- 15 (3) июня — день рождения Митрофана Грекова (1882—1934) — одного из наиболее известных российских, а потом советских художников-баталистов ХХ века. Как ни парадоксально (а может быть, и совсем не странно), но художник-баталист, выросший в среде казаков, вовсе не любил войну.
Ещё до революции он записал в дневнике: «Бессмысленность страшных разрушений и уничтожений, моральное развращение всеми понимается. И всё же человечество не может освободиться от этого страшного зла. Где же причины?»
Трубачи Первой Конной армии. 1934
- Революция стала для Грекова ещё одним шоком — по некоторым данным, его семья считалась дворянской, да и отношение казаков к красным было, скажем так... сложным. Эпоху белой власти Греков вспоминал так: «За время существования на юге ни о каком подъёме или художественной жизни говорить не приходилось. Удивительной пустотой и бесперспективностью можно охарактеризовать это время». Генерал Богаевский уговаривал художника отправиться с белыми в эмиграцию, но встретил отказ. Тогда сказал: «У большевиков вы умрёте голодной смертью!». Приход Красной Армии (Греков запечатлел это событие на одном из первых своих советских полотен) стал для него водоразделом. После этого он навсегда связал своё творчество именно с Красной Армией, и даже точнее — с Первой Конной армией.
Его работы высоко оценил Климент Ворошилов, сказавший: «На своём пути я встретил только двух настоящих конников: Семёна Буденного, лучше всех понимавшего и любившего коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей!». И действительно, боевые кони — стремительные, живые в своём порыве, прекрасные в своей естественной красоте, разгорячённые сражением — едва ли не главные герои большинства произведений Грекова. В каталоге его выставки 1934 года говорилось: «Митрофан Борисович Греков — знаток коня. Его конь всегда разнообразен и всегда живой. Он прекрасно знает натуру коня и вырабатывает свой живописный стиль коня».
А Ворошилов не только хвалил художника, но и помогал ему. Сам Греков вспоминал: «Я присутствую на совещании... Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефремович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия, и искусство», и сам обещает привезти мне краски из Москвы».
О творчестве Грекова можно судить по его холстам:
Корниловцы
- В отряд к Будённому. 1923
- Отверженные. Отступление корниловцев. 1922—1923
- Hа станции Джанкой. 1925
- Тачанка. 1925
- Тачанка. Взрыв снаряда. 1925
- Вступление красных в Баклановскую станицу. 1926
- Кавалерийская атака 1-й Конной армии. 1927
- На походе. Первая Конная. 1927
- Бой при Егорлыкской. 1928
- Танки в бою. 1930
- Конница на привале. 29-й кавалерийский полк в Бухаре. 1930
- Пленный белогвардеец. 1931
- Тачанка. Выезд на позиции. 1933
- Знамёнщик и трубач. 1934
- Разоружение деникинцев
- Английские танки армии Деникина, захваченные 1-й Конной армией под Новочеркасском. 1919. Открытка 1930-х
- Разгром армии Деникина в Тихорецком сражении (Замёрзшие казаки генерала Павлова)
- Товарищи Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном. 1934
- Геннадий Прокопинский (1921—1979). Портрет М. Грекова