- В СССР продажа с рук приравнивалась к спекуляции. Чтобы избежать общения с милицией и ОБХСС, вещи сдавались в комиссионный магазин и после их продажи граждане вполне законно получали деньги за вычетом комиссионных процентов.
Помимо товаров от населения, в комиссионках нередко появлялись конфискованные на таможне или по суду предметы, что позволяло расширить ассортимент. В комиссионках принималось всё: одежда, обувь, радиоаппаратура, парфюмерия, косметика, бижутерия , бытовая техника, сувениры.
Другим каналом для приобретения фирменных вещей были магазины, торгующие за иностранную валюту, сертификаты и чеки Внешпосылторга: Березка, Альбатрос, Каштан. В этой теме речь пойдет об импортной радиоаппаратуре, которая продавалась в СССР.
Кстати, в фильме "Берегись автомобиля" роль магнитофона Grundig (4 дорожки, стереофония, элегантный внешний вид, абсолютно новый! Сам лично проверял) исполнил магнитофон-граммофон "Яуза", выпускавшийся с 1956 года. - Компания Aiwa была основана в 1951 году, а в 1964 разработала первый в Японии кассетный магнитофон. Через 5 лет Aiwa становится дочерним предприятием Sony, но продолжает выпускать электронику под собственным брендом. К середине 1970-х годов компания занимала около 30% рынка магнитофонов на Ближнем Востоке. Из этого региона в СССР частными лицами массово ввозились самые различные магнитолы. Модель Aiwa TPR-210 1972 года официально поставлялась в магазины "Березка". В этих же магазинах за 605 рублей можно было купить Aiwa TPR-910 SSH. Специально для магазинов "Березка" была разработана модель Aiwa TPR-920 HR, которая в отличии от базовой Aiwa TPR-920 H имела советский УКВ-диапазон. Цена по каталогу 875 рублей, очень достойный аппарат для своего времени с прекрасным звучанием топовой 900 серии. Единственным недостатком всей продукции Aiwa являлась сложность ремонта.
- Одной из самых знаменитых импортных кассетных дек в СССР была модель Akai GX-7. Практически народная модель, если считать народом только тех, кто мог выложить за нее в комиссионке 2000 рублей. Дека обладала не только высочайшими техническими характеристиками, но и массой полезных функций. Стеклоферритовая голова, бесшумный транспорт с процессорным (в 1984 году!) управлением, две системы подавления на выбор, Dolby B и Dolby C, автоматическая регулировка тока подмагничивания, рецензионный лентопротяжный механизм и диапазон частот для обычной ленты от 20 до 17000 Гц. Как и у любой техники, у GX-7 есть и недостатки, например, дешевые ручки ползунков и разношерстный дизайн передней панели.
- Модель Akai GX-9 имела "старший" индекс и продавалась в "Березках". Трехголовая дека со сквозным каналом, сервоприводы с прямым приводом, два шумоподавителя, двойная система настройки параметров подмагничивания, электронный счетчик ленты, стеклоферритовые монокристаллические головки, закрытый тракт с двумя тон-валами. К сожалению, модель производилась очень недолго. Примечательно, что в СССР нередко завозили варианты для японского рынка, расчитанные на 110 Вольт. И можно только представить себе радость владельца этой деки, воткнувшего свежеприобретенный Акай в нашу сеть.
- "У меня есть дома рислинг и токай новые пластинки и семьдесят седьмой Акай" пели в 1986 Наутилусы Помпилиусы. Катушечный Akai GX-77 выглядел как предмет интерьера космического корабля. Соответствующими были и его характеристики. Популярность модели была столь высока, что даже в "Березках" люди занимали очередь, когда этот магнитофон собирались выбросить в продажу. До прилавков комиссионок он вообще практически не добирался. 6 головок, 3 мотора, полный реверс, проводной пульт дистанционного управления, регулировка тока подмагничивания, уникальная система стабилизации натяжения ленты и счетчик времени звучания. Вид крутящихся катушек до сих пор неизменно завораживает. В современных аудиоустройствах, даже в качественных CD-проигрывателях, нет такого ощущения процесса, как в случае с «бобинником».
- Akai GX-636 продавался по чекам Внешпосылторга за 2768 рублей, в остальном мире примерно за 750$. Стоял на ступень ниже более дорого Akai GX 646. Прекрасный аппарат, рассчитанный на 27 катушки с лентой длиной до километра и временем воспроизведения 180 минут. Разумеется, питч-контроль, микшер и пульт ДУ в комплекте. Основной фишкой этого аппарата стало высочайшее отношение сигнал/шум. вообще на магнитной ленте добиться уровня выше 60 дБ крайне сложно. А вот инженера Акай смогли вытянуть целых 70. Для сравнения - у Электроники-004 этот параметр составлял 52 дБ, у Ростов-102 стерео 47 дБ.
