ШутОк

Египетская мифология. Погребальные традиции⁠⁠, 11 картинок и текст

  1. Всем древнеегипетский привет!                                                                                                
    Ну вот и прошла неделя. Пора браться за нашего Олега, пока он совсем не заскучал.           
  2. В прошлой серии мы остановились на том, что проследили скучную и никчемную жизнь Олега до того момента, как он начал производить новых Олегов. Зациклили, так сказать, круговорот Олегов в природе. Теперь движемся дальше.


  3. Понимая всю важность нашей исследовательской миссии, Олег великодушно согласился умереть в этом посте, чтобы нам было еще интереснее. На самом деле пришлось уламывать его всю неделю. Однако он поставил условие: подготовить ему пышные похороны, по всем канонам древнеегипетских похоронных агентств. Еще он просил подарить ему пони, запомните этот момент, он очень важен.

    Вы можете подумать, что Олег просто зажрался, но это не совсем так. Будем разбираться, почему это так важно для него, и не является ли его просьба о погребении простой прихотью.

    Любопытный факт. В древнеолеговские времена, для попадания в загробный мир, необходимо было лишь соблюдение определенного обряда погребения. Ни благотворительность, ни количество подписчиков, ни переводы бабушек через дорогу. Неважно, были вы святыми при жизни, обмазав всех вокруг своей любовью и добротой, или высаживали котиков зимой из вагона. В обоих вариантах вы попадете в одно и то же место, если вас правильно приземлить.

    Тут стоит оговориться, что в полной мере этот любопытный факт относится к эпохе Древнего царства. В новом царстве уже стали появляться кое-какие этические понятия. Все потому, что правильно заземлить древнего египтянина – довольно дорогое занятие. Раньше, загробные ништяки ожидали только фараонов и знать. Нищие Олеги не могли себе этого позволить и страшно завидовали. Поэтому и стали фантазировать: мол, человек-то я хороший, а богач, небось, с гиенами сношался. Чего это ему больше положено?

    Но все равно это не те морально-этические нормы, к которым мы привыкли. Лишь много лет спустя, один парень рассказывал всем, что надо и при жизни не косячить, вести праведный образ жизни и быть чистым в помыслах. Но, говорят, он плохо кончил.

    Олег не зря переживает за свое погребение: ведь только от этого зависит, попадет он в загробную жизнь, или просто будет портить воздух.




  4. Нет, котик, не переживай так. Нашему Олегу более-менее повезло - он родился в эпоху Нового царства. Хоть и деньжата у него водятся, приближенным к фараонам он все равно не был. Однако человеческие похороны он уже может себе позволить.

    Почему сейчас Олег имеет возможность позволить себе то, что раньше было ему недоступно? И что именно я подразумеваю под человеческими похоронами? Отмотаем время назад и углубимся в муторные представления египтян о загробной жизни. Изначально верили, что умерший путешествует среди бескрайней пустыни, где полно злых духов и таких же жмуров, как он сам. И чтобы не провести бедолаге вечность любовницей злого духа, надо его вооружить. А кушать хочется порой, значит и еды надо покойнику. Да и попить. Инструменты для работы тоже не помешают. И все это при том, что тело нужно сохранить, по возможности, в целостности. Вот и лежит этот вяленый египтос среди настоящего оружия и пропитания. И это бремя по уходу за жмурами ложилось на живых.

    И вот века идут, а египтяне от привычки умирать все никак не откажутся. И если в Древнем царстве разрешение на строительство пирамиды давал фараон, то позже каждый желающий мог построить мини-усыпальницу для своей родни. Лишь бы денег хватило. В результате наступил закономерный момент, когда траты на обслуживание мертвых перевалили за прожиточный минимум живых. Экономика страны уже просто не выдерживала этот перевод продуктов. Самим жрать нечего, а тут эти нахлебники. Тогда решили схалтурить и вместо настоящей еды стали делать муляжи. Здраво рассудив, что раз жмур похож на курагу, то и еду такую же пусть ест. Провели эксперимент: никто не из мертвых не пожаловался. Значит, правильно рассудили. После этого на какое-то время стало чуть легче. Однако, спустя пару веков, лепить мясо из глины тоже стало накладно: живые имели обыкновение мертветь со временем, прибавляя забот оставшимся. Тогда приняли гениальное решение: бесконечные дары просто описывать словами через рот и иероглифами. И живым классно, и бывшим живым благодать. Таких даров вселенских масштабов они еще никогда не получали. Ну, знаете, это как когда вам на день рождения тосты говорят с пожеланиями, вместо нормальных подарков.




