ШутОк

Амазонка. Часть 15. Как меня "полиция" обыскивала, 18 фото и текст

1. С момента, как я пересек границу Бразилии, прошло почти 10 дней. За это время я дошел до последнего (перед пустырем) крупного поселения под названием Tonantins, где прожил несколько дней в доке фирмы, что скупает рыбу. Там мне подсказали, где отыскать адаптер для солнечной панели, и, что еще важнее, продали половину 100-метровой сети (из неё я сделал 2 куска по 25 метров). Мне казалось, что это станет решением всех моих проблем. Хах.

2. Тогда я еще не знал, что с выходом на участок Хутаи-Коари, настоящие проблемы только начнутся. Каждый следующий день ситуация на реке будет накаляться все сильнее и сильнее, пока не дойдет до своего пика и логического завершения - нападения.

3. День 49. Новый дивный мир

Река. Всего 2 ночи на суше среди людей и я совсем отвык от неё. Покинув Тонантинс, ощутил совсем иную атмосферу. Сегодня она кажется мне особенно тревожной, может потому что на прощание за меня молились? Сложно привыкнуть к тому, что здесь каждый желает мне в дорогу "cuidate" (исп. "береги себя") и помощи бога. Не знаю насчет бога, но я делаю все, что в моих силах, чтобы уберечь себя. Беда в том, что мои убитые предшественники, вероятно, тоже делали все от них зависящее.

Именно на предстоящих мне 500 километрах было убито несколько "гринго". Говорят, кто-то из них даже успевал нажать тревожную кнопку и обращался за помощью по спутнику, да только кто ж тебе здесь поможет? Там, в цивилизованном мире, где есть какой-никакой закон, может и есть шанс, что кто-то тебя спасет, но здесь все сильно иначе. Если я и могу полагаться на что-то, то на человечность людей, что-то, что есть в каждом из нас. Что-то, что осталось.

Это утро особенно хмурое. Вот уже час как я иду по реке и мне никто не отвечает на приветствие. Это пугает. Река - тот же город, здесь ты то и дело сталкиваешься с людьми, пусть и на дистанции. Здороваешься, отвечаешь улыбкой на улыбку... И вот, представьте, в какой-то момент все меняется. Ты улыбаешься, машешь рукой экипажу лодки в 10 метрах от тебя, а в ответ безмолвие. Никаких эмоций. Полный игнор. Один лишь прикованный к тебе пристальный взгляд и больше ничего. Выглядит все это как сцена из фильма ужасов.

Апогеем была такая сценка: мимо проходило очередное 7-метровое каноэ с холодильником на борту и 3 мужчинами. Они не ответили на моё приветствие и просто прошли мимо. На самой корме сидел мальчишка лет 6-7, я помахал ему. В ответ... Он поднял руку и сделал из пальцев "пистолетик", который навёл на меня и сделал символический "выстрел". Эээ... У папы научился, поди?.. Лучше убираться.

Написал номер мамы на дневнике. Кто знает, что может случиться. Вдруг он будет найден и пережитый мной опыт не пропадет бесследно. К сожалению, здесь не все в моих руках. Нет, я не начал бояться смерти, это мне чуждо, лишь беспокоюсь о близких и том, что останется после меня. Сам по себе страх смерти ничего не даёт, лишь отнимает. Не зря говорят, что трус умирает тысячи раз, а храбрец лишь единожды. Себя же я не считаю ни первым, ни вторым. Мне бывает очень страшно, но это не повод останавливаться.

Интересно... Похоже, что стоило мне только привести мысли в порядок, как мир ощутил это. Окружающие вновь начали приветливо махать в ответ. На душе полегчало так, словно кончился кошмарный сон. Поразительно.

Услышал гул. Смотрю, моторная лодка идет прямо на меня в "борт". Я её видел часом ранее, когда та шла в Тонантинс, её экипаж, 3 молодых парня, при виде меня посмеялись, а приветствие проигнорировали. И вот, снова она. На скорости. Прямо на меня. В последний момент они выворачивают руль и проходят вдоль борта в нескольких метрах, создавая максимально опасную волну. Решили испугать? Может не любят "гринго" или решили отыграться за новостные репортажи с войны, прочитав надпись на лодке? Не знаю, жертвы пропаганды ничем не отличаются по обе стороны.

