- Сегодня мы расскажем про заброшенный Амурский Целлюлозно-Картонный Комбинат, который когда-то являлся одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока и Сибири в своей отрасли. Основной продукцией комбината являлись сульфитная вискозная беленая целлюлоза марки “шёлк”, сульфатная целлюлоза марки “штапель”, картон для плоских слоев гофрокартона, талловое масло, кормовые дрожжи и прочие товары народного потребления из бумаги.
- Старая прижизненная фотография комбината, найденная в интернете.
- Для начала как обычно немного окунёмся в историю:
С активным послевоенным индустриальным развитием города Комсомольск-на-Амуре, вокруг которого на сотни километров простиралась Дальневосточная тайга с четвертью всех запасов ели в СССР, встал вопрос о переработке отходов лесозаготовки и производстве целлюлозы.
Так в начале 1950-х гг. у нанайского села Падали-Восточное в 45 км от Комсомольска-на-Амуре начались изыскательные работы для строительства первого на Дальнем Востоке градообразующего гиганта лесохимической промышленности.
После окончания изыскательских работ в марте 1958 г. из рабочего посёлка Эльбан началась переброска строительного управления на выбранную площадку, где был основан рабочий посёлок первостроителей с названием Амурск.
В посёлок стали съезжаться специалисты различных строительных профессий. Также по путёвкам Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ на стройку направляли молодёжь. Из Комсомольска-на-Амуре повезли бесконечные колонны со строительными материалами, строилась железнодорожная ветка.
А в сентябре 1960 года постановлением ЦК ВЛКСМ строительство ЦКК было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Помимо самого комбината в посёлке возводились и другие новые заводы, производившие железобетонные изделия, битум, асфальт и т.д.
Отстраивался не только Целлюлозно-Картонный Комбинат, но и сам посёлок Амурск рос с огромной скоростью, уже в 1962 г. стал районным центром.
14 января 1963 г. были уложены первые 114 кубометров бетона в фундамент первого сушильного цеха ЦКК.
К началу 1964 г. в посёлке насчитывалось уже более 30 000 жителей с ежегодным приростом населения, доходящим до 10 000 жителей в год. К тому времени в нём уже было построено 60 000 квадратных метров жилой площади, подведена ЛЭП и автодорога.
К 1967 г. на ЦКК была введена в эксплуатацию железная дорога, построен канал для транспортировки леса, отстроена первая очередь цехов с заводоуправлением и ТЭЦ, а также введены в строй первые в СССР очистные сооружения с прудом-аэратором объёмом более 70 000 000 кубометров воды, для которого была построена километровая плотина.
24 августа 1967 г. в тестовом режиме был запущен варочный котёл, а на следующий день началась подача щепы и включен насос откачки щёлоков и 28 августа на комбинате была получена первая готовая целлюлоза.
Ну а после проведения пуско-наладочных работ первым рабочим коллективом комбината, 30 сентября 1967 г. ЦКК в торжественной обстановке официально вступил в строй. При этом строительство новых цехов комбината продолжилось параллельно с его работой.
В 1972 г. при комбинате был введён в строй дрожжевой завод.
А Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Амурск в 1973 г. был преобразован в город Краевого подчинения, а сам ЦКК был назван Амурским Целлюлозно-Картонным Комбинатом.
К концу 1975 г. комбинат за 7 лет и 4 месяца работы выдал свой первый 1 000 000 тонн целлюлозы, а уже в мае 1981 г. второй.
В 1976 г. вступил в строй сульфат-картонный производственный участок с варочно-промывным цехом и картонной фабрикой.
В 1978 г. введено в строй отделение разложения сульфатного мыла и производства таллового масла.
К распаду СССР на комбинате общей площадью около 1500 гектар работало 4500 человек и он обеспечивал до 40% ВВП Дальнего Востока. Планировалось и строительство второй очереди комбината, но распад Советского Союза застал врасплох как этот, так и многие другие комбинаты в стране.
В 1991 г. ЦКК был преобразован в ОАО и сменил название на производственное объединение “АмурскБумПром”, после чего начался резкий упадок производства с увольнением рабочих.
А в 1994 г. производство на комбинате было полностью остановлено.
В 1997 г. решением Арбитражного суда Хабаровского края ОАО было признано банкротом, после чего его оборудование стали распродавать и пилить на металлолом. Оставшиеся бетонные постройки и вовсе планировали взорвать направленным взрывом, но из за близости к комбинату ТЭЦ, городские власти отказались от этой идеи.
В начале 2000-х гг. бывшие цеха комбината стали выкупать частные предприниматели, которые продолжили распил оставшихся несущих конструкций на металл, а 25 февраля 2004 г. во время такого распила металлоконструкций в кислотно-варочном цехе обрушилась крыша, похоронив под собой первых двоих человек. На следующий день ещё двое упало с высокой трубы. В 2005 г. ещё на одного упала бетонная плита, а всего по официальным данным при резке металла к концу 2000-х гг. их стало шестеро.
Ну а у нас в архивах завалялось множество фотографий начала 2010-х гг. остатков этого комбината.
- Которыми мы хотим поделиться с вами в этой статье.
- Уже тогда все его строения выглядели как обглоданные скелеты.
- Во многие цеха можно было даже не заходить и смотреть на них с улицы так сказать в разрезе.
- Но всё же в некоторые можно было и заглянуть.
- И попытаться представить как здесь всё выглядело при жизни.
- Бывший склад серы ещё хранил остатки, напоминавшие о былом.
- Где-то оставались различные ёмкости и бункеры.
- Шахта грузового лифта.
- Ещё цеха.
- На верхних этажах уже вовсю росли деревья.
- В целом внутри повсеместная пустота.
- И только главная дорога была расчищена для проезда машин к расположенной рядом ТЭЦ.
- Административно-бытовой корпус.
- А над цехами возвышалась высокая труба.
- Сейчас там наверное уже и стен нет.
- Хотя и тогда их уже почти не было.
- А ещё на территории было убежище.
- В которое мы конечно же тоже заглянем.
- Оно было затоплено по пояс, но зимой это не помеха.
- Но и убежище тоже было полностью распилено.
- А во льду торчали различные напоминания о былом.
- Это было не простое убежище, а заводской запасной пункт управления, совмещённый со штабом Гражданской Обороны.
- Но тут оставались лишь деревянные двери.
- С пустыми помещениями за ними.
- А ещё во льду торчала рама от когда-то установленной в убежище дизель-генераторной электростанции.
- Вот собственно и всё, что оставалось от этого бывшего гиганта лесохимической промышленности Дальнего Востока.