  5. Может показаться, что всех египтян хоронили в пирамидах. Если бы это было так, то сейчас в Египте шагу нельзя было ступить, не споткнувшись о пирамиду. В первую очередь, роскошные усыпальницы касались знати и фараонов. Простых горожан изначально хоронили в земле, позже в погребах, чтобы добро не разграбили. Самое важное условие – сохранение тела. Без этого смерть будет окончательной. А вот услуги по мумификации стоили значительных денег. Потом еще и саркофаг нужен, плюс ништяки для загробной жизни. Чем лучше ништяки, тем лучше будет загробная жизнь. Родись Олег пару веков назад, его бы худо-бедно и так похоронили. Но лежал бы он недовяленный в деревянном гробу, с обычной палкой вместо оружия. Однако ему повезло родиться во времена, когда лайфхаков для экономии придумано уже множество.

    Так что Олегу пирамидку, как у крутых ребят, хоть и чахлую, мы построим, а блага всяческие просто пожелаем. Прости Олежа, но мы тебя не так уж сильно и любим. Чай, не фараон.




  6. Кстати, о фараонах. Был у них любопытных обряд, о котором стоит упомянуть, пока Олег приводит дела в порядок. Речь идет о ритуале хеб-сед. Дело в том, что фараон мыслился воплощением жизненных сил страны и после тридцатилетнего срока правления считался престарелым и подлежал утилизации. А утилизация – это не совсем то, о чем мечтает каждый фараон. А на место его возьмут молодого и красивого. Эта идея фараонам почему-то не нравилась. Почему? Да кто его знает. Мы не фараоны, нам не понять.

    В то время нельзя было просто переписать конституцию, нужны были меры более кардинальные. Вот и придумали ритуал обновления жизненных сил действующего фараона. Продление срока годности. Это как в супермаркете. У курицы, еще в прошлом веке отдавшей Богу душу, наклейка с хорошим сроком годности приклеена поверх десятка устаревших.




  7. Ритуал хеб-сед настолько же масштабен, насколько и скучен.

    Любопытный факт №2: древнеегипетские Олеги были теми еще занудами. У них даже мифология не героическая. Мы вот как в мифах привыкли: трах-бабах, на, сука, получай, тыщь-бдыщь и бобро победило. А у них как? Унылые и муторные судебные тяжбы на долгие годы. Вот как. Если вас, сидящего в очереди за паспортом, бесит бюрократия, то подержите древнеегипетское пиво (только не пейте) древнеегипетского Олега. Он вам расскажет, что такое бюрократия.

    Начинается все масштабно. Все номы свозят в столицу своих божеств (статуи), а вместе с ними и всю прислугу этой статуи: жрецов, писцов, слуг. Событие само по себе неординарное и довольно дорогое для экономики страны. И вот съехались все со всего Египта. Дальше, наверное, будет файр-шоу и выступление Rammstein на главной площади. На худой конец Лещенко. Но нет, дальше идет нудный обряд, где фараон приветствует каждый ном, каждое божество. Долго, муторно и монотонно. Я не буду описывать вам детали этого обряда, кому сильно интересно, спросите у любого фараона.


  8. По сути, этот обряд представляет собой ритуальное убийство фараона. Эта традиция с убиением после тридцати лет правления, пошла еще с вождей мелких племен. Но фараоны были хитрее и придумали этот цирк, чтобы еще немного протянуть у власти. Во время обряда проводят разные манипуляции со статуей фараона, сам он пишет завещание самому себе и типа помирает. Ну так, понарошку. А потом он воскресает, и, чтобы доказать всем, что он обновился, фараон устраивает ритуальный забег. Как подскочит и ринется со всех ног. Поверили? Вот и правильно. Естественно бегал кто-то за него.
  9. После забега, даже не запыхавшийся, омоложенный фараон, берет из рук статуи бумаги, где он себе завещал престол. Хуже всех приходилось жрецам. Сначала им нужно было изо всех сил не уснуть во время обряда, а потом не заржать во время его кульминации.


  10. Хватало такого предложения на три года. Потом либо повторить, либо все-таки ликвидация. Часто проводить хеб-сед было напряжно, ибо дорого.

    Пока мы тут о фараонах говорили, Олежья родня построила ему пирамидку. Ну, такое себе, на самом деле, но ему пойдет. Даже статуи Олега кое-какие наспех сваяли. Молодцы какие.




  11. Пришло время прощаться с Олегом. Поправка: с живым Олегом, дальше он будет не совсем живой. Давайте зачитаем ему список пожеланий и благ на 20 страниц. Готовы? Поехали.

    Желаем тебе, Олег, вагон тушенки в загробной жизни, доспехи, как у самурая… Да черт с ним, мочим гада!


         

    [Играет грустная музыка, которая должна вас пробить на слезу].

    Фуух, наконец закончили с этим этапом. Лежит родной, готовый к консервированию.

    Ну штош, в следующей серии мы будем Олега мумифицировать и посмотрим на его приключения загробном мире. Как он на суд к Осирису отправится и вот это вот все.

    Любопытный факт №3: Олег – очень редкое имя для древних египтян. Вы могли подумать, что там жили одни Олеги, но это не так.

    Ах, да! Помните про пони? Я еще просил запомнить и сказал, что это важно. Так вот, это было вообще не важно. Просто иначе бы он не согласился.

            
Перейти на сайт