Вся потеха состоялась в следующий момент. Мне стало очевидно, чего они ждут, так что в тот короткий миг, когда они ждали гримасу ужаса на моем лице, я лишь приветливо улыбнулся и помахал им рукой. Машинально. Тут же схватился за весло и резким движением вывернул нос каноэ на 45 градусов к боковой волне. Ха! Удивили... Какое у них было лицо! Это просто надо было видеть. Вот эту гримасу я бы хотел запечатлеть, да руки были заняты. Смеяться я, конечно, не стал, чтобы не ударить по их самолюбию. Так безопаснее.

Мне советовали ночевать в поселках, особенно на этом участке реки, но сегодня у меня нет на это шансов. Ударил сильный ливень с ветром и меня прижало к берегу. Я так привык к волнам, что продолжил грести вдоль, облачившись в непромокаемую куртку. Нужно отыскать место получше.

4. Кстати, чуть не забыл. Днем у меня все чесались руки испытать сеть и я попробовал спускать ее в воду прямо на течении. В каноэ с тентом это оказалось реально сложной задачей, слишком уж много различных надстроек и гвоздей - сеть постоянно цепляется и путается. Проблему частично решил тем, что накинул спасодеяло на нос лодки и она смогла соскальзывать в воду почти беспрепятственно. Сейчас же, отыскав местечко с почти стоячей водой, все оказалось еще труднее. Полчаса возился, растягивая и поправляя. На реке это действительно сложно, особенно с тяжелой лодкой, которую постоянно сносит течением. Установил кое-как, не знаю, что из этого выйдет. Хреновый все-таки из меня браконьер.

5.     Не могу бездействовать. Уже час смотрю на поплавки сети в надежде на поклевку, прямо как на рыбалке. Привычка, ничего не поделаешь. Заметил, как неподалеку плескалась какая-то огромная рыбина с желтыми плавниками, а следом появились дельфины - синий и розовый. Теперь переживаю за них. Они охотятся прямо на входе в "залив", значит место удачное и рыбы тут достаточно.

Днем с большим трудом выстирал белую рубашку, она почти вернула свой первозданный вид! Ненадолго. Вытаскивая лодку в затопленный лес, снова весь уделался в грязи. Все труды насмарку. Кроме того, пытаясь привязать веревку к дереву, каким-то нелепым образом наткнулся лицом прямо на осиный улей! Вовремя увернулся и осы, кажется, сжалились, нанеся лишь пару укусов. Правая щека немного разбухла. Последствие усталости - невнимательность.

6.     Накрыл тентом надпись "Rusia" и синюю часть кормы лодки, так она не будет бликовать и привлекать лишнее внимание ночью. Лучше пропадать с глаз местных задолго до захода солнца, поскольку слухи разносятся быстрее течения, а пираты, как я понимаю, обычные жители поселков.

Стемнело. По реке курсирует множество лодок, часть из них идет на хороших моторах и совсем без света, что вызывает ряд подозрений. Несмотря на это, мое любопытство взяло верх и я под светом луны проверил сеть перед сном. Ничего. Абсолютно. Зато купленный в Тонантинсе фонарь (для поиска крокодилов) порадовал - бьет плотным пучком света на сотню метров!

Благодаря тому, что укрыл лодку тентом, в темноте стал совсем неприметен, но один раз мимо проходила моторка и притормозила неподалеку. Светила фонарем, думаю, заметила буйки сети. Хорошо, что я встал ниже по течению, чтобы не выдавать себя сетью. Готовился к худшему, но обошлось. Лодка ушла ниже и я провалился в сон без сил.

День 50. Время искупаться

Едва разомкнув глаза, понесся проверять сеть с единственным желанием - поймать хоть что-то, чтобы все было не зря. И да, поймал!.. Целую половину сома, похожего на щуку. Почему половину? Его и тут достали мои старые "друзья". Те самые "трупоеды". Кажется, местные называли их канжиру. Рыбаки убеждали меня в том, что они избегают сетей, но это оказалось совсем не так. Во всяком случае, если округлить, то одна рыба у меня все-таки есть!

Из-за обилия коряг порвал часть сети. Я даже рад, что на такой способ ловли уходит столько сил, так я не чувствую себя браконьером. Все нутро до сих пор отвергает такой способ ловли.

