- Всем древнеолеговский привет!
Начиная эту серию, я планировал рассказать вам исключительно о египетской мифологии. Но именно с Египтом этот номер не прошел. Благодаря месиву из наложенных друг на друга верований мы имеем огромный объем нелогичных и противоречивых представлений. Но, как ни крути, без людей тут никак не обойтись.
В самом первом посте этой серии я писал:
«Одно из главнейших правил культуры Древнего Египта гласило о том, что все нововведения в мифологии, культуре, религии и искусстве могут быть наложены только на уже существующие. Поэтому египетское искусство за тысячелетия практически неизменно.»
Самоцитирование – это, конечно, круто. Горжусь собой.
Однако было в истории древнего Египта одно исключение из этого правила. Меньше всего мне хотелось бы погружаться в биографии фараонов и рассказывать про периоды их правления, однако был один персонаж, который пытался нагнуть всю религиозную систему. Вероломные реформы Эхнатона и их последствия просто нельзя обойти стороной в рамках этой серии.
История наша берет начало в XIV веке до н. э. в Фивах. Фивы в то время были одним из крупнейших политических и культурных центров мира. В результате успешных походов в гости к соседям, после которых еда и ценности у соседей исчезали, а сами соседи становились рабами, Фивы богатели как не в себя. Конвейерами в египетскую столицу текли деньги, рабы, всевозможные плюшки и дары. Как сейчас бы сказали – инвестиции. Даже Гомер много времени спустя воспевал Фивы как богатейший город.
фотография Фив, снятая на древнеегипетский беспилотник - И все бы ничего, что вам собакам еще надо? А дело, как обычно, в политике. Фараоны в то время грустили.
Знать богатела, это да, но больше всего денег оседало у жречества. Покровителем и верховным богом Фив был бог Амон-птицын. Он был объявлен покровителем фараонов и подателем их побед. И ведь успешно подавал победы, тут его не в чем упрекнуть. Однако со временем эта успешность повернулась к фараонам жепой. Из этой концепции покровительства постепенно вытекала мысль о зависимости фараонов от воли Амона. Мол, фараоны без Амона есть ничто, и без его покровительства даже в туалет сходить не могут. Чем успешно и пользовалось жречество, набирая политическую мощь и влияние. Большая часть военных трофеев и денег они забирали себе: строили дорогущие храмы, ездили на мерседесах и начинали потихоньку диктовать фараонам свою волю.
Согласитесь, обидно – когда ты одержал победу руками подданных, не поднимая жопу с дивана, а всю славу себе забрали жрецы, которые попросили Амона, чтобы он тебя благословил. Ты хотя бы приказ отдал, хоть что-то сделал, а эти вообще не при делах. Естественно все это фараонов сильно напрягало.
И вот родился в семье фараонов маленький Аменхотеп Аменхотепович. Имя это означает «Амон доволен». Так звали его отца, прадеда и пращура. Наш малыш, в лучших традициях многосерийных блокбастеров, получил цифру 4 в названии.
Папаша его тоже был недоволен тем, что жрецы ему фак показывают и смеются, и даже пытался что-то с этим сделать. Ну как пытался, обижался, плакал, жаловался супруге, но ничего серьезного не предпринимал. А вот сын взялся за дело с размахом и бросил вызов самому Амону.
Аменхотеп IV взошел на престол 1364г. До н.э. под тронным именем Неферхепра – «Прекрасные существования Ра». Демонстративно подчеркивая свою приверженность к гелиопольскому Ра, а не местной суперзвезде. На четвертый год правления он женился на Нефертити, тем самым презрев многовековую традицию царских браков. Ее, в возрасте 11 лет, отправили в гарем отца Аменхотепа.
На шестой год правления Аменхотеп Аменхотепович своим богом избирает бога Атона.
Любая языческая культура четко разделяет бога света и бога солнца. И если первый зачастую становится главой пантеона, то второй мелькает за кулисами, играя декорации. Богом света был Ра, у которого на макушке был солнечный диск. Это и есть Атон, бог солнечного диска.