- В 1986 году в магазинах "Березка" начались продажи сразу двух моделей видеомагнитофонов VHS: Panasonic NV-G7 EE и Panasonic NV-G12 EE. Владелец отечественного видеомагнитофона увидев первый раз зверюгу от Мацушиты замирал парализованный качественной картинкой, потом кто-то крестился, кто-то кричал "Куплю, ай хороша, ай шайтан-арба" и развязывал узелок, где лежали пачки десятирублёвок от проданных дынь. Фронтальная загрузка, улучшалка качества изображения, функция "стоп-кадр" без полос, видео эквалайзер, таймер на две недели и 32 программы тюнера, хотя в СССР принималось максимум 5 каналов. Легенды.
- Следом появились специализированные для восточной Европы модели Panasonic NV-G50 EE и Panasonic NV-G40EE. Эти видеомагнитофоны попали уже в общедоступные магазины, Panasonic NV-G40EE продавался за 6500 рублей, для сравнения ВАЗ-2106 стоил 8400. Магнитофоны получили режим LP и возможность записывать и воспроизводить видео в системах SECAM и NTCS. Вершиной видеотехники от Мацушиты стал полупрофессиональный Panasonic NV-W1E. Он имел режим LP и встроенный конвертор, который позволял воспроизводить цветное изображение на телевизоре, не оборудованном PAL-декодером.
- В 1990 году было принято решение о закрытии "Березок". У держателей чеков появился выбор - либо брать, что дают, либо их чеки превращаются в фантики. На волне ажиотажа было распродано все, в том числе довольно дешевые магнитолы Sanyo M 2670 F. Она же продавалась в рамках программы "Урожай-90" за 350 рублей. Весьма умеренная цена за очень приличную магнитолу начального уровня, отличавшуюся фантастической живучестью.
- Говорим "бумбокс" - подразумеваем Шарп. Говорим "магнитола" - подразумеваем Шарп. Первая модель магнитолы, ставшая легендой, Sharp GF-9191, без сомнения культовый авппарат в СССР. Компания Sharp первой делала магнитолы не для подворотни, а для реального сектора HiFi. Двухполосная аудиосистема, мощный 20-ваттный усилитель, широкий диапазон воспроизводимых частот, качественная механика и отличный тюнер. И дальше Sharp только наращивал свое лидерство.
- В 1980 году в "Березки" поступила модель Sharp GF-555XR. Но самое удивительное - эта же магнитола перед Олимпиадой-80 в Московском ГУМе продавалась по цене 900 рублей и на заводе КАМАЗ в отделе культтовары коопунивермага. Разумеется, товар считался элитарным и продавался в первую очередь для высшего и среднего заводского руководства. Часть магнитол, которые успели приобрести перекупщики, ставили в комиссионках по цене 1100-1200 рублей. Помимо множества функций, магнитола обладала внушительной, в 20 Ватт, выходной мощностью и стильным внешним видом. Один из первых в мире двухкассетников. В Японии продавался как Sharp GF-808.
- Следующий год принес еще более сенсационную модель, Sharp GF-777. 12 кило веса, раздельные усилители на каждую из трех полос, ревербератор, адаптированный для советского стандарта стереодекодер и PMPO 90 Ватт. Стоимость аппарата в сети магазинов "Березка" на 1981 год была 1861 рубль, в комиссионках модель продавалась за 2500 рублей. Самое удивительное, что несмотря на навороты, модель отличается высочайшей надежностью и до сих пор радует любителей винтажной техники.
- Одновременно с Sharp GF-777 вышла линейка Sharp GF-999, которая отличалась стрелочными индикаторами, схемотехникой приемника и ревербератора и рядом косметических изменений. Но вершиной линейки стал Sharp GF-1000, который получил все мыслимые и немыслимые навороты. Регулировка скорости, поиск песен, белоснежные диффузоры. Красивая советская легенда о модели Sharp GF-1000 гласила, что на конвейере каждой тысячной по счёту модели GF-777 присваивался индекс GF-1000.
- В СССР всем была известна строка "Вон дантист-надомник, Рудик, у него приемник Грюндиг, он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ." С большой долей вероятности речь в ней идет о радиоприемнике серии Grundig Satellit, одной из самых распространенных в Европе. Основной особенностью серии было сплошное перекрытие КВ диапазона, в котором вещали вражеские голоса. Разумеется их глушили, но глушилки работали в диапазонах приема советских радиоприемников, то есть 25, 31, 41 и 49 метров, а Грюндиг дополнительно имел диапазоны 16 и 19 метров, где глушилки работали крайне редко. К тому же приемник обладал исключительной чувствительностью, имел полосовой фильтр, мог оснащаться встроенным блоком SSB, и в более поздних моделях имел двойное преобразование частоты, в общем весь мыслимый и немыслимый фарш. На экспорт приемник поставлялся под названием Grundig Transistor.
