мелочи. Все дороже в 2-3 раза, чем в Перу! Купил на пробу местную крупу, но мелкую, без крупных комочков, что нужно грызть. Какое-то разнообразие.

Рынок поселения приятно порадовал. Видел огромных рыб и даже одну арапаиму - рыбина на целый стол! В Перу такой роскоши не было, не знаю почему. Был и один небольшой крокодил. Когда я поинтересовался, сколько стоит его голова, хозяин даже растерялся, в итоге почти бесплатно отдал ее мне. По-моему, зубы с неё станут прекрасными сувенирами.

12. Адаптер для солнечной панели в поселке так и не нашел, хотя тут есть даже мотоциклы с прикуривателем, куда обычно вставляют плеер. Печально, ведь это самое крупное поселение на сотни километров вокруг. С этого дня точно никаких книг, только фото крокодилов и GPS. Заряжаться буду в поселках по возможности.

13.     Уже в порту, готовясь к отправлению, познакомился с Мануэлем и задал ему животрепещущий вопрос: где тут живут крокодилы? В озёрах? На что он мне ответил, что в этой части реки они встречаются и в заводях! Именно в таких местах я обычно сплю. Прекрасно! Осталось увидеть.

Почти 4 часа под солнцем разделывал череп крокодила, доставая зубы. Сказать, что это сложно - ничего не сказать. Зубы очень острые, даже мертвым он несколько раз пустил мне кровь. Могучая рептилия.

14.     Обнаружил колонию муравьев, что не давали спать мне этой ночью - прятались всем табором под тентом. Теперь они исследуют просторы реки.

Смастерил из зубов крокодила себе амулет на память, вышло весьма симпатично и символично. Из чего он состоит: цепочка, подаренная одной девушкой в Аргентине, рыболовный вертлюжок, 2 крупных клыка, суперклей и бразильский кофе для лучшей сцепки. Но! Решил не надевать его на себя до тех пор, пока не увижу крокодила в естественной среде обитания. Такой вот челлендж получается. Мне всегда нравились все эти зубы/когти в ожерельях, но я считаю, что нельзя просто так взять и нацепить их на себя, в них должна быть заложена история. История моего путешествия по Южной Америке и сплав по Амазонке - это то, что надо!

15.     Вечером вновь встал на ночлег прямо на воде, кругом все леса затоплены, так что выбора у меня не оставалось. Интересный факт: теперь, когда я осознаю, что буду ночевать в не очень безопасном месте, начинаю чувствовать вкус амазонской воды. Воды, что я выплевывал той ночью, когда меня потопило.

Поймал два небольших сома. Решил использовать их в качестве наживки, поскольку уже месяц у меня не было крупной рыбы! Все как-то руки и места не доходили, но здесь я вижу, что местные ловят рыбу теми же способами, что и на Укаяли, ансуело работает. Пришло мое время! Надеюсь.

...уже затемно услышал мощные всплески у дерева, на которое прицепил крючки с моими сомами. Рыба! Отвязываюсь от куста, бросаю удочку и стремглав несусь навстречу своему новому трофею...

Каково было мое разочарование, когда я увидел, что к моим сомам присосались те самые черви-паразиты, о которых говорил Хонас, но в этот раз они оказались куда крупнее. Мою наживку съели почти целиком за считанные минуты… Понимаю ненависть местных к этой рыбе.

16. День 46. Прокрастинация

Спалось прекрасно! Отсутствие муравьев явно сказалось на качестве сна. Если бы ещё большой палец левой ноги не начал сильнее беспокоить под самое утро. Болит уже неделю. Промываю и слежу как могу, сегодня вышел гной. Только недавно удалось вылечить отит, теперь это.. Можно недельку без проблем со здоровьем?

Заметил отсутствие тростника "канья браво" по берегам, вероятно, русло здесь более стабильное и если что-то и меняется, то из-за плавучих островов. Или мошки. Губы увеличились в 1.5 раза из-за её укусов. И ботокс не нужен!

