ШутОк

Суола-Ярви: озеро печальной тайны, 12 фото и текст

  1. Я уже точно знаю, куда поеду первым делом , как оттает земля и вода. К озеру, которое кажется мне средоточием совпадений, событий и загадок истории. Которое расположено в центре Карельского перешейка и носит имя легендарного русского адмирала - и, видимо, его же проклятие. К Нахимовскому озеру, где 79 лет назад случилась труднообъяснимая катастрофа. Ее жертвами стали дети, а вопросы, которая она породила, так и остались без ответа. 
  2. На флоте, говорят, есть дурное поверье - будто бы корабли, названные в честь адмирала Нахимова, обречены на страшную гибель. История в данном случае на стороне суеверных.

    Черный список имени Нахимова открылся в 1895 году, когда близ пролива Босфор затонула грузовая шхуна, носившая имя флотоводца.

    В 1905 после Цусимского сражения на дно ушел броненосец "Адмирал Нахимов".

    В 1941-м скорбную череду продолжил советский крейсер "Червона Украина", построенный в 1912-м и первоначально названный - догадайтесь, как. Его в Цемесской бухте прямо у причальной стенки настигли немецкие бомбы.

    В 1973 году печальная участь постигла научно-исследовательское судно "Адмирал Нахимов" - оно сильно обледенело и перевернулось возле причала.

    В 1986-м - большой противолодочный корабль, носивший все то же имя, во время маневров столкнулся с советской же подводной лодкой, кое-как сумел добраться до базы, но его ремонт признали нецелесообразным.

    В этом же году случилась самая страшная по числу жертв катастрофа - в той же Цемесской бухте после столкновения с сухогрузом стремительно ушел на дно круизный лайнер "Адмирал Нахимов" с туристами на борту.  Погибли 423 человека.

    Последняя жертва знаменитой фамилии - буксир "Адмирал Нахимов". в 2003 году он по неизвестной причине перевернулся и затонул в Азовском море.                                                                                                                                                                                                                             Пассажирский пароход "Адмирал Нахимов"
  3. Нахимовского озера обычно нет в этом ряду, но мифическое проклятие как будто бы не обошло стороной и его. Старожилы небольшого прибрежного поселка Цвелодубово завалят тебя байками - стоит только заглянуть на чай.

    Расскажут про "Мессершмит", лежащий на дне озера вместе с экипажем. Про два советских танка, провалившихся под лед зимой 1939-го. Про неизвестные объекты на глубине, а еще про то, как однажды озеро в одночасье стало ярко-изумрудным.

    Как ни странно, почти всему есть подтверждение, но об этом как-нибудь отдельно. Когда же впервые въезжаешь в поселок - взгляд обязательно останавливается на высокой черной арке с колоколом. Сквозь этот карильон хорошо видна свинцовая гладь Нахимовского озера.
  4. У подножия арки - ржавый солдатский котелок, две советские каски и непропорционально вытянутая красная звезда. И камни с фамилиями красноармейцев и неизменным: «Вечная слава». Это наследие тяжелых боев, прокатившихся через поселок во время Великой Отечественной войны.

    Но взгляд цепляется за другое. Большая стела из черного гранита. На ней – 12 девичьих фамилий. И лаконичное: «Здесь похоронены пионеры, погибшие при аварии понтонной баржи на озере Суола-Ярви 18 августа 1945 года».
  5. Тогда, в 1945-м, Нахимовское озеро еще носило прежнее название, оставшееся от финских времен - Суола-Ярви. Когда отгремели бои Великой Отечественной войны, когда отпраздновали Победу и начали строить мирную жизнь заново, на красивых его берегах один за другим стали появляться пионерские лагеря.

    В них набирались сил юные ленинградцы, пережившие блокаду, потерявшие своих родителей на фронте, оказавшиеся без крыши над головой. Один из самых больших лагерей принадлежал Нахимовскому военно-морскому училищу - в честь него-то впоследствии и дали озеру новое имя взамен старого финского. Как будто - чтобы забыть, стереть то, что случилось здесь в августе 1945-го.                                                                                                                                                                                                  Лагерь нахимовцев на берегу оз. Суола-Ярви
     
  6. В тот год среди юных нахимовцев, стоявших лагерем на берегу озера, был Александр Васильевич Корнилов. Утром 18-го августа им объявили: в гости едет делегация пионеров из лагеря Северного флота, что на противоположном берегу. Стали готовиться, вспоминал потом юный моряк:

    "Матросы кадровой команды привезли на поле бревна для костра и установили их шалашиком, Внутри уложили дрова, и все это задрапировали еловым и сосновым лапником, получилась красивая и основательная заготовка для костра. Утром, в назначенный день, переодевшись в форму первого срока, белые форменки и черные, специально отглаженные брюки (форма № 2), мы ожидали гостей."                                                                                                                                                                                               Александр Корнилов 
  7. При полном параде мальчишки вышли к озеру. Они видели, как от противоположного берега отделилась вместительная самоходная баржа. На ее борту в сопровождении вожатых была первая партия пионерской делегации - 12 девочек, тоже одетых по случаю праздника в парадную форму.

