ШутОк

Секретный проект сверхмалой подлодки СССР "Тритон-2", 25 фото и текст

  1. Сегодня мы расскажем про одну из когда-то секретных сверхмалых подводных лодок-носителей легководолазов "Тритон-2" проекта-908, стоявших на вооружении военно-морского флота СССР с 1975 г. по конец 1990-х гг. Для начала немного истории создания СМПЛ "Тритон-2" проекта 908:

    В середине 1960-х гг. по заданию Аварийно-спасательной службы ВМФ на заводе "Гатчинский металлист" под руководством главного конструктора В. И. Синякова началась разработка проекта сверхмалой подводной лодки-носителя легководолазов "Тритон-2" для выполнения специальных подводных работ в прибрежных районах.

    Так уже в 1966 г. был построен первый макетный образец СМПЛ "Тритон-2", проектом которого сразу же заинтересовались представители морского спецназа и изначально заложенные в проект задачи были расширены до доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, патрулирования прибрежной акватории и портов, исследования морского дна и минирования кораблей и причалов.                                                                                                                                                     
  2. Фото 1980 г. СМПЛ "Тритон-2" в надводном положении из издания "100 лет подводным силам России"
  3. В том же году работы по проекту "Тритон-2" были переданы в центральное проектное бюро "Волна" Минсудпрома, где работы над макетным образцом продолжились совместно с институтом №40 ВМФ под руководством главного конструктора Я. Е. Евграфова, а В. И. Синяков и В. С. Спиридонов были назначены его заместителями.

    Работы велись совместно с разработчиками основного оборудования СМПЛ. Так под руководством главного конструктора БЭМИ Ю. К. Николаева разрабатывался навигационный комплекс СМПЛ, под руководством главного конструктора ЦНИИ "Аврора" А. Н. Бабаева системы автоматического управления, под руководством главного конструктора ЦКБ "Винт" Н. С. Аврашкова части движительно-рулевого комплекса, а под руководством главного конструктора КБ КО Ю. В. Китаева части стационарной дыхательной системы.

    В 1970 г. был сформирован окончательный технический проект 09080 СМПЛ и в 1971 г. рабочая конструкторская документация по нему была передана Ново-Адмиралтейскому заводу, где из за выхода на пенсию Я. Е. Евграфова, главным конструктором был назначен Е. С. Корсуков.

    С 1971 г. работы велись под руководством нового главного конструктора Л. В. Чернопятова, которого с 1972 г. сменил С. А. Дементьев.

    В 1973 г. была построена первая головная СМПЛ "Тритон-2" по проекту 908, которая в 1974 г. была представлена Государственной приёмной комиссии.

    Всего СМПЛ этого проекта было построено 13 единиц, которые применялись морским спецназом на разных флотах ВМФ СССР до второй половины 1990-х гг., а впоследствии были списаны.
    Устройство СМПЛ "Тритон-2"

    Основной корпус СМПЛ изготавливался из лёгкого алюминиево-магниевого сплава, а кабины для размещения легководолазов в ней были выполнены герметичными, что позволяло защитить экипаж от забортного давления, но при этом водолазы находились в воде при постоянном давлении независимо от глубины погружения подлодки.

    Всего экипаж лодки состоял из шести человек, двое из которых размещались в носовой кабине и осуществляли управление СМПЛ, а ещё четыре боевых пловца размещались в кормовой кабине. Выход легководолазов из кабин осуществлялся через герметические люки в верхней части корпуса.

    В герметичных непроницаемых объёмах СМПЛ размещались пульт управления носовой кабины, приборный отсек между кабинами и аккумуляторная яма под ним, а также кормовой электромоторный отсек.                                                                                                                                                       
  4. Фото 1980 г. СМПЛ "Тритон-2" на прицепе тягача с экипажем из издания "100 лет подводным силам России"
    ТТХ СМПЛ "Тритон-2"

    При своих небольших размерах, составляющих 9,5 метров в длину и 1,88 метра в ширину, "Тритон-2" за счёт применяемой в нём электрической энергоустановки ЭД П41М мощностью 11 л.с., мог развивать скорость до пяти с половиной узлов в подводном положении на глубинах до 40 метров, преодолевая на одном заряде аккумуляторов около 110 км с автономностью до 12 часов.

    Благодаря своим небольшим габаритам, СМПЛ этого проекта могли перевозиться ближе к нужному району по дорогам на тягачах или буксироваться полноценными подводными лодками, а после отстыковки продолжать движение самостоятельно.

    Вес подлодки составлял 4,4 тонны, водоизмещение в надводном положении 15,5 тонн и подводном положении 5,5 тонн. Осадка 1,6 метра.