7.     Было время подумать над событиями последних дней. Решил, что так продолжаться не может. Во мне старательно выращивали страх целый месяц и довели до того, что я стал шугаться каждой лодки. До того, что я думаю о поиске населенного пункта, чтобы там "безопасно" заночевать. Только правда в том, что даже если каждый день я буду бросать все силы на поиск нового селения, это не гарантирует мне никакой безопасности, лишь повышает уровень стресса. Здесь лишь река в силах решать, где я заночую - в тихой заводи, стремнине, на острове или на берегу. Или на дне. Лишнее беспокойство ничем не поможет, лишь отнимет столь необходимые силы. Поэтому решил продолжать путь в прежнем темпе с одним лишь нововведением - каждый вечер я буду накрывать лодку тентом и, если надо, ветвями. Больше никаких стоянок на виду, как это когда-то бывало в Перу. Как же сильно все изменилось за последние недели.

На распутывание основной части сети ушел почти час. Делать это на тесной лодке совершенно невыносимо. Попробовал ловить на течении (видел, как это делают местные вдоль берегов), в итоге чуть не поймал дельфина... Благо, умное создание лишь коснулось сети и больше не приближалось. Их, надо сказать, стало поразительно много! Видно, безлюдность сыграла свою роль. В протоке, где я сейчас иду, иногда видел до 4 особей, что синхронно выпрыгивали из воды всего в 10 метрах от лодки, всего же их больше 8!

8. Позади 6 часов пути, а я так и не встретил ни одной лодки, ни одного человека. Река словно вымерла. Видимо, все дело еще и в субботе - крупные суда курсируют по будням. Теперь я точно наедине с природой. Тет-а-тет с Амазонкой.
  9. Съел все соленые кусочки крокодила. Вкус курицы, а запах рыбы. Занятно.

10.     На улице стоит приятная жара, после дождливых дней это прям в радость.

Отмылся и отстирался как следует. Рубашка, правда, уже не такая белая.

Сегодня 50-й день на реке. Решил отметить юбилейную дату и искупаться! Да не где-то, а прямо в центральном русле, нырнув прямо с носа каноэ. Как ни странно, но это может быть куда безопаснее, чем где-нибудь у берега, ведь именно там обитают улитки, что являются разносчиками шистосомы, не говоря уже о более очевидных опасностях. В Икитосе, например, мне показывали следы от укусов пираний, что были получены во время купания. Кусочки кожи по 2-3 сантиметра, что просто выдраны из ноги... Нет, пираньи и вправду не нападают на людей, лишь в качестве ошибки, но неприятно.

Момент пришел. Встал на нос лодки. Задумался обо всем, что еще знаю о реке. Так, например, был случай, когда судно с пассажирами потерпело кораблекрушение и люди оказались в воде. На шум приплыли крупные сомы и потопили часть терпящих бедствие, чему стали свидетелями те, кому удалось вырваться из "уст" бездны в лице ее обитателей. Неутешительная информация, да? Особенно сейчас.

Собрался с мыслями, помедлил минут 5. Сбросил веревку за борт на случай, если что-то вдруг пойдет не так. Окинул взглядом окрестности - крокодилов не видно... А жаль, я же их ищу!..

3.. 2.. 1.. 1.. Прыжок.

Кругом все бурлит, ничего не видно. Выныриваю и вижу, как лодку уже снесло метров на 5 в сторону. Гребу к ней со скоростью, словно за мной уже выплыли все пираньи и крокодилы реки. Мгновение и вот я снова на "суше". Фух. Пожалуй, для первого раза достаточно. Достижение разблокировано.

11.     Прошло еще несколько безмолвных часов на воде, прежде чем я услышал первый лодочный мотор у небольшого поселка в джунглях, но и тот шел недалеко - до противоположного берега, видимо, для рыбалки.

Время причаливать. Кругом - километры затопленных лесов. Среди них я нахожу какой-то узенький проход, что ведет прямо вглубь джунглей, петляя меж стволов деревьев. Кругом лес и кажется, что дно совсем близко, но 3-метровое весло не позволяет его нащупать. Лес и глубина... Иду все дальше и дальше, пока вдруг не слышу громкий всплеск посреди леса (интересно, да?), такой, словно целая 100-килограммовая арапаима выпрыгнула и плюхнулась боком на воду! Пытаюсь пойти на шум, но моя лодка слишком велика. Не пролазит. В этом лесу могут жить и крокодилы.

