ШутОк

Египетская мифология. Осирис, 14 картинок и текст

  1. Приветствую вас в клубе почитателей древнеегипетского Олега.                                                                                                
    Если кто-то не знает древнеегипетского Олега, или автора, несущего эту пургу, то у вас есть два пути. Первый – прочитать всю серию про мифологию древнего Египта. Второй – поберечь нервы и здравый рассудок и пойти заняться более полезными вещами. Например, собрать пазл с сердитым котом.                                                                                                
    А мы начинаем.         
  2. Олег весь кончился, и без него стало пусто. Но пока мы его пинками отправляли на тот свет, я задумался. Мы делали странные действия и обряды, наблюдали загробную идиотию во всей красе. Пройдя весь путь вместе с Олежей, мы совсем не преисполнились пониманием происходящего. Давайте все-таки попробуем копнуть глубже и хотя бы одним глазком заглянуть в божественную щель и странное египетское воображение.

  3. В этом как никто другой нам поможет бог Осирис. На мой взгляд, культ Осириса сделал львиную долю того, что мы наблюдали в предыдущих двух постах.

    Пробежимся кратко по мифологии.
    Миф об Осирисе и Горе.

    По Гелипольской космогонии Осирис рожден Гебом и Нут. Старший из помета. Еще у него был брат Сет, которому не повезло с головой, и две сестры: Исида и Нефтида. Ну, как сестры… Исида стала женой, а Нефтида была не в его вкусе и осталась сестрой.



  4. Осирис стал царствовать в Египте, научил людей писать стоя, держать отвертку правильной стороной, фармить еду в огороде, крутить хвосты коровам и выращивать виноград. Красавец мужчина зеленого цвета. Ходят слухи, что он играл одного из Джеймс Бондов, но это было так давно, что никто уже и не упомнит. Да и снимали в то время на папирус. Ничего не сохранилось. Как часто любил говорить Осирис:

        "Я живу как зерно, я расту как зерно. Я ячмень».

    А братишку его все не любили, потому что голова трубкозуба или осла (по другой версии, покемона Синдаквила) не способствует появлению внезапных порывов потрепать за щечки. Ну мерзость же, согласитесь. Да и человек он был с гнильцой, так сказать. Никто не хотел играть с ослиной башкой, никто не звал в гости чувака с головой осла. Никто не хотел от осла детей.



  5. Накопил Сет в своей злобной душонке злобу злобную, и в лучших традициях Пинки и Брейна измыслил план по захвату власти над миром. Убил Осириса и радуется, осел.

    Исида с Нефтидой, увидев, что Осирис откинул копыта, расстроились и слегка всплакнули. Через какое-то время их вой так всех достал, что Ра отправил Анубиса посмотреть, что с этим можно сделать. Анубис с помощью синей изоленты кое-как собрал в кучу отрубленные Сетом члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Со словами «Я сделаль!» он удалился.


  6. Исида приняла образ соколицы, села на труп Осириса и зачала от него. Благо синяя изолента выдержала. Не, серьезно, не спрашивайте подробности. Мне и самому интересно.

    Родила Исида от запчастей Осириса сына по имени Гор. А поскольку Исида боялась ослиной мести, то с сыном начала ныкаться по подворотням, в подвалах, на болотах и чердаках. Как она говорила в то время:

        «Я, Исида, оплодотворенная мужем своим и беременная Гором божественным. Родила я Гора, сына Осириса, в гнезде папируса, и обрадовалась я весьма, ибо увидела я мстителя за отца его».

    И вот вырос Гор и пришел «обутый в белые сандалии» свое забирать. Почему в белых сандалиях? Не знаю. Наверное, это важно. Типа стоит весь такой в белом платье и требует наследство отца и наказание для Сета. Он себя считает законным наследником.



  7. … Так было бы в греческой мифологии, а мы, на минуточку, в древнем Египте. Олег не даст соврать.

    И началась у них судебная тяжба. И канат они перетягивали, и писюнами мерились, и рэп-батл устраивали. Пытались рассмешить соперника, пока второй сидел с каменным лицом, скакали на скорость на одной ноге… И все это в первый день. А спор их длился 80 лет. 80 лет унылой возни.

    Из примечательного было только состязание на оплодотворение друг друга.


  8.                            
    Сет пытался, но не смог, а Гор поступил хитрее. Он напрудил в растение, которым любил лакомиться сет. Тот съел и оплодотворился. Я оставлю это без комментариев.                                                                                                
    Все 80 лет комиссия из богов за этой возней наблюдала. Тут я должен пояснить, почему все настолько затянулось. Если бы все банально решалось победой одного над другим, как у диких варваров, порешали бы одним днем. А тут именно был суд. Присяжные должны были рассудить, кто из них достоин наследства Осириса. А присяжные никуда не торопились и мяли свою божественность.                                                                                                
    Но, в конце концов, Исида хитростью вынудила Сета признать, что притязания Гора правомерны. На том и порешили. Гора признали правомочным. Он получает царство в наследство и воскрешает Осириса, дав проглотить ему свое Око. Однако Осирис не возвращается в мир живых, а остается царем мертвых, оставив своего сына править живыми. А Сета пускают по кругу. По кругу презрения и обидных обзывательств.                        

  9. Нет, котик. Ты слишком кровожаден. Сет в лучших традициях Вупсеня и Пупсеня раскаялся, извинился и ушел в подполье. Ушел, чтобы творить новое зло. Потому что мразота. А остальные боги, в лучших традициях Лунтика с друзьями, его простили. Это суд все-таки, а не героический миф.