    И когда судно вышло к центру озера - невесть откуда взявшаяся волна с силой ударила в борт. Баржа перевернулась в мгновение ока, накрыв всех, кто успел прыгнуть в воду.

    Спаслись только взрослые - как они ни старались, но ни одну из 12 девочек вытащить из-под баржи не удалось. Весь оставшийся день по озеру сновали моторки, подвозя к берегу детские тела...

    Этот день помнят и цвелодубовские старожилы. Рассказывают, что трех или четырех девочек так и не нашли - озеро забрало их навсегда. С тех пор между собой старики именуют Нахимовское "озером смерти".                                                                                                                                                         Нахимовское озеро
  8. Как же так вышло? Продолжим читать воспоминания Александра Корнилова:

    "...страшная весть: 12 девочек, вся первая партия делегации пионеров, утонула в озере, переправляясь к нам на своем лагерном катере. Вместе с ними погиб и моторист, молоденький матрос. За несколько дней до этих событий я видел его и его катер у нашего берега.

    Катер представлял собой довольно большую трофейную складную немецкую десантную лодку с подвесным мотором-веслом. В сложенном состоянии такая лодка выглядит, как двухслойная пластина, с закруглениями в носу и в корме (удобная для погрузки стопкой в кузов грузовика). <...> Никакого запаса плавучести у такого катера и в помине нет, тем более с тяжеленным, длинным подвесным мотором.

    Озеро Нахимовское очень коварное. При сильном ветре, дующем от берега, у вас полное ощущение штиля, а на самом деле на середине озера ходят большие волны, даже с гребнями. Это происходит из-за высоких берегов, поросших здоровенными соснами. (В последующие годы я много раз был на этом озере и хорошо его изучил).

    Эта особенность озера и погубила девушек. Когда катер достиг бурной части, из под его носа начали лететь обильные брызги, пассажирки испуганно бросились на корму к мотористу. Корма зачерпнула воду, и катер стремительно затонул. Никаких спасательных средств припасено не было.

    Запомнились разговоры, что в катере находились и двое наших ребят из 4 роты, которые продержались на воде до прибытия помощи и даже спасли пионерский флаг. Но подтвердить это не могу."


    Конечно, потом было расследование - но оно так и не дало однозначных ответов, кто виноват и как так вообще получилось. Были и похороны в самом центре деревни, рядом с воинским мемориалом. С тех самых пор рядом с общей для всех черной стелой стоят несколько белых мраморных надгробий.

    За семь с лишним десятилетий лет они порядком истрепались, но оттого история эта лишь явственнее и ощутимее. Их поставили родители девочек – уже после того, как их имена были высечены на общем обелиске.

    Там нет пространных эпитафий. Но имена детей навсегда остались такими, какими звучали в последний раз – Оличка Заливадняя, Жак Адачка. Любимые дочурки. И от этой вот простоты – подкатывает к горлу так, что становится трудно дышать

  9. Молча смотрю на черный карильон. Подходит мужик - из местных, просит закурить. Про катастрофу 1945-го он ничего не знает, но вот озеро, говорит, действительно - очень странное и коварное. Сам заядлый рыбак, в Нахимовское часто ходит на утлой моторке.
  10. Рассказывает: бывает так – озеро, вроде, гладкое, как зеркало, на небе ни облачка, в воздухе – ни ветерка. И вдруг – будто черти куролесят: из ниоткуда поднимаются огромные волны – метра полтора-два высотой. Озеро кипит и неистовствует, а потом враз успокаивается – и снова как зеркало.

    - Страшно? – спрашиваю.

    -  А то. Тут и обосраться не стыдно, когда тебя вместе с лодкой прямо на сосны выкидывает.

  11. Мужик замолкает, некоторое время смотрит на огромный заброшенный особняк через улицу. Резко, с присвистом сплевывает. У него свои счеты с загадочным Суола-Ярви. Как и у многих в этом небольшом прибрежном поселке.

    Это – только один фрагмент стремительно исчезающей в людском забвении истории древнего озера. Берега его активно застраиваются коттеджами, не так давно сгорел монументальный довоенный деревянный особняк в Цвелодубово.

    Уже почти никто не помнит, какая история связана с обелиском летчикам, разбившимся на берегу Суола-Ярви в феврале 1940-го. И уж точно никто не узнает, что именно искали финны 15 лет назад под одним из старых кедров. Впрочем, обо всем этом - как-нибудь потом...
Перейти на сайт