ШутОк

«Первая оборванка» России, 13 фото и текст

  1. 26 февраля исполнилось 155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской (1869—1939).

    Надежда Крупская после окончания гимназии 
  2. «В то время женщин не принимали ни в университет, ни в какие другие высшие учебные заведения. По распоряжению царицы, которая считала, что женщине не надо учиться, а надо сидеть дома и ухаживать за мужем и детьми, женские медицинские курсы и высшие женские курсы были закрыты.

    Я училась самоучкой, как умела. Наконец, были открыты в Питере Высшие женские курсы, и я туда поступила. Через пару месяцев я сильно разочаровалась в них. Увидела, что того, что мне надо, курсы мне не дадут, что там учат весьма учёным вещам, но очень далеким от жизни».
    (Н.К. Крупская)


    Надежде Крупской 7 лет
  3. «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…» 
    (Глеб Кржижановский)
  4. Ксения Клементьева. Надежда Константиновна Крупская на допросе в 1896 году. 1969
  5. «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда.

    Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». 

    (Хелен Рапопорт. «Заговорщик»)


    Памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской в Москве
  6. Юрий Тимофеев. В сибирской ссылке. В.И. Ленин и Н. Крупская, село Шушенское. 1989
  7. М.М. Герасимов. В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Лондоне. 1980
  8. Н.Т. Жирнов. Ленин и Крупская у стены коммунаров. 1978
  9. Борис Лебедев. Крупская — секретарь «Искры». 1970
  10. Когда одна английская газета напечатала очерк о Крупской под заголовком «Первая леди», Ленин шутливо заметил, что правильнее было бы назвать очерк иначе, а именно «Первая оборванка». Действительно, одевалась Надежда Константиновна очень скромно, отнюдь не как «леди». Михаилу Булгакову, бывшему у Крупской на приёме в 1921 году по личному делу, запала в память её «вытертая меховая кацавейка». Но для революционерки именно такая бытовая скромность была более чем естественна...


    Михаил Соколов (1875—1953). Свидание В.И. Ленина с Н.К. Крупской в тюрьме Нового Тарга

  11. После смерти Владимира Ильича и до 1926 года Надежда Константиновна примыкала к левой («троцкистской») оппозиции, а потом отошла от неё.

    «Если бы Ильич был жив, он бы сидел сейчас в тюрьме». (Н.К. Крупская, 1926)

    «В документе Троцкого говорится дальше, что оппозиционный блок укрепляется и будет ещё укрепляться в будущем. Я думаю, что тут тоже есть некоторое преувеличение. (Смех.) Нельзя отрицать тот факт, что оппозиционный блок разлагается, что от него откалываются лучшие элементы оппозиции, что он задыхается во внутренних противоречиях. Разве это не факт, что тов. Крупская, например, отходит от оппозиционного блока? (Бурные аплодисменты). Случайно ли это?»
    (И.В. Сталин, «Заключительное слово по докладу «О социал-демократическом уклоне в нашей партии» на XV Всесоюзной конференции ВКП(б), 3 ноября 1926 г.)

    «Зиновьев посетил Крупскую, которая сообщила ему, что и она слышала о готовящейся высылке [Л.Д. Троцкого в Алма-Ату]. «Что же вы собираетесь с ним делать?» – спросил её Зиновьев, имея в виду, что Крупская находится в составе Президиума ЦКК. «Во-первых, не вы, а они, – ответила Крупская, – а во-вторых, даже если бы мы и решили протестовать, кто нас слушает?».
    (Из материалов «Бюллетеня оппозиции», № 1-2).

    «...Как-то по делам Союза писателей Кольцов ожидал приёма у Сталина. Он видел, как вне очереди были пропущены в кабинет Генерального секретаря Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична. И видел, как через несколько минут они, растерянные и бледные, буквально выбежали оттуда, стремительно направляясь к выходу. А через открытую дверь кабинета отчётливо донесся холодный, презрительный голос:
    — Убийц пришли защищать? Не намерен с вами разговаривать.
    Нетрудно было догадаться, что вдова и сестра Ленина приходили просить о сохранении жизни осуждённым на недавнем процессе старым ленинским соратникам Зиновьеву и Каменеву».