    Вот и сказочке конец, а кто Сет, тот фу, таким быть.

    Интересный миф? Вот и мне кажется, что нет. Однако мои источники, которых не существует, и консультирующие меня древние египтяне, в один голос твердят, что тут не все так просто. Даже Исида в свое время говорила: «Я жена Осириса, и тут не все так однозначно».

    Осирис — один из самых сложных персонажей в египетской мифологии.

    Он символизирует производительные силы природы, дающие жизнь. Его всегда изображали вокруг растений, да и цвет его зеленый, если вам это о чем-то говорит. Лично мне — нет. Где-то его называют владыкой виноградной лозы. Он даже заявил как-то Ра следующее: «Это я делаю вас сильными, это я сотворил ячмень и полбу, чтобы питать богов, равно как и скот после богов».

    Его так же сопоставляют с Нилом. В тексте пирамид его называют «свежей водой», а где-то говорится, что Нил вытекает из его ноги. Да, не сразу даже боги научились снимать штаны, прежде чем справить нужду.

    Он же вершит суд над мертвыми и правит в мире жмуров. Он умирает и воскресает, делаясь молодым. Он спасает бездомных котиков и отбивается от инопланетных захватчиков.

    И как это принято у египтян, Осирис соединил в себе все эти представления, которые постепенно наслаивались друг на друга. В итоге получился такой коктейль из селедки и бананов.



  10. Но главное, что нас сегодня интересует, это то, что культ Осириса тесно связан с культом царя.

    Если помните, в предыдущих постах я рассказывал о том, что вождь считался магическим воплощением сил природы и племени. Если вождь молодой и здоровый, то и у племени все хорошо. Богатый урожай, полноводие, запеченный шакал на ужин и все такое. А если вождь старый и дряхлый, то и дары природы такие же вялые, на пол шестого. Поэтому старый подлежит утилизации.



  11. Так вот, рассмотрим древний обряд погребения фараона. Мертвый фараон уподобляется Осирису. А молодой фараон выступает в роли Гора. Пока идет таинство передачи престола, Осирис стоит молча и не произносит ни звука, потому что он мертв. В роли мертвого Осириса выступает мумия умершего фараона. Венцом этого ритуала является коронация молодого фараона Гора и оживление старого фараона Осириса, который уже отправляется в загробный мир. Гор правит на земле, а Осирис в загробье.

    Пережитки традиции убийства старого фараона превратились потом в обряд хеб-сед, где фараона убивают понарошку.

    Так же этот миф отражает переломный момент в истории древнего Египта, когда окрепший отцовский род пересаживает с лица на землю сдавший позиции матриархат. И Гор, и Сет, оба выступают с обоснованными притязаниями на наследование царства Осириса. Только каждый из них ссылается на разные правовые нормы. Сет говорит, что они с Осирисом сыны одной матери, из одного места вылезли, так сказать. Для него это совершенно логично и законно, что именно он достоин наследства. Гор же, требует звания Осириса себе, как сын по законам наследования отцовского рода. «Неужели отдано будет звание царя брату по матери, в то время как налицо сын по плоти?»



  12. Примечательно, что для суда присяжных это было трудное решение, на которое они потратили 80 лет. В итоге победило право наследования отцовского рода, что и стало прецедентом.

    Религия Осириса – Гора изначально распространялась только на царей. Но постепенно вышла за эти рамки. И вот уже простой египтянин, обращаясь к своему умершему отцу, называет его Осирисом, а себя Гором. А свои подношения ему Оком Гора.

    Постепенно Осирис стал богом, победившим смерть. И если исповедовать его учение, то вместе с ним можно ожить для загробной жизни. Можно пройти без очереди, сказав охраннику, мол, я к Осирису, он меня знает. А остальные лохи пусть стоят вечно. Осирис даровал людям надежду на загробный рай, и его влияние многократно выросло.



  13. Со временем, постепенно проповедуется мысль о всеобщем равенстве перед беспристрастным судьей мертвых. Так из религии только для избранных, культ Осириса ушел в народ, дав возможность простым людям рассчитывать на те же плюшки в посмертии, что и фараонам. Чем и воспользовался Олег, получив чудесную возможность класть брусчатку на том свете.

    А помните обряд «отверзания уст»? Где Олегу по губам водили посохом. Это и есть ритуальное дарование Ока Осирису для оживления. Ведь мертвый Олег уподобился Осирису.

    На всех рисунках по бальзамированию мертвых, вы увидите, что Анубис лично пеленает жмуров. Это все символично, ибо главный специалист по мумиям уподобляется Анубису. Ведь именно он пеленал мертвого Осириса.

    Так что наш Олежа пошел по пути Осириса, а сын его мини-Олег символизирует Гора, как наследника Олеговых богатств.



  14. Таким образом Осирис, наверное, главный персонаж египетской религии. Эксперты по древнему Египту, пожелавшие остаться воображаемыми, подсказывают мне, что культ Осириса оказал большое влияние и на христианство. В ряде обрядов, представлений и конечно же, образе страшного суда.

    Просто посмотрите сравнение:


         При желании, даже образ Исиды и Гора можно натянуть на образ Богоматери. Но я за такие сравнения не возьмусь, ибо у верующих, в отличие от нас с вами, есть чувства.          
Перейти на сайт