Заброшеный металлургический завод на Русском Севере, 17 фото и текст 217775 Продолжаем путешествие по самому северному промышленному городу России shutok.ru » Картинки » Заброшеный металлургический завод на Русском Севере, 17 фото и текст
Заброшеный металлургический завод на Русском Севере, 17 фото и текст
Продолжаем путешествие по самому северному промышленному городу России исследованием норильских промзон — заброшенные советские заводы есть везде.
В нашем новом репортаже редкий случай того, что жители обрадовались закрытию предприятия — обычно руины на месте производств радуют лишь тех, кто делает на этом большие деньги…
Не знаю, какая экология в окрестностях завода была раньше, но шли мы прикрывая органы дыхания, под покровом пелены очередного выброса.
Через суровые, мрачные пустоши и кислотные туманы группа сталкеров пробирается к остаткам былой, более развитой цивилизации. Так нам казалось. А если объективно, то предприятие очень старое — никелевый завод в Норильске был первым подобным предприятием в СССР.
И вот мы внутри… Безжизненное пространство цеха затянутое молочной дымкой пахло серой и сырой металлической пылью. Под ногами текли зелёные реки раствора медного купороса, а среди металлических ковшей лежали сугробы почерневшего снега. Если мне скажут «постапокалипсис наяву», то теперь в голове непременно возникнет картина этого цеха…
С руин завода который вы видите на снимках — начался город. 23 июня 1935 года вышло постановление Совнаркома о начале строительства Норильского медно-никелевого комбината проектной мощностью в 10.000 тонн никеля в год.
Впечатляющие цифры, до тех пор, пока не посмотришь на современную выработку никеля в России, а это на минуточку 235.000 тонн по состоянию на прошлый год (это важное уточнение для того, чтобы у читателя не возникло неверного мнения о состоянии металлургической промышленности нашей стране).
Но современные успехи никак не умаляют значимости первого в стране никелевого завода. Уже 10 марта 1939 года на Малом металлургическом заводе был получен первый медно-никелевый штейн, а 16 июня 1939 года завод выдал первый файнштейн (промежуточный продукт при получении никеля).
Это была всесоюзная ударная стройка, но даже этих темпов не хватило, чтобы успеть достроить завод перед надвигающейся войной.
Понимая, что ситуация быстро меняется и военно-промышленному комплексу критически необходимы стабильные поставки никеля в 1939 году принимается ещё одно постановление «О форсированном развитии норильского комбината». Заброшенный медеплавильный цех на фото относится как раз к той части завода, которую начали строить в 1939 году.
Строительство завода пришлось заканчивать в условиях военного времени. Первый никелевый штейн получили в ночь с 23 на 24 февраля 1942 года в промозглом цеху ещё недостроенного Никелевого завода.
Сейчас много говорят о героизме солдат Великой Отечественной войны, но в тылу, совершалось подвигов не меньше. Вот только историю героев тыла рассказывать не так интересно, вот и остались строители завода в тени воинской славы и про их подвиг известно совсем немногое…
А ведь первую тонну чистого катодного никеля отправили в Красноярск спустя всего три года после начала строительства.
Значимость завода была велика и в послевоенные годы. На 1953 год комбинат производил 35% никеля, 12% меди, 30% кобальта и 90% платиноидов всего производства этих металлов в Советском Союзе.
И если говорить о производительности… Помните, мы говорили, что в 1935 плановая мощность комбината составляла всего 10 тысяч тонн. Так вот, за 1988 год завод произвёл 122.000 электролитного никеля.
Таких результатов удалось достичь в результате дух масштабных модернизаций с 1959 по 1961 год на заводе была проведена замена малоэффективных шахтных печей на рудно-термические, с 1970 по 1972 год провели работы по расширению и улучшению эффективности плавильного цеха.
В 2013 году руководство «Норильского никеля» закрывает завод из-за несоответствия современным экологическим требованиям. Концентрат с ГОКа в Талнахе теперь идёт в Надеждинский металлургический завод.
Как говорят сами жители города, дома которых находятся всего в паре километров от заброшенного завода — дышать стало легче. Завод, конечно, жалко, но здоровье дороже.
На моей памяти это второй раз, когда люди радуются закрытию производства, первый раз связан с Люблинским литейно-механический завод на месте которого вот уже пару лет возвышаются высотки.
В Норильске дома не месте завода никто строить не будет и это оставляет надежду на то, что предприятие останется в том виде в котором мы его застали ещё хотя бы пару лет…