    (Борис Ефимов, «Десять десятилетий»).

    «Кроме того, в эти дни мы были подавлены известием о смерти Крупской. Оно просто потрясло нас. Мы смотрим на маленький снимок, помещённый ярославской газетой, и плачем горькими слезами. Кажется, впервые плачем за всё ярославское время. Некролог очень сдержанный, скупой...
    И опять смотрим в добрые выпуклые глаза, смотрим на учительский воротничок, на гладкие седые пряди волос.

    Всё, всё в её облике родное, близкое, понятное. И мы воспринимаем её смерть как последний акт трагедии: последние честные, благородные, такие, как Крупская, уходят, умирают, уничтожаются.
    И опять те же сверлящие вопросы: остались ли ещё на воле такие, как Крупская? Понимают ли они, что творится? Почему молчат?».

    (Евгения Гинзбург, «Крутой маршрут»).

    «Крупская была не только женой Ленина – не случайно, разумеется, – она была сверх того лично выдающимся человеком: по своей преданности делу, по своей энергии, по чистоте своей натуры. Она была несомненно умным человеком. Но нет ничего удивительного, если рядом с Лениным её политический ум не получил самостоятельного развития. Она слишком часто убеждалась в его правоте и привыкла доверять своему великому спутнику и руководителю.

    После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. Болезнь и смерть Ленина – опять-таки не случайно – совпали с переломом революции, с началом термидора. Крупская растерялась. Её революционное чутье боролось с духом дисциплины. Она пробовала сопротивляться сталинской клике и попала в 1926 году ненадолго в ряды оппозиции. Испугавшись раскола, она отшатнулась...

    Мы далеки от мысли винить Надежду Константиновну в том, что она не нашла в себе решимости открыто порвать с бонапартистской бюрократией. Более самостоятельные политические умы колебались, пробовали играть в прятки с историей и – погибли. Крупской было в высшей степени свойственно чувство ответственности. Личного мужества у нее было достаточно, но ей не хватило мужества мысли. Мы провожаем ее с глубокой скорбью, как верную подругу Ленина, как безупречного революционера и как одну из самых трагических фигур революционной истории».

    (Л.Д. Троцкий, «Умерла Крупская»).

    Вот ещё некоторые высказывания Н.К. Крупской, звучащие довольно остро и злободневно для нашего времени.

    «...Но главная ярость рабочих была направлена на дома терпимости; в одну ночь было разрушено 11 домов терпимости. Почему же рабочие кинулись разрушать дома терпимости? Какую связь имело это разрушение с забастовкой и рабочими волнениями? Причём тут дома терпимости?

    Дело в том, что, когда рабочие заявляли о невозможности для их жен и дочерей существовать на тот заработок, который они получают, начальство цинично отвечало, что они могут найти дополнительный заработок в домах терпимости. Таким образом, проституция открыто указывалась как единственный путь, которым женщина, вынужденная жить своим трудом, может пополнить свой ничтожный заработок! Кто после этого станет винить продающую себя из нужды женщину за то, что она предпочитает этот единственный вполне доступный ей заработок полуголодному нищенскому существованию, а иногда — голодной смерти. Ведь заработок этот куда как не сладок.

    А надо послушать только, как презрительно говорят сытые буржуа и их жены о развращённости фабричных женщин и девушек, с какой лицемерной гадливостью произносят эти дамы, никогда не видавшие нужды, слово «проститутка». Буржуазные профессора не стыдятся печатно заявлять, что проститутки — не рабыни, что они сами добровольно выбрали эту дорогу!

    Это то же отвратительное лицемерие, которое утверждает, что ничто не мешает рабочему уйти с фабрики, на которой нельзя продохнуть от пыли, ядовитых испарений, жары и т.п. Он «добровольно» остаётся работать на ней, «добровольно» работает по 16—18 часов».

    (Надежда Крупская. «Женщина-работница». 1899 год).

    «Часто так бывает, что человек, который не хочет делать того, что надо, прикрывается громкими словами».
  12. Этикетка спичечная. 1967



Перейти на сайт