ШутОк

Война в каменном лабиринте. Находки на месте неизвестного сражения, 8 фото и текст

  1. Все начиналось, как это часто бывает - с почти случайной находки возле заплывшей лесной траншеи. Металлоискатель разразился отчаянной трелью, из-под замшелой кочки на лопату выкатилась эмалированная красноармейская кружка. 
  2. И хотя время почти не тронуло ее ржавчиной - для использования она была уже непригодна: в боку зияло пулевое отверстие. Вот тогда-то и зазвенели в голове вопросы: а что случилось тут, у маленького заболоченного озера восточнее Выборга?

    Время шло, вопросов становилось все больше. Из-под камня мы извлекли небольшую алюминиевую коробочку со старательно выбитой звездой на крышке. Самодельный солдатский портсигар, у бойцов были специальные лекала, по которым они делали такие вещицы в перерывах между боями.

    Резали старые котелки, пускали в ход алюминий с упавших самолетов. Дарили эти сувениры друг другу на долгую память о том, что пришлось пережить вместе в этом хмуром карельском лесу.
  3. Лес рассказывал, как летом 1944-го здесь сама земля вставала на дыбы. Лес был усеян хвостами от минометных мин, осколками, стреляными гильзами. Из-за маленького озера смотрел на нас отвесный гранитный лоб.

    Чуть позже, поднявшись на него, мы обнаружим ковры стреляных гильз там, где стояли финские пулеметы - били прямо через озеро, по людям, вышедшим на берег. А пока - мы круг за кругом исследуем этот усеянный камнями участок леса. Он отдает каски, пустые магазины от ППШ, приготовленные к бою гранаты. Ведет и подсказывает.
  4. Но мы даже и не догадывались, какую страшную военную тайну хранит едва заметная яма среди нагромождения валунов в этом лесу. Когда из-под мха показались солдатские сапоги, мы думали, что нашли одного бойца.

    Когда ботинок стало больше двух, мы поняли, что солдат тут не один. Когда расчистили от земли и мха несколько больших камней - обнаружили, что наткнулись на воронку от крупнокалиберного снаряда, в которую после боя были свалены тела погибших и фрагменты разорванных взрывами тел.
  5. Когда пошли исследовать местность вокруг, поняли, что в воронку стащили далеко не всех погибших. Наши солдаты в этом месте до сих пор лежат за камнями, в болотистых низинах - в касках, с гранатами и патронами в карманах.

    Ближе к урезу воды, где гранит уступает место сырому плывуну, от людей почти ничего не осталось - только личные вещи да амуниция. И над ними все так же возвышаются хмурые карельские скалы, густо усеянные финскими гильзами.
  6. Только за один день мы нашли там останки 13-ти бойцов РККА. 10 - в той самой воронке, ещё трое - в разных местах в избитом осколками скалистом лесу. На данный момент ни одного имени не установлено, хотя в сапоге у одного из бойцов была ложка, на которой еле заметно нацарапано "Митя". А у другого нашелся мундштук с инициалами С.В.П. Теперь предстоит кропотливая работа в архивах.
  7. И был ещё артефакт, который рассказывает сразу о многом. Обычная солдатская ложка, у которой вместо ручки - капсула смертного медальона. Эти медальоны отменили в 43-м году, заменив их красноармейскими книжками. Вот и использовал боец ненужную уже бакелитовую коробочку для полевого ремонта своей сломанной ложки.
  8. А ещё впереди - тщательное исследование этого кровавого боя. Одного из последних в истории советско-финляндского противостояния на Карельском Перешейке летом 1944 года.

    Война все ещё здесь...

Перейти на сайт