ШутОк

Легенды комиссионок, 23 фото и текст

  1. В СССР продажа с рук приравнивалась к спекуляции. Чтобы избежать общения с милицией и ОБХСС, вещи сдавались в комиссионный магазин и после их продажи граждане вполне законно получали деньги за вычетом комиссионных процентов.

    Помимо товаров от населения, в комиссионках нередко появлялись конфискованные на таможне или по суду предметы, что позволяло расширить ассортимент. В комиссионках принималось всё: одежда, обувь, радиоаппаратура, парфюмерия, косметика, бижутерия , бытовая техника, сувениры.

    Другим каналом для приобретения фирменных вещей были магазины, торгующие за иностранную валюту, сертификаты и чеки Внешпосылторга: Березка, Альбатрос, Каштан. В этой теме речь пойдет об импортной радиоаппаратуре, которая продавалась в СССР.

    Кстати, в фильме "Берегись автомобиля" роль магнитофона Grundig (4 дорожки, стереофония, элегантный внешний вид, абсолютно новый! Сам лично проверял) исполнил магнитофон-граммофон "Яуза", выпускавшийся с 1956 года. 
  2. Компания Aiwa была основана в 1951 году, а в 1964 разработала первый в Японии кассетный магнитофон. Через 5 лет Aiwa становится дочерним предприятием Sony, но продолжает выпускать электронику под собственным брендом. К середине 1970-х годов компания занимала около 30% рынка магнитофонов на Ближнем Востоке. Из этого региона в СССР частными лицами массово ввозились самые различные магнитолы. Модель Aiwa TPR-210 1972 года официально поставлялась в магазины "Березка". В этих же магазинах за 605 рублей можно было купить Aiwa TPR-910 SSH. Специально для магазинов "Березка" была разработана модель Aiwa TPR-920 HR, которая в отличии от базовой Aiwa TPR-920 H имела советский УКВ-диапазон. Цена по каталогу 875 рублей, очень достойный аппарат для своего времени с прекрасным звучанием топовой 900 серии. Единственным недостатком всей продукции Aiwa являлась сложность ремонта.
  3. Одной из самых знаменитых импортных кассетных дек в СССР была модель Akai GX-7. Практически народная модель, если считать народом только тех, кто мог выложить за нее в комиссионке 2000 рублей. Дека обладала не только высочайшими техническими характеристиками, но и массой полезных функций. Стеклоферритовая голова, бесшумный транспорт с процессорным (в 1984 году!) управлением, две системы подавления на выбор, Dolby B и Dolby C, автоматическая регулировка тока подмагничивания, рецензионный лентопротяжный механизм и диапазон частот для обычной ленты от  20 до 17000 Гц. Как и у любой техники, у GX-7 есть и недостатки, например, дешевые ручки ползунков и разношерстный дизайн передней панели.
  4. Модель Akai GX-9 имела "старший" индекс и продавалась в "Березках". Трехголовая дека со сквозным каналом,  сервоприводы с прямым приводом, два шумоподавителя, двойная система настройки параметров подмагничивания, электронный счетчик ленты, стеклоферритовые монокристаллические головки, закрытый тракт с двумя тон-валами. К сожалению, модель производилась очень недолго. Примечательно, что в СССР нередко завозили варианты для японского рынка, расчитанные на 110 Вольт. И можно только представить себе радость владельца этой деки, воткнувшего свежеприобретенный Акай в нашу сеть.
  5. "У меня есть дома рислинг и токай новые пластинки и семьдесят седьмой Акай" пели в 1986 Наутилусы Помпилиусы. Катушечный Akai GX-77 выглядел как предмет интерьера космического корабля. Соответствующими были и его характеристики. Популярность модели была столь высока, что даже в "Березках" люди занимали очередь, когда этот магнитофон собирались выбросить  в продажу. До прилавков комиссионок он вообще практически не добирался. 6 головок, 3 мотора, полный реверс, проводной пульт дистанционного управления, регулировка тока подмагничивания, уникальная система стабилизации натяжения ленты и счетчик времени звучания. Вид крутящихся катушек до сих пор неизменно завораживает. В современных аудиоустройствах, даже в качественных CD-проигрывателях, нет такого ощущения процесса, как в случае с «бобинником».
  6. Akai GX-636 продавался по чекам Внешпосылторга за 2768 рублей, в остальном мире примерно за 750$. Стоял на ступень ниже более дорого Akai GX 646. Прекрасный аппарат, рассчитанный на 27 катушки с лентой длиной до километра и временем воспроизведения 180 минут. Разумеется, питч-контроль, микшер и пульт ДУ в комплекте. Основной фишкой этого аппарата стало высочайшее отношение сигнал/шум. вообще на магнитной ленте добиться уровня выше 60 дБ крайне сложно. А вот инженера Акай смогли вытянуть целых 70. Для сравнения - у Электроники-004 этот параметр составлял 52 дБ, у Ростов-102 стерео 47 дБ.
