ШутОк

Последний приют: крупнейшие кладбища военной техники и оборудования, 10 фото и текст

  1. Все, что один человек построит – другой всегда сломает! Но даже без этого абсолютно любые вещи рано или поздно приходят в негодность. Надеяться на ремонт можно не всегда. Рано или поздно любой предмет приходится отправлять в утиль. Военная техника и оборудование в этом отношении не являются каким-то исключением. Само собой, «выбросить» танк или самолет на обычную свалку нельзя. И дело здесь не только в военном назначении, но еще и в том, что подобные вещи даже в сломанном виде, как правило, стоят огромных денег. Поэтому для них существую специальные и порой весьма специфические свалки. 
  2. 1. Кольское кладбище подводных лодок – Россия

    На крайнем севере России на территории Кольского полуострова есть относительно небольшая бухта, превращенная еще в советские годы в кладбище подводных лодок. С первой половины 1970-х годов там обретают последний приют субмарины, выработавшие свой ресурс. Хоронят там, в том числе и атомные подлодки. По некоторым данным на дне бухты находится порядка 16 ядерных реакторов. В 1990-е годы часть захороненных здесь, но не затопленных субмарины была продана в другие страны на металлолом.
  3. 2. Фолкингем – Великобритания

    В 1940 году в военно-воздушные силы Его Величества обзавелись новой базой в Фолкингем на территории графства Линкольншир. Первоначально Фолкингем использовался британцами в качестве ложного аэродрома для отвлечения внимания немецкой разведки. Взлетно-посадочная полоса базы была заполнена макетами военной техники. После начала холодной войны Фолкингем некоторое время использовался для хранения баллистических ракет. В 1963 году базу закрыли, продав под сельскохозяйственные нужды. Однако, впоследствии на ее территории организовали одно из крупнейших в мире кладбищ специальной и военной техники. Найти здесь можно буквально все от бульдозеров и бензовозов до бронетехники времен Второй мировой и холодной войны.
  4. 3. Топчиха – Россия

    В Алтайском крае недалеко от села Топчиха расположена военная часть и так называемая «Центральная база танкового резерва». Данное кладбище машин является одним из атипичных. Хотя хранящаяся здесь бронетехника выглядит, мягко говоря, не особо презентабельно, в действительности значительная часть машин все еще пригодна для ремонта. Другая вполне может быть пущена на запчасти. Помимо танков и бронетранспортеров на Топчихе хранятся старые армейские грузовики.
  5. 4. Роккензуссра – Германия

    В годы холодной войны одна из крупнейших группировок НАТО была сконцентрирована в Западной Германии, также, как и крупнейшая группировка ОДК была сконцентрирована в Восточной Германии, соответственно. После падения берлинской стены и объединения Германии, армию новой единой страны принялись активно сокращать. Как результат, по всей федерации начали расти как грибы после дождя многочисленные кладбища военной техники. Крупнейшим из них по сей день остается хранилище в Роккензуссра. В последние годы площадь базы хранения техники заметно сократилась. Постепенно бронетехнику пускают на запчасти и металлолом. Незначительная часть реконструируется в экспортных целях.

  6. 5. Девис-Монтен – США

    Последний приют на кладбищах военной техники обретает далеко не только бронетехника, грузовики или суда. Многие самолеты ждет та же печальная участь. Крупнейшая база резервного хранения летательных аппаратов на сегодняшний день находится в США рядом с городом Тусон, что в штате Аризона. На кладбище ВВС хранятся сотни вертолетов и самолетов самых разных видов от небольших учебно-тренировочных машин до дорогостоящих истребителей и военно-транспортных самолетов. Как и в случае с другими атипичными кладбищами, техника в Девис-Монтен не только утилизируется, но и реконструируется. Чаще всего восстановленные здесь летательные аппараты идут на экспорт.
  7. 6. Танкоремонтный завод в Харькове – Украина

    В советские годы Харьковский танкоремонтный отнюдь не был кладбищем техники. Во всяком случае в полном смысле этого слова. Большая часть техники, что попадала сюда либо сразу утилизировалась, либо таки ремонтировалась и возвращалась в строй. Однако, после распада Советского союза предприятие осталось не у дел и сотни единиц военной техники оказались заложниками обстоятельств. На протяжении десятилетий танки присланные сюда просто стояли под открытым небом. Некоторая часть техники все-таки была утилизирована, будучи распиленной на металл.
  8. 7. Кабул – Афганистан

    Недалеко от столицы Афганистана находится одной из крупнейших кладбищ военной техники в Азии. Первоначально здешняя площадка использовалась советскими войсками в качестве базы временного хранения для машин, поврежденных в бою. Однако, после вывода войск в 1989 это место превратилось в обыкновенную свалку. В последствии кладбище некоторое время использовалась зашедшими в Афганистан американскими войсками. Свозили под Кабул машины со всей страны. Найти здесь можно не только танки и бронетранспортеры, но и такую «экзотику» для кладбищ военной техники как РСЗО «Град». Постепенно хранящиеся здесь машины местные афганцы режут на металл.
  9. 8. Рассоха – Украина

    В 1986 году в Чернобыле произошла одна из крупнейших техногенных катастроф. Взрыв атомной электростанции обернулся страшной трагедией, последствия которой пришлось парировать буквально всей страной. В ликвидации последствий принимало участие огромное количество военной техники. Так как к концу операции все эти машины были серьезно облучены, дальнейшее их использование было небезопасно. Поэтому прямо в зоне отчуждения было решено сформировать свалку. Справедливости ради, последний приют здесь обрели не только военные, но и гражданские машины, использовавшиеся в Чернобыле.
  10. 9. Сьерра-Невада – США

    В солнечной Калифорнии в горах Сьерра-Невада недалеко от Сан-Франциско находится крупнейший могильник бронетехники США. На сегодняшний день там храниться от 1 500 до 2 000 одних только танков М1 «Абрамс». Туда же американцы сгоняют бронетранспортеры и грузовики. Как и большинство других подобных объектов, данная база является «резервным хранилищем». Хотя танки хранящиеся здесь зачастую находятся в крайне удручающем состоянии, многие из них все еще разбирают на запчасти ради ремонта машин, остающихся в строю.

Перейти на сайт