Бананы постепенно поспевают, что позволяет есть фаринью с вкусным десертом. Лагерь с костром разобью лишь тогда, когда отыщу местечко с крокодилами, до тех же пор - вниз по реке. Кругом все затоплено.

17.     Поднимаю настроение дополнительной порцией фариньи. Если забыть, что я ем ее 2-3 раза в день уже 46-й день подряд, то очень даже ничего! Вкусно. В ней достаточно углеводов для продолжения пути, иначе я бы уже сдох на этих веслах. Упадка сил не ощущаю, хотя эмоциональные качели есть.

Случился занятный случай. Крепил верёвку к очередному бревну, как вдруг отвалился кусок коры. Под ним я обнаружил схоронившуюся лягушку, что пыталась спать, сжавшись в маленький комок. Видно, она пережила тяжёлые времена под корой… Мне стало так неловко перед ней за то, что я лишил её крова и последнего шанса на спасение, что я сплавал за оторванной корой и прибил ее на место гвоздями. Лягушка благодарно спряталась под нее обратно. На древолаза не похожа, но не гладил.

18. Пальцу легче, мне тоже. Занялся делами. Кажется, сегодня была самая эффективная прокрастинация в моей жизни. Не желая фильтровать воду (она заканчивается, а ее фильтрация крайне долгий процесс), я подшил москитную сетку, добавил ряд оттяжек, сделал удобные вешалки для спальных принадлежностей и фруктов. Теперь даже во время сильных волн, когда корма черпает воду, все будет сухо.

19.     Река все время петляет, но порой, как сегодня, тянется до самого горизонта и ей не видно ни конца, ни края. Великая Амазонка! И я посреди нее с моим "ручным" бревном и островком зелени. Заметил, что такие островки плавают по воде чуть быстрее брёвен, может дело в их лёгком весе и площади.

Так как в последнее время много пишу, задумался о необходимости сделать стол, а то вроде как лодка мой дом, а что за дом без стола? Дом бездельника. Сегодня руки добрались и до него. Из крышки, что закрывает мою "кухню" на носу, соорудил поверхность, вырезал пазы в бортах при помощи мачете, ножку сделал из куска тростника. Теперь, устанавливая такой вот стол, я открываю кухню - будет удобнее готовить, разделывать, писать, заодно вещи в носовом отсеке будут сохнуть и перестанет расти плесень. Очень доволен!

20. Готовил крючки для рыбалки, решил сделать 3 снасти для живцов и 1 балантин, как вдруг заметил поток бабочек, что ветром буквально несло через реку, а за ними и ливень. Собрал свой новый стол, натянул тент и думал уже собирать питьевую воду, но... ливень прошел прямо мимо меня. Я слышал звук, чувствовал капли, что проносятся мимо, но остался без воды.

21.     Из-за поднявшегося ветра стало очень свежо и пропала мошка. Решил дать телу подышать свободно. Что в итоге? Стоило мне раздеться, как она тут как тут. Подозреваю, что она живет под моей кроватью, хотя никаких личинок я там не обнаружил, когда прибирался.

Реку перелетела птица и изрядно потрёпанная села на мой плавучий остров, но под ней все начало тонуть - тот слишком молодой и неокрепший. Тогда она перелетела на крышу моей лодки. Отдохнула. Рад, что смог помочь.

22. Решил установить еще один контакт, познакомившись поближе с пауком, что живет у меня под настилом уже несколько недель (вероятно, это разные пауки одного вида). Все это время я наблюдал за его поведением и ни разу не увидел проявления агрессии, судя по всему, ему со мной очень комфортно. Так что я надел перчатки и решился взять его на руки. Его внешний вид мог бы оттолкнуть многих - это и огромный размер с ладонь, и крепкие челюсти, обилие глаз, но я никогда не противопоставлял себя природе и не ощущаю угрозы "по умолчанию". Животный мир прекрасен своей рациональностью и хорошо ощущает отношение к себе, если ты спокоен и ведешь себя адекватно, то и здоровое животное будет вести себя соответственно. Если же ты нарушаешь чье-то личное пространство, то не стоит удивляться тому, что кто-то в целях самозащиты может проявить агрессию. Им тоже страшно.

