- Подозрение о том, что с нами в составе поедут не совсем обычные пассажиры, возникло у меня еще на станции отправления. К поезду прямо на вокзале подъехали фургоны с зелеными полосами. Ну, и вагон в хвосте значительно отличался от привычных. Вагон для перевозки спецконтингента. Он же вагонзак. Он же Столыпин
- Обычный пассажирский поезд отправлялся из Ижевска. Люди прощались, искали свои места. Большинство пассажиров не обратили никакого внимания на вагон в конце состава и то, что попутчиков доставили на машине прямо к поезду .
На станции отправления
- Заинтересовавший меня вагон я рассмотрел во время остановки на одной из станций. Внешне вагон немного напоминает пассажирский, даже раскраска такая же, но окон в нем заметно меньше, а те, которые есть, отличаются от обычных. Еще одна деталь: снаружи вагона расположены камеры видеонаблюдения.
Необычный вагон в конце обычного состава
- Это вагон для перевозки спецконтингента модели 61-4495. Такие выпускаются на Тверском вагоностроительном заводе и предназначены для перевозки подследственных и осужденных. Подобные вагоны называют коротким словом «вагонзак» или «столыпинскими», хотя последнее название, с исторической точки зрения, не совсем верно.
Вагон для перевозки спецконтингента модели 61-4495
- Информацию о том, как устроены вагоны внутри, пришлось собирать по крупицам из разных источников. Это не секретная информация, но полных подробных описаний я не нашел.
Внутри вагонов вместо купе большие камеры на 12 и малые камеры на 6 человек. Названия весьма условные: большая камера примерно соответствует по размеру обычному купе. Ширина 163 см длина 214 см. В ней установлены по 3 полки с каждой стороны, нижняя для сидения, две верхних — лежачие места. На средней полке так называемый перекидной клапан, по сути, откидная полка между двумя обычными. А теперь представьте, что здесь едут 12 человек, ещё и с багажом. Но это всё по нормативам, я неоднократно читал, что в «купе» возили гораздо больше.
Фото внутри вагонов не мои. Источник фото внутри вагона: Тверской вагоностроительный завод
- Малые камеры на 6 человек, они чуть шире чем половина купе, ширина 100 см, там тоже три полки. В некоторых источниках пишут, что в малых камерах уже перевозят по 5 человек, а не по 6.
Внутри спецвагона
- Общее количество мест для спецконтингента в вагоне — 84. Обратите внимание, что в камерах окон нет. Только в коридоре.
Источник фото: Тверской вагоностроительный завод
- Также в спецвагоне есть помещения для обслуживающего персонала и караула. Там гораздо комфортнее: есть окна, столик, да и вообще, похоже на обычное купе. Количество мест для караула: 8 штук.
- Есть даже кухня. На показательном фото выглядит чуть ли не как санаторий.
- Видеонаблюдение позволяет держать всё под контролем. Без этого никак.
Фото внутри вагонов: Тверской вагоностроительный завод
- Поезд стучал колесами, за окном неторопливо проплывали удмуртские пейзажи. Вдруг наш поезд остановился вне расписания. Я выглянул в окно и увидел здание с надписью «Мир планете Земля». Оно было огорожено высоким забором с колючей проволокой.
Там за забором совсем другая жизнь
- Мимо вагона к хвосту состава прошли люди в форме с собакой и с оружием.
Я так полагаю, встречающие
- Мы постояли немного и поехали дальше уже без попутчиков. По пейзажу за окнами я понял, что это была их остановка.
ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике
- Далее на какой-то из станций хвостовой вагон отцепили от состава, и наши пути разошлись.
Вагонзак
Раньше я не видел вблизи современные вагоны для перевозки спецконтингента, но вот, по воле случая, увидел сам и решил показать вам тоже. Желаю не становиться пассажирами спецвагонов.