Само по себе это уже довольно странно, можно подумать, что с таким же успехом можно было выбрать и бога коровьего хвоста. Однако Аменхотеп не был дураком. Он выбрал единственного бога, которого все видят каждый день. Имя он сменил на Эхнатон - «угодный Атону».
Жрецы, увидев, как земля медленно приближается к лицу, поняли, что их нагибают. Естественно, они стали возмущаться, но Эхнатон действовал быстро и решительно. Он объявил единственным истинным богом Атона, а себя его сыном.
Не будь у фараона поддержки в виде конницы, засунули бы ему этот диск по самые чакры. Но благодаря умелой политической игре и бравированию войском, он смог набрать себе сторонников и сменить верхушку элиты на своих.
Далее он находит необычную местность, отгороженную скалами, не принадлежащую ни одному богу и человеку, и строит там новую столицу. Называет он этот город Ахетатоном. Строительство Эхнатон посвящает отцу своему, богу Атону. Звучит как древнеегипетская скороговорка. Построил Эхнатон Атону Ахетатон.
Строили в спешке, несмотря на то, что работа предстояла грандиозная. Согнали со всего Египта мастеров, рабочих, еду, вьючных животных. Не погнушался Эхнатон взять часть материалов и с храмов Амона в Фивах, чтобы лишний раз показать жрецам, кто тут батя. Худо-бедно построили.
Далее Эхнатон начинает насаживать новый, невиданный в древнем Египте культ Атона. По сути это солярный культ, воспевающий жизнь, свет и красоту природы. Как у чертовых лесных эльфов. Египтяне хотели атмосферу мрачного Готема, с загробным миром и тяжкими раздумьями, а получили разноцветных смешариков. В храме Атона появляются сцены с восходом, радующейся солнцу природе и зверятам. Как в диснеевском мультике, где все звери поют, солнышко светит, и сама природа благодарит фараона с батей за такое великолепие. А в центре стоит сам Эхнатон, его жена и дочери ксеноморфы.
В двух словах о том, что сделал Эхнатон. Он вычеркнул вековые традиции поклонения множеству других богов и изобрел новую религию. Отныне бог один – Атон, а он – его сын. Вместо девятки богов теперь в виде семьи изображается Атон, Эхнатон, Нефертити и их дочери. Отныне все это внутрисемейные дела Эхнатона.
Если нам такой финт кажется вполне нормальным, ведь мы знаем кучу примеров из истории, то имейте в виду: для древнего Египта это была несусветная дикость. В той школе, где диктаторы, властители и прочие приятные люди учились переписывать под себя религию и историю, Эхнатон преподавал.
Религию пришлось переделывать, поскольку бог теперь один. Раньше ведь было как: плывет Ра в своей ладье по небу днем, слепя всех своим великолепием. А ночью спускается в подземный мир и плывет по подземному Нилу, слепя уже мертвых. Ночью люди спят, потому что темно, а мертвые пробуждаются. Днем наоборот, мертвые засыпают, а живые просыпаются. А тут Осириса отменили, Ра отменили, вообще всех отменили. Остался один Атон. И мертвым ничего не остается, как просыпаться теперь утром, с восходом солнца, и славить Атона вместе с живыми. Мертвые среди живых, и все ходят, жопами толкаются. Такое себе, конечно, но ничего другого придумать не смогли.
По сути, это была первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие). Стерео, если учитывать самого Эхнатона.
Казалось бы, ну может пора остановиться? Но Эхнатон проворачивает еще и революцию в искусстве.
Многовековые традиции изобразительного искусства, навыки которого передавались от отца к сыну, были отправлены в обратном направлении, с наилучшими пожеланиями. Эхнатон требует то, что никто во всем Египте делать не умел. Реализм.