    На "вооружении" этих подлодок стояли сонар МГВ-11, гидроакустическая станция звукопроводной связи МГВ-6В "Угорь-В" и навигационный комплекс "Самур".                                                                                                                                                                                                  
  5. Фото 2009 г. процесса установки СМПЛ "Тритон-2" в экспозицию музея, найденное в интернете в zeka_vasch
    В настоящее время известна судьба пяти сохранившихся из 13 построенных СМПЛ "Тритон-2": Две установлены в Кронштадте на территории Морского Кадетского корпуса и в экспозиции морского филиала парка "Патриот", ещё одна в Калининграде на территории 561-го ОМРП СН, четвёртая на острове Русский на территории 42-го ОМРП СН, а пятая здесь в экспозиции военно-исторического музея Тихоокеанского флота во Владивостоке, причём привезённая из того же 561-го ОМРП СН.                                                                                                                                                                                          
  6. И с 2009 г. она стоит здесь.
  7. К слову не так давно в ОАО "СПМБМ "Малахит" разработана модернизированная версия СМПЛ "Тритон-2М" с ещё меньшими габаритами и с применением современных технологий, о которых пока практически ничего неизвестно.
  8. Ну а ещё эти сверхмалые подводные лодки на самом деле были чёрного цвета, т.к. покрывались тонким слоем резины, хотя то, как окрасили её здесь выглядит тоже неплохо и вписывается в общую музейную экспозицию.
  9. Электромоторный отсек лодки сильно выделяется за счёт ярко выраженного соединения с кормовой кабиной.
  10. Гребной винт.
  11. И вертикальные рули.
  12. Нос лодки с проницаемой носовой оконечностью.
  13. За ней отсек приборов управления и носовая кабина.
  14. Правда иллюминаторы здесь закрашены и внутрь не заглянуть.
  15. Люк для выхода из кабины двух легководолазов, управляющих лодкой.
  16. Далее приборный отсек и кормовая кабина.
  17. С люком для выхода экипажа подводных боевых пловцов.
  18. Рядом с СМПЛ "Тритон-2" установлен ещё один более простой двухместный буксировщик водолазов проекта "Сирена-УМ", который производился на заводе "Двигатель".
  19. Этот аппарат для транспортировки лёгких водолазов-разведчиков имеет габариты 533-мм торпеды и соответственно выстреливался из торпедных аппаратов подводных лодок в подводной положении на глубинах до 20 метров.

    Тем не менее, далее этот буксировщик был способен погружаться на глубины до 40 метров и перемещаться со скоростью до 4-х узлов на расстояния 15 км в течении трёх часов.

    В носовой части аппарата размещались система управления, малогабаритный навигационный комплекс ГПК-52АП, гидроакустическая станция обнаружения препятствий, лаг для определения скорости и пройденного расстояния, а также глубиномер. В кормовой части располагались гребной электродвигатель мощностью 3,1 л.с. и рулевой механизм.
  20. Легководолазы в размещались лёжа в двух кабинах.
  21. Кормовая кабина.
  22. И носовая кабина, из которой для маневрирования в сложных условиях было предусмотрено ручное управление, а сами кабины были оснащены сдвижными защитными колпаками для лучшей обтекаемости.
  23. А ещё рядом с ними установлен малый торпедный катер типа "Комсомолец" проекта 123К.
  24. В интернете про него ошибочно пишут, что это проект 123, выпускавшийся в 1939-1940 гг. и применявшийся в боях Великой Отечественной Войны, но на самом деле здесь установлена модификация по проекту 123К, который был разработан в центральном конструкторском бюро ЦКБ-19 в 1950 г. и производился на судостроительном заводе №831 в Феодосии с 1950 по 1955 гг.

    В этой модификации управление катером было вынесено из ходовой рубки на мостик, оснастили совмещенным антенным постом радиолокационной станции "Зарница" и станции опознавания "Факел-М", а также убрали бронезащиту и вместо дымовой аппаратуры ДА-7 оснастили его дымовыми шашками.

    В размерах катер тоже увеличился относительно ранних проектов и имел длину 19,3 метра, а ширину 3,6 метра с осадкой 0,8 метра. Водоизмещение тоже увеличилось и составляло 22,5 тонны.

    Два дизельных двигателя М-50 мощностью 1000 л.с. позволяли достигать скорости до 50 узлов. Дальность хода на крейсерской скорости составляла около 800 км, а автономность полтора суток.

    Экипаж катера состоял из семи человек, а вооружение составляло два 457-мм торпедных аппарата ТТКА-45-52 и спаренный 14,5-мм пулемёт 2М-5.
  25. Ну а в одной из следующих статей мы расскажем про различное артиллерийское вооружение, выставленное в уличной экспозиции этого музея и немного расскажем про него самого.
Перейти на сайт