23.     С людьми, к сожалению, все не так гладко. Среди нас обитает множество иррациональных индивидов, что могут играть на чувствах, манипулировать, беспардонно вредить своим поведением и даже убивать. Алкогольное и наркотическое опьянение лишь усугубляет ситуацию. Так что если у меня есть выбор, лечь спать в тайге или джунглях, или же в пределах поселения, то выбора, по сути, нет. Ночью намного безопаснее без людей. Одному.

Паука решил назвать Васькой, в честь одного окуня, которому точно так же в шутку было дано имя дома на реке Кача. На какое-то время он скрылся под настил, пока не выглянул. Видимо, оправившись от испуга. Тогда я собрал всю свою храбрость в кулак и медленно протянул к нему голую руку. На что он послушно сделал шаг одной лапой, второй, и так, пока не перебрался на ладонь целиком. Я ощутил облегчение. Страшно интересный опыт!

24. К заходу солнца отправился ловить рыбу, но меня прервал дождь. Как хорошо, что сегодня я остановился на час раньше! Шквалистый ветер начал буквально рвать волны, а я, тем временем, снял с себя всю одежду и приготовился к сбору питьевой воды. Собрать удалось всего 4 литра, но и это прекрасно. Все чаще в воду попадает отваливающаяся краска с лодки, так что приходится фильтровать ее по нескольку раз от крупного мусора.

25.     Рыбалку опять испортили сомы-паразиты, назову их трупоедами для удобства. Так вот, они съели все мое тесто! Их легко отличить от других рыб - они намертво присасываются к наживке и делают рывок, при этом не засекаясь. В итоге мне удалось выудить лишь одного сомика, но и его я разместил в качестве приманки под одним из упавших стволов деревьев, прямо под дождем, борясь с сильными волнами. Однажды сработает.

С местом для ночёвки опять не сложилось. Леса кругом затоплены, а берега слишком высоки - я уже видел, что бывает, когда серьезные волны сталкиваются с ними. Заночевал вновь на воде, привязав нос лодки к дереву и словно "спрятавшись" за него. Здесь каждая волна отчётливо отдает в борта, очень неспокойно. Эта ночь пройдет в качке, буду чувствовать себя матросом в море. Надеюсь, в этот раз обойдется без шторма.

26.     Может сложиться ощущение, что я словно намеренно нащупываю границы дозволенного, каждый раз отыскивая все более сложные и опасные для сна места, но это не так. У меня просто нет выбора, поэтому остается лишь приспосабливаться и получать новый опыт, не тратя драгоценную энергию.

В заключение дня о грустном. Когда я разместился на ночлег, увидел Ваську, впервые вышедшего из-под настила по своей воле. Его взгляд был обращен к джунглям и я все понял. Похоже, пришло время прощаться. На море с корабля во время сильной качки бегут крысы, а у меня остался один единственный паук. Я с уважением отнесся к его желанию и, взяв на руки, помог попасть на сушу. Мне будет его не хватать. Я снова один.

Когда уже совсем стемнело, ближе к 23:00, ветер утих, установился полный штиль как на море. Порой я просыпался от проходящих лодок, боясь за свое "положение", но опасения не оправдались. Запомнился лишь один катер, что шел на высокой скорости, но совершенно без освещения, как это обычно бывает. Инкассаторы или пираты, вот в чем вопрос. Первых я уже видел - это серьезные люди с автоматами наперевес, что торчат из окон катера. Вторые... Хм. Вероятно, выглядят примерно так же. Вот так загадка.                                                                                                                                                                                Конец. Продолжение в следующей части...