- Учиться пришлось на ходу и поначалу получалось не очень. До нас дошли рельефы, изображающие быт фараонской семьи, с изображением чувств. Это было дико в то время. Семья фараона – это боги, их принято идеализировать и изображать максимально усредненно. С одинаковыми идеальными лицами и мощной фигурой. Они же по образу и подобию богов слеплены. А тут бытовая сцена, где они сидят в обнимку. Еще и изображены по-уродски. В погоне за реализмом, индивидуальные черты Эхнатона и его семьи максимально извратили. Тоненькие ножки, большое пузико, уродский нос и огромный череп. Все угловатое и неприятное.
- В реальной жизни же у Эхнатона были тоненькие ножки, большое пузико, уродский нос и огромный череп. Все угловатое и неприятное. А еще он страдал эпилепсией. Не чета нашему Олегу, конечно. Дочери Эхнатона и Нефертити так же изображались с яйцеобразными головами. Возможно, все эти дары природы были следствием нескольких поколений кровосмесительных браков.
- Впервые фараон был изображен похожим на себя, и в первую очередь обычным человеком. Вряд ли египтяне воспринимали эти карикатуры позитивно. Это было надругание над традициями.
семья Эхнатона в реальной жизни - Есть знаменитое изображение Тутанхатона, племянника Эхнатона, где он сидит с пузиком, а его супруга натирает плечо мазью. Это как раз новый стиль с бытом царской семьи. Этот племянник вошел в историю под именем Тутанхамон (позже – Атона заменили на –Амона). Прославился он своей цитатой: «Правда всегда одна».
Не обошли стороной реформы и священных песнопений. Существует многовековая традиция религиозных текстов. Есть устоявшийся литературный язык. Эхнатон все это решил переделать. Отныне гимны пишутся быдляцким разговорным языком. Ну знаете, словно вы открыли научную академическую работу по египтологии, а там мои посты с мемами. «Атон жжот, Атон красавелла и ваще самый крутой» - как-то так. Все описанное выше, для древнего Египта было вещами предельно скандальными.
Эхнатон сделал себя живым богом, как было принято у фараонов в Древнем царстве, и получил божественное бессмертие. И жил бы вечно, если бы не помер. В возрасте около 33 лет Эхнатон весь закончился. После его смерти страна так сильно скорбела, что от переизбытка любви к помершему правителю, все яростно принялись уничтожать его наследие. Скорбели, но не от чистого сердца. С улыбкой на лице.
Спустя короткое время, максимально вычистили все, что Эхнатон успел наворотить. Не прижилась эта дичь по множеству причин. Во-первых, Египет не мог привыкнуть жить без богов, в которых верили веками. Недобитые жрецы, после смерти фараона вновь подняли головы. Пока Эхнатон занимался своими реформами, строительством столицы и прочими глупостями, ему не оставалось времени на внешнюю политику. А Египет в то время вел множество войн, владел огромными территориями, границы которых нужно было оборонять. За время его правления был ряд серьезных поражений, которые жречество объявило не тем богом и не той верой. Да и без жрецов всем было ясно, что это Амон карает фараона-еретика. В итоге все поняли, что Атон не шибко был щедрым на победы и вообще лохом. От новой религии не осталось и следа, столицу перенесли обратно, вернув Амону бразды покровительства.
Однако часть наследия Эхнатона сохранилась в искусстве. Изображения и статуи с тех пор начали делать уже более реалистичными, отходя от прежней окаменелости. А в литературе, со временем, был создан новый язык, с большим влиянием разговорного.
Вот такая история одного фараона, который первый и единственный раз в истории древнего Египта, пытался нагнуть и переписать всю систему.
Не получилось, не фортануло, пацан к успеху шел.
У Эхнатона и Нефертити было 6 дочерей, одна из которых умерла в возрасте 13 лет. Судя по изображению, она могла умереть от родов.
Мумию Эхнатона так до сих пор и не нашли.
На этой прекрасной ноте, серию по египетской мифологии предлагаю закончить.
Ах, да! Чуть не забыл. Я не мог оставить Олега без прощального подарка.
Олежа, ты заслужил!