- Миронов пробовался на роль Милославского, а банкет с черной икрой лично из своего кармана оплачивал Леонид Гайдай. Эти и другие интересные закадровые истории про знаменитый фильм - в нашем материале.
Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» – шедевр советского кинематографа. Уморительный сюжет, великолепная музыка, талантливая игра любимых актеров – все это обеспечило фильму зрительскую любовь, которая не гаснет с десятилетиями.
А ведь поначалу, казалось, ничто не предвещало столь громкий успех, хотя Гайдай подобрал блестящую команду. Как это часто бывает при съемках кино подобного уровня, его закадровая история получилась не менее интересной, чем конечный продукт. И сейчас благодарные зрители проявляют самый живой интерес ко всем фактам, которые связаны с закулисной работой Гайдая и его актеров. - Мэтры предпочитают блондинок
Небольшую, но запоминающуюся роль сыграла одна из главных красавиц кино, советская Бриджит Бордо, Наталья Кустинская. Ей досталась роль соперницы Зиночки за сердце привередливого режиссера Якина в исполнении Михаила Пуговкина.
Одна из самых запоминающихся сцен комедии – телефонный разговор героини Кустинской с подружками, где она сообщает им о своем счастье – поездке с Якиным в Гагры.
- Кустинской пришлось озвучить Леонида Куравлева в сцене его разговора женским голосом со Шпаком (сыграл Владимир Этуш). Как актер ни старался, но ему так и не удалось сымитировать дамский голос.
По моему получилось прекрасно! Вот тот самый фрагмент: Так что в результате зритель услышал приятный низкий грудной тембр красавицы-блондинки, которая сумела добавить в него и мужские нотки. Эпизод получился уморительно смешным – особенно, момент, когда Куравлев кокетливо смеется не своим голосом, а затем откашливается своим хриплым тенором в сторону. - Марш стрельцов
Многие поклонники комедии знают, что часть сцен были отсняты в ростовском Кремле, – знаменитую погоню стрельцов за Буншей и Милославским (по крытым галереям и переходам между стенами Кремля), народное волнение в связи с возвращением «царя», а также марш стрельцов на войну за Изюмский шлях под знаменитую «Марусю».
Гайдай обладал отличным вкусом и историческим чутьем. Он не зря выбрал для съёмок Ростов – это старинный город Ярославской области, который буквально дышит преданиями старины глубокой.
Кстати, в массовке снялись многие местные жители, которые с огромным удовольствием щеголяли по улицам с бородами и в нарядах 16 века. - Царский банкет
Роскошный пир в фильме был самым настоящим. Столы ломились от вполне натуральных (а не бутафорских!) яств. При виде этой роскоши самозваный царь с дотошностью управдома тревожно задался вопросом: «За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?».
- В сценарии был прописан недемократичный ответ – «народ». Но по цензурным соображениям первоначальную реплику заменили на общую и довольно пресную фразу – «во всяком случае не мы».
А в действительности пиршество оплатил никто иной, как сам режиссер Леонид Гайдай. Для достоверности мэтр решил, что блюда должны быть настоящими. Но дорогой банкет не входил в бюджет фильма, так что жареных поросят, дефицитного осетра, красную, черную и даже баклажанную икру Гайдай оплатил из своего кармана.
- Эта гастрономическая роскошь обошлась ему в целых 200 рублей – приличная сумма для 1970-х годов. Для сравнения – красавица Наталья Кустинская за небольшую роль взбалмошной блондинки получила 168 рублей – около 70 тыс. рублей на современные деньги.
Но что не сделаешь ради искусства? Гайдай для этого делал всё! - Блестящий дуэт
Дуэт находчивого домушника Милославского-Леонида Куравлева и мнимого царя-управдома Бунши-Юрия Яковлева получился блестящим.
Актеры так гармонично сработались, что глядя на эту парочку, трудно представить кого-то другого на их месте. А ведь изначально Гайдай видел в роли царя-Бунши исключительно Юрия Никулина, своего любимого актера. Некоторые даже находили в нем сходство с Иваном Грозным.
Однако в этот раз Никулин отказал Гайдаю, так как был уверен, что фильм, снятый по пьесе полу-опального писателя Михаила Булгакова, обречен лечь на полку и – прогадал. На роль Бунши пробовались Евгений Евстигнеев (забраковал худсовет), Георгий Вицин (не прошел пробы, так как ассоциировался с Трусом), а в конце концов снялся Юрий Яковлев, который был одинаково убедителен как в роли грозного царя, так и нелепого управдома.
На роль Милославского пробовался сам Андрей Миронов – любимец публики и бдительной советской цензуры. Но Гайдай счел его слишком интеллигентным для роли простого проходимца-домушника и отдал предпочтение Леониду Куравлеву, которого потом регулярно снимал в своих фильмах.
- Опять очкарик
Александр Демьяненко всю жизнь переживал, что стал заложником одной роли – незадачливого, но удивительно обаятельного студента Шурика. Актер мечтал о серьезной роли, хотел сыграть Гамлета…
- Возможно, Гайдай понял, что Демьяненко устал от своего студента и поэтому пригласил на роль инженера-изобретателя красавца Олега Видова. Но в последний момент что-то пошло не так, и режиссер все-таки позвал в фильм Александра.
На съемочной площадке Демьяненко опять снялся в паре с обворожительной Натальей Селезневой, с которой раньше играл в «Приключениях Шурика». Они по праву считаются одной из самых удачных экранных пар советского кинематографа.
Непросто его представить без очков, и, тем не менее....
- Впоследствии Демьяненко признавался журналистам, что ему было неинтересно возвращаться к надоевшему образу очкарика.
Однако актер явно погорячился: он отлично справился с ролью повзрослевшего Шурика и даже придумал для своего героя сцену – чистку пылесосом ковра во время просмотра телевизора.