- Первый раз на заброшенную бобслейную трассу я наткнулся лет десять назад, когда вдумчиво изучал спутниковые снимки южного Урала. На тот момент меня интересовали заброшенные пионерлагеря и по соседству с очередным ДОЛ-ом нашлось нечто более интересное — витиеватая трасса уходила от лагеря в гору.
- На тот момент, информацию о месте практически не было и я подумал, что нашёл старую горнолыжную трассу. Вот только, на деле всё оказалось гораздо интереснее.
В этом репортаже я хочу рассказать вам немного об истории советского бобслея, южноуральских бобслейных трассах и про актуальное состояние объекта. Это не первая наша поездка сюда, но мне, хотелось сделать репортаж именно с осенними фотографиями...
Вот, как выглядит объект со спутника
- Добро пожаловать на южноуральскую бобслейную трассу. Здесь проводили всесоюзные чемпионаты и готовили олимпийские команды.
- 22 января 1981 года на горе Туганак открыли санно-бобслейная трассу, на тот момент не имеющую аналогов во всем Советском Союзе. 1985 году санно-бобслейная трасса достигала 1500 метров в длину, имела 13 виражей, перепад высот составлял 115 метров. У спортсменов была возможность развивать скорость до 120 км/ч, хотя изначально она могла достигать лишь 90 км/ч.
- Вот, что пишет о трассе в Кунгаке один из советских бобслеистов:
В 1980 году мы создали федерацию бобслея в СССР. В первую сборную команду вошли люди, которые были настоящими энтузиастами и любителями бобслея из Латвии. Собственными усилиями они сделали первый прототип боба, то есть управляемых саней.
Спустя 4 года после начала тренировок, мы, советские спортсмены-бобслеисты, впервые отправились на Олимпийские игры и наша первая попытка сразу увенчалась успехом.
В Сараево Зинтис Экманис и Владимир Александров показали очень неплохие результаты и даже получили бронзовые медали. Наше энергичное вхождение в мир санных видов спорта дало хороший старт для развития бобслея в Советском Союзе.
На тот момент у нас не было подходящих условий для тренировок, поэтому мы проводили их в Германии. Однако сразу возникла необходимость создать собственные тренировочные базы в нашей стране. Через 2 года у нас появились два специализированных спорткомплекса: один в Латвии, а другой — на Урале.
- Спортивный комплекс «Кунгак» на Урале имел полуторакилометровую трассу, на которой нам приходилось преодолевать тринадцать виражей. Этот комплекс был расположен на склоне горы, с перепадом высот в сто пятнадцать метров, что позволяло нам достигать рекордных скоростей в 120 км/час!
За время существования трассы близ Мелеуза, здесь прошло 20 региональных соревнований и 4 чемпионата СССР. Можно с уверенностью сказать, что «Кунгак» стал источником талантливых спортсменов. Тридцать шесть из нас успешно сдали нормативы на мастеров спорта прямо на этой местной трассе.
- Когда гуляешь по заброшенной бобслейной трассе пешком, сложно оценить сложность и продуманность маршрута. Кому-то бетонные виражи старой трассы могут даже показаться лёгким... Вот только, тренировавшиеся здесь советские спортсмены оценивают трассу в Кунгаке совсем иначе:
— Многие виражи были сконструированы неправильно, так что нам приходилось собственноручно дорабатывать опасные виражи, исправляя траекторию движения боба с помощью снежной массы. Перед стартом разбивались на группы, и каждая отвечала за свой участок трассы.
Однажды в Мелеузе мы с моим первым пилотом Николаем Власовым неправильно вошли в вираж, совершили переворот в воздухе и снова встали на коньки в желоб. После этого Коля пришел ко мне в номер, выставил бутылку и честно сказал: «Извини, Володь, я так больше не могу, я ухожу».
Пишет олимпийский чемпион Владимир Евгеньевич Козлов
Такому качеству объекта есть свои причины. Строительство проходило в сжатые сроки, а большая часть специалистов не имела опыта в возведении подобных объектов. Как следствие, некоторые виражи были спроектированы с ошибками, что могло привести к серьезным последствиям для участников соревнований.
- Комиссия, пришла к выводу, что дальнейшее использование требовало значительных изменений в структуре спуска и замены нескольких его частей.
Администрации пришлось временно закрыть «Кунгак». Исходно планировалось провести ремонт и возобновить спортивное использование через пару лет, но время шло, а замок на входе не отпирался. Ситуацию усугубляли мародёры: неизвестные похитили коммуникации трассы в поисках цветного металла и уничтожили всю электрическую проводку объекта.
Через несколько лет простоя стало очевидно, что восстановление трассы бесполезно, так как степень износа объекта была настолько высока, что его проще было снести и восстановить с нуля. Конечно, нам не хватило средств даже на демонтаж конструкции.
- Впрочем, в 2021 с этим успешно справились. Неизвестные демонтировали полтрассы и обогатились на 4 миллиона рублей. Впрочем, на Кунгаке бобслейные трассы в Башкирии не заканчиваются. Ещё один заброшенный железобетонный трек находится в промзоне города Мелеуз.
- Выглядит он едва ли не хуже, чем в Кунгаке, но даже её можно было бы превратить в своеобразную туристическую достопримечательность, делов-то, немного расчистить территорию и поставить информационный стенд.
- Но к сожалению, скорее всего обе бобслейные трассы ждём иная судьба...
...их сломают ради арматуры, оставив на месте советской спортивной инфраструктуры только горы бетонной крошки.