12. К сожалению, "тропинка" кончилась каким-то укрытием в гуще леса и я поспешил удалиться. Отыскал заводь, растянул сеть и, разгребая зелень, протиснулся как можно глубже в лес. Здесь я буду в безопасности.

13. День 51. Руки вверх!

Проснулся посреди ночи от зуда. Нащупал место - спина. Десятки волдырей. Внутри моей "каюты" летают десятки комаров, что назойливо лезут в лицо как наркоманы за дозой... Они сегодня превзошли все ожидания и залетели под настил кровати! Какая находчивость. Снизу сетка не защищает меня от гостей. Боролся с ними целую вечность, постоянно засыпая и просыпаясь. Как бы я ни пытался заткнуть все дыры - комары находили новые. Ненавижу.

5 утра. Подъем. Голова раскалывается. Это не "доброе утро". Злой на комаров, что лишили меня сна. Спешу проверить сеть в надежде, что улов поднимет мне настроение - это ж как лотерея. Вижу, что сеть прибило к берегу мощными волнами, пару участков попутало... Рыба! Один небольшой сом, причем целый, а не половина, как в прошлую ночь. Это уже какой-никакой прогресс.

Пока снимал сеть с дерева у берега, на меня напали муравьи... Они сыпались мне за шиворот, путались в волосах. Искали мои самые чувствительные места. И ведь находили! Один вцепился в самое веко. Маленький паразит.

Тем ироничнее, что всю ночь мне не давали спать комары, утром покусали муравьи, а на воде за мной пришла мошка. Комбо! К счастью, она не задержалась надолго, видно не нашла на мне живого места и пощадила.

Как бы хотелось 2-3 дня домашнего уюта. Сильно измотан морально, очевидно, сказывается плохой сон. К счастью, я почти выздоровел и осталась всего 1030 километров - меньше трети пути. Сущий пустяк.

14.     Бананы, что я купил пару недель назад в Nuevo Pebas, стали быстро поспевать. Приходится поспешно съедать. Я, конечно, этому рад, но понимаю, что скоро меня ждёт голая фаринья, если рыбалка не станет успешнее.

На входе в протоку вновь столкнулся с мощными водоворотами. Удивительное явление! Когда тебя увлекает двухметровый "гигант", складывается ощущение, что вода под тобой расступается и ты погружаешься в бездну. Пытаешься грести, но весло не чувствует сопротивления, как ни пытайся. Помогает лишь один хитрый фокус - я вставляю весло в начало водоворота и словно переключаю тумблер. Вода успокаивается.

Моя небольшая протока должна была встретиться с еще меньшей рекой, но влажный сезон все изменил. Небольшая речушка Хутаи оказалась серьезной "черной" рекой в километр шириной! Моя протока с мутным песчано-желтым цветом воды потерялась в этих холодных прозрачных водах. Такая река мне нравится больше, к такому я привык дома. Вот-вот будет первый крупный поселок - Хутаи, после него меня просили быть особенно осторожным.

15.     Немного не дошел до поселения, как ко мне подошел на каноэ мужчина, что сначала не вызвал у меня ни малейшего доверия. Немного разговорившись, я узнал его имя - Догош. Он сделал со мной фото для "родственников" в общине. Что ж, может быть здесь так мало новостей, что мое появление - это хоть что-то. В очередной раз предупредил меня, что в этой части реки опасно и попрощался. Ну а где же безопасно? Где-то отнимают жизнь за телефон, а где-то - за слово.

Пытался купить в Хутаи горячей еды, чтобы хоть как-то укрепить просевшую мораль, но воскресенье в Южной Америке священно. Почти все магазины в порту оказались закрыты. Следующий поселок через 136 километров. Что ж, иду дальше. Мне б сейчас борща или плова! Эх... Мечты.

Спустился ниже по реке и воды Амазонки вновь "переварили" прозрачные воды притока Хутаи. Я лежал в лодке, наслаждаясь послеполуденной сиестой, как вдруг услышал резкий рев мотора позади меня, что словно возник из ниоткуда. Поймал себя на мысли: "Началось".

