ШутОк

«Союз-23»: космическая драма на озере Тенгиз, 6 фото и текст

  1. 12 июня 2024 года в возрасте 82 года скончался бывший советский космонавт Вячеслав Дмитриевич Зудов. Этот человек побывал в космосе только один раз, на корабле «Союз-23». И это был один из самых удивительных и драматических эпизодов советской космической программы. Зудов и его коллега Валерий Рождественский тогда чудом остались живы.
  2. Старт КК «Союз-23» состоялся 14 октября 1976 года. Цель экспедиции – работа на станции «Салют-5». Первый полёт на станцию состоялся незадолго до этого на КК «Союз-21», в состав экипажа которого входили Борис Волынов и Виталий Жолобов.

    Этим космонавтам пришлось вернуться на Землю раньше, чем планировалось, в августе того же года, из-за утечки азотной кислоты из двигательной установки, в результате чего воздух стал непригодным для дыхания. Космонавты почувствовали резкое ухудшение состояния здоровья, и было принято решение об их немедленной эвакуации.

    Зудов и Рождественский были дублёрами экипажа «Союза-21», и поэтому было решено отправить их на орбиту, как наиболее подготовленных для работы на станции. Оба космонавта ранее в космос не летали, хотя были членами отряда космонавтов с 1965 года.          

    Вячеслав Зудов (слева) и Валерий Рождественский

  3. Основной задачей наших героев был ремонт станции. Возвращение на Землю планировалось примерно через две недели. Космонавтам предстояло войти на станцию облачёнными в средства защиты, обнаружить утечку, устранить её, а затем сбросить атмосферу станции в вакуум, и потом восстановить её из аварийных резервуаров.

    Тот факт, что Рождественский был профессиональным водолазом (!), должен был существенно помочь достижению цели экспедиции.

    Старт КК «Союз-23» (11Ф615А9 №65) прошёл идеально. Однако дальше всё пошло наперекосяк. Космонавты не смогли состыковаться с «Салютом-5» из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла».

    Из-за сбоя манёвровые двигатели «Союза» неоднократно включались, чтобы скорректировать несуществующее отклонение траектории. Экипаж не заметил ничего необычного, но ЦУП обнаружил, что в 300 метрах от станции запасы топлива КК оказались почти исчерпаны. У «Союза» осталось только топливо для возвращения.

    Чтобы избежать дальнейших неприятностей, в ЦУПе решили, что нужно как можно быстрее вернуть космонавтов на Землю, не позже, чем через два витка. Ситуация осложнялась тем, что запасы кислорода на борту КК оставались минимальными.

    16 октября «Союз-23» вернулся на Землю с перелётом в 121 километр. Местом посадки стала не привычная казахская степь, а озеро Тенгиз, раположенное примерно в 140 километрах восточнее города Аркалык.

    Условия в месте приземления были сложными. Во-первых, спуск и посадка происходили ночью, других вариантов не было, а во-вторых зима в казахской степи в тот год наступила раньше обычного, и земля была покрыта снегом. Температура воздуха была около -20 ºC. И, ко всему прочему, бушевала мощная метель.

    Но это оказалось, что ещё далеко не всё. Самое страшное было впереди. Потому что спускаемый аппарат (СА) корабля «Союз» опустился примерно в двух километрах от берега. И если бы событие произошло при более высоких температурах, всё было бы нормально. Поскольку «Союз» разработан с учётом возможности возникновения подобной ситуации, и без проблем плавает.

    Но поверхность озера была частично замёрзшей, и «Союз» столкнулся со льдом при падении. После удара космонавты поняли, что что-то пошло не так, и что они находятся в воде.

    Несмотря на плохую погоду и глубокую ночь, к озеру выдвинулись вертолёты спасательной команды. Из-за снежной бури вертолёты сначала не смогли обнаружить капсулу, но установили радиосвязь с экипажем и сообщили ему, что они находятся в озере Тенгиз. И что по льду до них добраться, скорее всего не получится, потому что он очень слабый.

    Стало ясно, что прибытие спасателей займёт некоторое время. Зудов и Рождественский сняли скафандры «Сокол» и, следуя протоколу, надели гидрокомбинезоны «Форель», предназначенные для предотвращения переохлаждения космонавтов в том случае, если она сели на воду.

    Несмотря на небольшой дискомфорт от постоянных покачиваний СА в воде, ситуация казалась не особо серьёзной. Улучшение погодных условий было вопросом времени, и, вероятно, в течение дня спасательная команда помогла бы космонавтам выбраться из капсулы. Нужно было просто ждать.

    Один из вертолётов в конце концов обнаружил стробоскопический маяк капсулы. Команда спасателей смогла увидеть его в темноте благодаря поисковому прожектору летательного аппарата.

    На борту вертолёта находился инструктор-спасатель Иосиф Давыдов из Центра подготовки космонавтов ЦПК имени Ю. Гагарина. Он был готов прыгнуть в воду, чтобы помочь экипажу выбраться наружу, но не сделал этого, поскольку на вертолёте не было лодок и других плавающих спасательных средств.          

    «Союз-23» на озере Тенгиз в свете огней вертолета (И.Давидов)

  4. Другие вертолёты тоже прибыли к озеру Тенгиз, но их экипажи решили приземлиться на берегу и дождаться улучшения видимости, чтобы приступить к спасательным работам в светлое время суток.