  7. В 1986 году в магазинах "Березка" начались продажи сразу двух моделей видеомагнитофонов VHS: Panasonic NV-G7 EE и Panasonic NV-G12 EE. Владелец отечественного видеомагнитофона увидев первый раз зверюгу от Мацушиты замирал парализованный качественной картинкой, потом кто-то крестился, кто-то кричал "Куплю, ай хороша, ай шайтан-арба" и развязывал узелок, где лежали пачки десятирублёвок от проданных дынь. Фронтальная загрузка,  улучшалка качества изображения, функция "стоп-кадр" без полос, видео эквалайзер, таймер на две недели и 32 программы тюнера, хотя в СССР принималось максимум 5 каналов. Легенды.
  8. Следом появились специализированные для восточной Европы модели Panasonic NV-G50 EE и Panasonic NV-G40EE. Эти видеомагнитофоны попали уже в общедоступные магазины, Panasonic NV-G40EE продавался за 6500 рублей, для сравнения ВАЗ-2106 стоил 8400. Магнитофоны получили режим LP и возможность записывать и воспроизводить видео в системах SECAM и NTCS. Вершиной видеотехники от Мацушиты стал полупрофессиональный Panasonic NV-W1E. Он имел режим LP и встроенный конвертор, который позволял воспроизводить цветное изображение на телевизоре, не оборудованном PAL-декодером.
  9. В 1990 году было принято решение о закрытии "Березок". У держателей чеков появился выбор - либо брать, что дают, либо их чеки превращаются в фантики. На волне ажиотажа было распродано все, в том числе довольно дешевые магнитолы Sanyo M 2670 F. Она же продавалась в рамках программы "Урожай-90" за 350 рублей. Весьма умеренная цена за очень приличную магнитолу начального уровня, отличавшуюся фантастической живучестью.
  10. Говорим "бумбокс" - подразумеваем Шарп. Говорим "магнитола" - подразумеваем Шарп. Первая модель магнитолы, ставшая легендой, Sharp GF-9191, без сомнения культовый авппарат в СССР. Компания Sharp первой делала магнитолы не для подворотни, а для реального сектора HiFi. Двухполосная аудиосистема, мощный 20-ваттный усилитель, широкий диапазон воспроизводимых частот, качественная механика и отличный тюнер. И дальше Sharp только наращивал свое лидерство.
  11. В 1980 году в "Березки" поступила модель Sharp GF-555XR. Но самое удивительное - эта же магнитола перед Олимпиадой-80 в Московском ГУМе продавалась по цене 900 рублей и на заводе КАМАЗ в отделе культтовары коопунивермага. Разумеется, товар считался элитарным и продавался в первую очередь для высшего и среднего заводского руководства. Часть магнитол, которые успели приобрести перекупщики, ставили в комиссионках по цене 1100-1200 рублей. Помимо множества функций, магнитола обладала внушительной, в 20 Ватт, выходной мощностью и стильным внешним видом. Один из первых в мире двухкассетников. В Японии продавался как Sharp GF-808.
  12. Следующий год принес еще более сенсационную модель, Sharp GF-777. 12 кило веса, раздельные усилители на каждую из трех полос, ревербератор, адаптированный для советского стандарта стереодекодер и PMPO 90 Ватт. Стоимость аппарата в сети магазинов "Березка" на 1981 год была 1861 рубль, в комиссионках модель продавалась за 2500 рублей. Самое удивительное, что несмотря на навороты, модель отличается высочайшей надежностью и до сих пор радует любителей винтажной техники.
  13. Одновременно с Sharp GF-777 вышла линейка Sharp GF-999, которая отличалась стрелочными индикаторами, схемотехникой приемника и ревербератора и рядом косметических изменений. Но вершиной линейки стал Sharp GF-1000, который получил все мыслимые и немыслимые навороты. Регулировка скорости, поиск песен, белоснежные диффузоры. Красивая советская легенда о модели Sharp GF-1000 гласила, что на конвейере каждой тысячной по счёту модели GF-777 присваивался индекс GF-1000.
  14. В СССР всем была известна строка "Вон дантист-надомник, Рудик, у него приемник Грюндиг, он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ." С большой долей вероятности речь в ней идет о радиоприемнике серии Grundig Satellit, одной из самых распространенных в Европе. Основной особенностью серии было сплошное перекрытие КВ диапазона, в котором вещали вражеские голоса. Разумеется их глушили, но глушилки работали в диапазонах приема советских радиоприемников, то есть 25, 31, 41 и 49 метров, а Грюндиг дополнительно имел диапазоны 16 и 19 метров, где глушилки работали крайне редко. К тому же приемник обладал исключительной чувствительностью, имел полосовой фильтр, мог оснащаться встроенным блоком SSB, и в более поздних моделях имел двойное преобразование частоты, в общем весь мыслимый и немыслимый фарш. На экспорт приемник поставлялся под названием  Grundig Transistor.