Крытый катер с 3 людьми на борту медленно подошел с кормы, но первое, на что я обратил внимание - это дуло пистолета, что было направлено мне прямо в лицо. Я машинально поднял руки и "выстрелил" искренней улыбкой в ответ, приправленной приветствием на испанском так, словно и не было никакого оружия. Интересно, что в этот момент я не почувствовал ни парализующего страха, ничего, совершенно ясные мысли диктовали мне, как нужно себя вести. Видимо, дело в том, что я уже десятки раз представлял эту ситуацию в голове, то, как буду вести себя в случае такой вот нежданной встречи.

"Полиция!", - крикнул человек, не опуская ствола пистолета. Не могу сказать, что поверил в это, но на тот момент это было и неважно. У него - оружие, значит он решает, кто здесь бандит, а кто полицейский. Я всем видом постарался показать, что угрозы не представляю и буду содействовать.

Ко мне в лодку перелез один из "офицеров" и начал рыться в моих вещах. Другой спрашивал, нет ли у меня на борту наркотиков или оружия. Нет. Ничего нет. Перевернув и раскидав все мои вещи, "офицер" с каким-то явным разочарованием оставил лодку, дуло пистолета исчезло. Мне пожелали удачи... Хех. Пиратов, по их словам, действительно много, но не на участке в 500 километров, как я думал, а до самого Коари - больше 700 километров пустошей! Что ж, я все равно не могу повлиять на сей факт.

Экипаж "Полиции" оставил меня, спешно удалившись.

16. Сейчас, оглядываясь на эту ситуацию, я могу с уверенностью сказать, что это была не полиция. Дело в том, что моя знакомая работает в военной полиции Бразилии в Манаусе (столице бразильской Амазонии).

Когда я рассказал ей о своих подозрениях, она объяснила мне, что на реку выходят либо войска специального назначения во время операции по "зачистке" реки, либо военная полиция экипажем от 6 человек с бронежилетами и автоматическим оружием. Никакой речи о пистолете и гражданке, как это может быть где-нибудь у нас, быть не может, поскольку бандиты, что связаны с наркотрафиком, имеют серьезное вооружение и не церемонятся с полицией.

Спустя ещё пару часов услышал лодку позади. Опять?! Со стороны поселения ко мне направлялось каноэ с мотором, что я отчетливо слышал. Дойдя до меня, владелец сказал что-то вроде "А, живой" и дал задний ход. Я успел его "поймать" и познакомиться. Узнал, что зовут его Себастьяном. Оказалось, что он хотел забрать лодку, думая, что хозяина убили бандиты... Это здесь нормально, видимо?.. Вот так и читай лежа, блин. Пожелал мне удачи и удалился. Да, добра от этой глуши ждать точно не стоит. Жить хочется!

17.     Незадолго до заката, когда я уже был готов праздновать оставшиеся 1000 км пути до финиша, небо нахмурились и задул сильный ветер. Прекрасный подарок! Стало свежо. Мошку с жарой сдуло. Начался дождь. Приготовил фаринью. Осталось найти берег для ночлега. Или хотя бы место.

Река сама выбрала за меня, прибив ветром к огромному дереву. Чуть поработав мачете, мне удалось добраться до твердой земли! Как же я скучал по этому ощущению, когда ты идешь по "суше" и она не проваливается под тобой. Даже задумался о костре, но идет дождь и вокруг все мокрое - река не так давно оставила свои временные владения, теперь черед леса править землёй.

18. Занялся рыбалкой с удочкой, так как сеть тут не установить. Итог - 4 микробадре, не густо. Всех отпустил и принял душ под дождем. Морально стало намного легче, но чувствую, что который день не могу утолить голод до конца. Слишком много гребу и бананов уже явно не хватает. Нужна крупная рыба. Сети на реке почти не встречаются, местные предпочитают ставить их на озерах, что понятно.

Что ж, значит нужно озеро. Там я смогу выполнить две важнейшие задачи: пополнить запасы рыбы и отыскать наконец-то крокодила! Ближайшее называется "Уара" и находится в 174 километрах вниз по течению. К моему счастью, оно соединено с рекой и я смогу зайти в него прямо на моей лодке. В длину оно достигает всего 5-7 километров, но во влажный сезон, очевидно, станет кратно больше. То, что надо. Осталось только добраться!

Конец. В следующей части я устрою "охоту" на крокодила! Чем она кончится - скоро узнаете.