    И вдруг произошло то, чего никто не ожидал. Солёная вода озера повредила датчики давления, что привело к срабатыванию контактов реле, отвечающего за активацию запасного парашюта. Защитная крышка парашютного отсека отскочила, и когда сдетонировали разрывные болты, система выпустила парашют. Попав в воду, он стал работать как якорь, утаскивая капсулу на дно, и меняя её ориентацию.

    Кроме того, открытие отсека аварийного парашюта резко снизило плавучесть капсулы. Более половины её люка оказалось под водой. И космонавты уже не могли открыть его, не рискуя утонуть.

    Но, несмотря ни на что, ситуация всё же ещё не была фатальной. Хотя вскоре стала ухудшаться. По мере дальнейшего погружения капсулы вентиляционные клапаны оказались под водой, и наружный воздух перестал поступать внутрь. И поскольку ресурсы системы, производящей кислород, были почти исчерпаны, у космонавтов был реальный риск задохнуться.

    Через два часа после раскрытия аварийного парашюта у космонавтов начали проявляться первые признаки нехватки кислорода. По радиосвязи было слышно, что мужчины тяжело и часто дышат. Рождественский сообщил, что командир Зудов потерял сознание.

    К счастью, наступило утро, и погода улучшилась. Сначала к месту посадки прилетел вертолёт Ми-6 с командой спасателей. Водолазы прыгнули в воду, но, к сожалению, не смогли изменить ориентацию капсулы и помочь экипажу. Ситуация с каждой секундой осложнялась.

    Вертолёт Ми-8 со спасательной командой под командованием Николая Кондратьева, руководящего спасательными работами, тоже достиг озера. Кондратьев сразу осознал всю серьёзность ситуации и решил, что космонавтов нужно извлечь из воды любыми доступными способами. С помощью надувных лодок водолазы ещё раз попытались изменить ориентацию капсулы для эвакуации космонавтов, но безуспешно.

    Вынуть людей из капсулы, не рискуя их жизнями, было невозможно, поэтому находившийся на борту инструктор Иосиф Давыдов сказал Кондратьеву, что единственный возможный вариант — отбуксировать капсулу на берег.

    Проблема состояла в том, что такая операция была прямо запрещена спасательными процедурами. Давыдов настаивал на своей идее, однако Кондратьев не хотел нарушать инструкции. Но в конце концов он сдался, поскольку у него иссякли аргументы.

    «Либо мы буксируем капсулу, либо они умрут», — сказал Давыдов. Наконец, вертолёт отбуксировал капсулу к берегу, прикрепив к парашютным стропам нейлоновый фал.

    Операция была непростой, поскольку нужно было противодействовать торможению, которое оказывал аварийный парашют, находящийся в воде, а Ми-8 не имел достаточной мощности для поднятия капсулы в воздух на большую высоту.

    Команда Кондратьева не знала, что запасной парашют развернут под водой и при подъёме капсулы в воздух он внезапно частично надулся, бкувально утащив за собой вертолёт. Только опыт Кондратьева спас его от катастрофы.          

    Подъем корабля «Союз-23» на вертолёте Ми-8 (И. Давыдов)

  5. Теперь экипаж снова смог дышать свежим воздухом.

    На суше космонавтов ждали многочисленные техники, врачи и спасатели с разных вертолётов, прилетевших к озеру Тенгиз. Они быстро открыли люк «Союза» и первое, что увидели, — улыбающееся лицо бледного Зудова. Двое мужчин с симптомами гипоксии сильно замёрзли и дрожали.

    Врачи уложили их на носилки, сняли резиновые костюмы «Форель» и переодели в тёплую зимнюю одежду. Однако корреспондент ТАСС Альберт Пушкарёв посчитал, что это недостойный образ советских космонавтов, только что вернувшихся из космоса, и попросил Иосифа Давыдова поставить космонавтов на ноги.

    Давыдову это предложение очень не понравилось, но делать было нечего. Чтобы не было проблем с начальством он соглашается на это, заявив, что космонавтам нужно вернуться в капсулу для изъятия определённой документации и штатного вооружения.          

    Ми-8 вытаскивает «Союз-23» на замерзший берег (И. Давыдов)

  6. По этой причине фотографий космонавтов на носилках нет, хотя внешний вид Зудова и Рождественского был, мягко говоря, не очень.

    В итоге Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский провели около 12 часов внутри «Союза», совершив посадку в воды озера Тенгиз (после того, как провели в космосе двое суток и шесть минут).          

    Два изможденных космонавта в вертолете (РГАНТД)

    Всего через две недели космонавты получили звание Героев Советского Союза. Зудов станет командиром отряда космонавтов и выйдет в запас в 1987 году. Валерия Рождественского, который, напомним, был водолазом, коллеги после этого насмешливо прозвали «адмиралом Тенгизским».

    Эти люди больше не летали в космос, поскольку ошибка, когда они не заметили неисправность системы «Игла», оставившую «Союз» почти без топлива, не осталась без внимания руководства.

    Однако это не отменяет того факта, что Зудов и Рождественский были первыми, и на сегодняшний день являются единственными космонавтами, «приземлившимися» на «Союзе» в воду.          

Перейти на сайт