  15. По сравнению с другими типами радиоаппаратуры, полные усилители были распространены значительно меньше. Но часто это были самые топовые модели, рассчитанные на настоящих ценителей качественного звука. Например, линейка Sony TA-F7, собранная на VFET транзисторах, с тремя раздельными трансформаторами питания. Массивная рама, передняя панель из толстого листа алюминия с огромными стрелочными индикаторами, в общем каждый из 20 кило веса был оправдан.
  16. Продукция компании Sansui в СССР была мало распространена, но это не мешало ей считаться легендой. Одним из самых впечатляющих образцов был комплект из предварительного усилителя Sansui CA-F1 и оконечника Sansui BA-F1. 110 ватт на канал при 0,008% гармонических искажений, безупречный внешний вид и самое главное - продуманная конструкция, значительно облегчающая ремонт. Все платы были доступны с обеих сторон, что было просто настоящим подарком для ремонтников, тем более горели эти усилители часто. Не из-за конструктивных недостатков, а из-за японского стандарта сетевого напряжения 100-127 Вольт 60 Гц.
  17. Импортные телевизоры в СССР попадали чаще всего через Внешпосылторг, так как техника была весьма крупногабаритная, за исключением переносных моделей. Эти телевизоры были показателем достатка в доме и частенько мелькали в кинофильмах как дорогой предмет интерьера. Финские Finlux, производившиеся одним из подразделений вездесу(ю)щей Nokia, официально продавались вдвое дороже советских. Их главным преимуществом было наличие встроенного декодера PAL/SECAM, дистанционное управление и абсолютно ненужная в СССР память на 16 каналов, что было более чем втрое больше реального числа каналов в эфире. Правда это не относилось к приграничным районам, где принимались телепередачи на иностранных языках.
  18. В отличии от стационарных телевизоров, значительно большей популярностью пользовались переносные модели, так как выбор отечественных был весьма ограничен. Компактный цветной(!) Grundig Super Color 1632 появился в 1975 году и вскоре, как и его предшественник  Grundig Super Color 1510, стал предметом вожделения многих советских граждан. Наличие ручки для переноски, пульт ДУ, качественный кинескоп - отличная техника для просмотра "Сельского часа".
  19. На волне всеобщей автомобилизации в СССР стали завозиться автомобильные магнитолы. Sharp RG-5720 по чекам Внешпосылторга продавался за 479 рублей. Функции стандартные: стереоколонки 2х7 Вт, автореверс, три диапазона приема. Отечественные автомобильные магинитолы стоили около 300 рублей и отличались фантастической склонностью жевать кассеты. На картинке модель RG-5750, которая отличалась диапазонами тюнера.
  20. Нередко новинки радиоаппаратуры попадали в СССР официальными путями практически одновременно с выходом на западные рынки, видимо закупками занимались люди, разбиравшиеся в предмете. Так случилось с комбайном National Panasonic SG-2080, который поступил во Внешпосылторг по цене 1650 рублей в 1976 году, это и был год его премьеры. Ходила неофициальная версия, что желание обладать этим аппаратом послужило одним из поводов измены Родине советского пилота Беленко, который совершил побег в Японию на истребителе "Миг-25".
  21. Одним из редчайших случаев появления в свободной продаже импортной радиоаппаратуры связан с датскими колонками Pirless 1120. Причем их можно было не "достать", а именно "купить", видимо отпугивала цена в 540 рублей за пару. Хотя покупали их так плохо, что колонки стали поставляться в составе магниторадиолы «Россия-101 стерео». Цена России составляла 1400 рублей. По слухам, колонки эти завозились из Индии, но это никак не ухудшило их качества.
  22. Для большинства советских людей для проигрывания винила было достаточно Веги-101. Но некоторые могли вкусить все прелести Hi End аппаратуры путем приобретения вертушки Sansui P-L 95R. Аппарат выпускался только для японского рынка, поэтому просто так воткнуть в розетку его было чревато катастрофой. Он был способен делать с винилом действия покруче, чем набор "64 искусства" в древнеиндийском  трактате  Камасутра.  Прямой привод с процессорным управлением позволял творить чудеса при прослушивании обычной пластинки. Вам надо было только загрузить диск и задать программу воспроизведения, всё остальное на себя брала автоматика. Пластинку можно было воспроизводить с любой стороны в любом порядке. Всего можно было запрограммировать по восемь треков с каждой стороны. И это в 1984 году.
  23. Конечно, перечислить всю импортную аппаратуру очень сложно. Тем не менее у нее есть одна общая черта: у нее была душа. А уже потом качество, надежность, эстетика. Сейчас такое можно только повторить, но не придумать вновь.

Перейти на сайт