ШутОк

Заброшенная станция метро "Заречная" так и не построенного Омского метрополитена, 24 фото и текст

  1. Сегодня мы покажем заброшенную недостроенную станцию метро "Заречная" так и не построенного Омского метрополитена, строительство которой прекратилось в 2014 году из за отказа от дальнейших планов продолжения постройки Омского метро, после чего работы на всех его участках были свёрнуты. 
  2. Для начала немного истории:

    В связи с большой протяжённостью города Омск вдоль реки Иртыш и малой пропускной способности его улиц, ещё в 60-х гг. начались рассуждения о необходимости строительства метро, на которое даже были выделены первые средства, но тогда решением Советом Министров РСФСР от 1970 г. планы изменили в пользу скоростного городского трамвая.

    Но когда население города достигло 1 000 000 человек, снова вернулись к планам строительства метро и московским институтом "Гипрокоммундортранс" был разработан проект генеральной схемы развития линий будущего метрополитена.
  3. Так в соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов в марте 81 г. специалистами ОАО "ОмскТИСИЗ" начались изыскательные работы по технико-экономическому обоснованию первой очереди метро, но специалистами московского института "Метрогипротранс" в подготовленные в 1984 г. планы развития метрополитенов до 2000 г. этот проект изначально включен всё же не был. Тем не менее ЦК КПСС всё же удалось настоять на включении в планы XII пятилетки строительство метро в Омске.

    В 1986 г. Госстрой и Госплан СССР утвердили начало строительства на 1990 г. первой очереди метрополитена в виде Октябрьской линии от станции "Машиностроителей" (Рабочая) до станции "Левобережная" (Заречная) и электродепо, а в перспективе планировалась к постройке сеть из ещё двух линий - Первомайской и Кировской.

    Так первая линия метрополитена должна была быть протяжённостью 12 300 метров и включать в себя 8 станций мелкого заложения со 102-метровыми платформами под пятивагонные составы, а расчётный суточный пассажиропоток к 1996 г. должен был составить более 190 000 пассажиров.

    Но снова всё пошло не по плану и в 1989 г. финансирование строительства было приостановлено и возобновилось лишь после смены власти по поручению Совмина Российской Федерации в 1991 г. Спустя два года снова утвердили проект первой очереди первой линии протяжённостью 6 760 метров от станции "Маршала Жукова" до станции "Рабочей" и 24 февраля 1993 г. была забита первая свая на опоре будущего метромоста через реку Иртыш.

    И снова всё пошло не по плану из за начавшегося кризиса 1990-х гг. Снова постоянно менялись даты и планы, урезалось финансирование, от чего-то приходилось отказываться вовсе.

    Неспешно к 2003 г. был пройден первый перегонный тоннель, спустя ещё пару лет была достроена и законсервирована станция "Туполевская", в 2005 г. наконец открыто автомобильное движение по совмещённому метромосту "60-летия Победы" и началась проходка новых тоннелей при помощи тоннелепроходческого комплекса ТПМК КТ-5,6 Б2.

    Но снова всё пошло не по плану и 27 мая 2008 г. проходческий щит, пройдя 888 метров левого перегонного тоннеля от станции "Кристалл" в сторону станции "Заречная" в результате аварийного разрыва водовода Омскводоканала был затоплен, а потом начался новый экономический кризис и строительство других объектов метрополитена снова было приостановлено.

    В 2010 г. специалистами генерального подрядчика строительства Омского метро НПО "Мостовик" был разработан проект облегчённого метро с укороченными станциями длиной всего 60 метров и без вторых вестибюлей, но добавив к проекту новую пересадочную станцию "Торговый центр" с заделом на будущее, а спустя год строительство перегонных тоннелей продолжилось при помощи нового ТПМК Lovat RME238SE. Тогда достроенная станция "Библиотека им. Пушкина" была открыта в качестве подземного перехода для пешеходов.

    Но снова всё пошло не по плану и в 2013 г. новый проходческий щит был спешно демонтирован и отправлен в Москву для нужд строительства главного метрополитена страны, а спустя год во время пересчёта выделяемых средств, выяснилось что для завершения строительства необходима неподъёмная для регионального бюджета сумма в 24 миллиарда рублей без учёта цены подвижных составов.

    Тогда было выдвинуто предложение соединить построенные участки с общей трамвайной линией, но и этим планам сбыться было не суждено, а к концу года было принято решение о консервации всех строительных площадок и объектов Омского метрополитена.

    А простояв ещё десяток лет тна консервации и постепенно затопляясь грунтовыми водами, от планов продолжения строительства отказались полностью и затопили оставшиеся участки на так называемую "мокрую консервацию". На этом история строительства метро в Омске закончилось.
  4. Ну а мы, посещая Омск, совершенно случайно оказались рядом с одной из законсервированных площадок в одном из кафе и видя рядом на карте недостроенную станцию "Заречная", просто не могли не заглянуть туда и не посмотреть что там осталось на тот момент, напросившись у охраны глянуть на это строительство хотя бы краем глаза с одной стороны.

    Строительство этой односводчатой промежуточной станции котлованным способом началось силами НПО "Мостовик" 16 февраля 2005 г., а открыться она должна была в 2016 г. в составе первого пускового участка.
  5. Шпунтовое крепление 200-метрового котлована было завершено в 2008 г., а со стороны первого вестибюля начались работы по бетонированию будущих помещений вентиляционной камеры и блока трансформаторной подстанции.
  6. Летом 2012 г. при помощи ТПМК Lovat RME238SE к станции был подведён правый перегонный тоннель, а осенью щит развернули и он начал проходку левого перегонного тоннеля в сторону станции "Кристалл".
  7. Теперь это длинный затопленный котлован с начатками конструкций станции.
  8. Рельсы от мостового краны, который виднеется с другой стороны площадки.
  9. Лестницы в никуда.
  10. В торце котлована находились помещения технического блока и выходы перегонных тоннелей, которые были затоплены и замурованы.

  11. В 2014 г. на станции был залит лоток и установлена передвижная сборная опалубка для бетонирования свода будущей станции.
  12. Которая осталась стоять посреди воды.


  13. К самому крану нам подойти поближе не получилось т.к. местная охрана нас не пустила к нему.
  14. Ну и раз уж мы оказались здесь, то давайте пройдёмся по поверхности к реке, где у дороги возвышаются вентиляционные киоски перегонного тоннеля от станции до совмещённого метромоста.
  15. Совмещённый автомобильный и метромост имени "60-летия Победы" длиной 648 метров.
  16. Его начали строить 24 февраля 1993 года, а автомобильное движение было открыто по нему 18 октября 2005 года.
  17. А внутри металлического короба моста должны были двигаться метросоставы.
  18. В начале моста был построен павильон с аварийными выходами из тоннеля.

    Здесь мы встретили выходивших из павильона рабочих, которые занимались остаточной консервацией и установкой охранной системы моста, а пообщавшись с ними, узнали что рядом есть ещё одна недостроенная станция "Кристалл", после чего отправились туда.
  19. А это бывший ствол из бетонных тюбингов, ведущий в тоннель, который был законсервирован после завершения строительных работ.
  20. А вот и недостроенная станция "Кристалл", которая изначально должна была называться "Бульвар Архитекторов". Её начали строить в 2007 году, а 1 февраля 2013 года была завершена проходка перегонных тоннелей к ней и осенью закончилась разработка котлована будущей станции, а в 2014 году все работы также были остановлены.
  21. Но к сожалению на эту станцию мы смогли посмотреть лишь через забор, т.к. её охрана оказалась менее приветливой.

    Так что на этом всё.

Перейти на сайт