- По сравнению с другими типами радиоаппаратуры, полные усилители были распространены значительно меньше. Но часто это были самые топовые модели, рассчитанные на настоящих ценителей качественного звука. Например, линейка Sony TA-F7, собранная на VFET транзисторах, с тремя раздельными трансформаторами питания. Массивная рама, передняя панель из толстого листа алюминия с огромными стрелочными индикаторами, в общем каждый из 20 кило веса был оправдан.
- Продукция компании Sansui в СССР была мало распространена, но это не мешало ей считаться легендой. Одним из самых впечатляющих образцов был комплект из предварительного усилителя Sansui CA-F1 и оконечника Sansui BA-F1. 110 ватт на канал при 0,008% гармонических искажений, безупречный внешний вид и самое главное - продуманная конструкция, значительно облегчающая ремонт. Все платы были доступны с обеих сторон, что было просто настоящим подарком для ремонтников, тем более горели эти усилители часто. Не из-за конструктивных недостатков, а из-за японского стандарта сетевого напряжения 100-127 Вольт 60 Гц.
- Импортные телевизоры в СССР попадали чаще всего через Внешпосылторг, так как техника была весьма крупногабаритная, за исключением переносных моделей. Эти телевизоры были показателем достатка в доме и частенько мелькали в кинофильмах как дорогой предмет интерьера. Финские Finlux, производившиеся одним из подразделений вездесу(ю)щей Nokia, официально продавались вдвое дороже советских. Их главным преимуществом было наличие встроенного декодера PAL/SECAM, дистанционное управление и абсолютно ненужная в СССР память на 16 каналов, что было более чем втрое больше реального числа каналов в эфире. Правда это не относилось к приграничным районам, где принимались телепередачи на иностранных языках.
- В отличии от стационарных телевизоров, значительно большей популярностью пользовались переносные модели, так как выбор отечественных был весьма ограничен. Компактный цветной(!) Grundig Super Color 1632 появился в 1975 году и вскоре, как и его предшественник Grundig Super Color 1510, стал предметом вожделения многих советских граждан. Наличие ручки для переноски, пульт ДУ, качественный кинескоп - отличная техника для просмотра "Сельского часа".
- На волне всеобщей автомобилизации в СССР стали завозиться автомобильные магнитолы. Sharp RG-5720 по чекам Внешпосылторга продавался за 479 рублей. Функции стандартные: стереоколонки 2х7 Вт, автореверс, три диапазона приема. Отечественные автомобильные магинитолы стоили около 300 рублей и отличались фантастической склонностью жевать кассеты. На картинке модель RG-5750, которая отличалась диапазонами тюнера.
- Нередко новинки радиоаппаратуры попадали в СССР официальными путями практически одновременно с выходом на западные рынки, видимо закупками занимались люди, разбиравшиеся в предмете. Так случилось с комбайном National Panasonic SG-2080, который поступил во Внешпосылторг по цене 1650 рублей в 1976 году, это и был год его премьеры. Ходила неофициальная версия, что желание обладать этим аппаратом послужило одним из поводов измены Родине советского пилота Беленко, который совершил побег в Японию на истребителе "Миг-25".
- Одним из редчайших случаев появления в свободной продаже импортной радиоаппаратуры связан с датскими колонками Pirless 1120. Причем их можно было не "достать", а именно "купить", видимо отпугивала цена в 540 рублей за пару. Хотя покупали их так плохо, что колонки стали поставляться в составе магниторадиолы «Россия-101 стерео». Цена России составляла 1400 рублей. По слухам, колонки эти завозились из Индии, но это никак не ухудшило их качества.
- Для большинства советских людей для проигрывания винила было достаточно Веги-101. Но некоторые могли вкусить все прелести Hi End аппаратуры путем приобретения вертушки Sansui P-L 95R. Аппарат выпускался только для японского рынка, поэтому просто так воткнуть в розетку его было чревато катастрофой. Он был способен делать с винилом действия покруче, чем набор "64 искусства" в древнеиндийском трактате Камасутра. Прямой привод с процессорным управлением позволял творить чудеса при прослушивании обычной пластинки. Вам надо было только загрузить диск и задать программу воспроизведения, всё остальное на себя брала автоматика. Пластинку можно было воспроизводить с любой стороны в любом порядке. Всего можно было запрограммировать по восемь треков с каждой стороны. И это в 1984 году.
- Конечно, перечислить всю импортную аппаратуру очень сложно. Тем не менее у нее есть одна общая черта: у нее была душа. А уже потом качество, надежность, эстетика. Сейчас такое можно только повторить, но не придумать вновь.