- 26 июня — день рождения Юрия Васильевича Волкова (1921—1991) — советского художника-баталиста. И он не просто отображал войну на своих картинах, он сам прошёл её дорогами. С фронта писал брату: «Я раньше изображал войну, но никогда её не видел, теперь я знаю, что такое война». Потом — ранение, плен, побег из плена, возвращение в ряды Красной Армии. В её составе — взятие Вены и Будапешта, освобождение Праги.
Преследование. (Не уйти). 1947
- Выводы для себя художник сделал такие: «Фашизм кроется в самой природе человека: в жестокости, в снобизме, себялюбии, мещанстве, обывательщине, стяжательстве, карьеризме, властолюбии… Это первые ступени на пути к фашизму».
Поединок. 1950-е
- И после войны он продолжал жить войной в своём творчестве. Журналист Б. Случанко, побывавший в его студии в 1956 году, писал: «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, чёрные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата…».
Расплата. 1956—1957
- Художник Валентин Перевозчиков вспоминал, что художник не допускал в своём творчестве того, что ему казалось малейшей фальшью: «У него бывали ситуации, когда он своё «я» не мог сломать, перешагнуть через себя.
Однажды я пришёл к нему в мастерскую и увидел там эскиз к картине «Приезд русского посла Абросима Ладыженского в Бахчисарай в 1614 году», которую ему заказал Бахчисарайский историко-археологический музей. Как известно, все послы на коленях подползали к крымскому хану. Он не мог, с одной стороны, пойти против исторической правды, а с другой, показать такое унижение».
В конце концов на эскизе Волков изобразил не свидание посла с ханом, как то требовалось заказчику, а просто торжественное прибытие дипломата в Бахчисарай. Но в итоге замысел холста остался нереализованным.
Херсонесский тупик. 1953
- Фрагменты картины «Херсонесский тупик», 1951 год
- Фрагменты картины «Херсонесский тупик», 1951 год
- Подвиг пяти черноморцев. 1948
- Последнее масштабное батальное полотно художника «Не забудем», где была показана цена победы в битве под Сталинградом, на Всесоюзной выставке в Москве в Манеже в 1960 провисело всего три дня. Не устроило кого-то слишком натуралистичное изображение погибших, которое придавало произведению... чрезмерный трагизм.
Варианты картины «Не забудем» («Один из многих»). 1958—1959
- Офицер. Эскиз к картине «Не забудем». 1948-1950
- 11-й дзот
- Это тоже батальная сценка, но уже немного иной эпохи, что видно, скажем, по будёновке одного из бойцов.
Красные казаки
- Невоенных и жанровых картин у Волкова немного, вот одна из них.
На курорт. 1960
- Любопытно сопоставить взгляд автора на изображённую им даму со взглядом другого художника, Раисы Зеньковой (1919 г.р.), которая была снайпером Великой Отечественной войны и имеет на своём счету 22 уничтоженных немецко-финских захватчика.
Раиса Зенькова. Трутни. 1949
- По-моему, эмоции художниками владели примерно одни и те же, и отношение их к своей «натуре» практически совпадало. Это обличение всё тех же «снобизма, себялюбия, мещанства, обывательщины, стяжательства, карьеризма», которые, согласно выстраданному мнению художника, ведут к фашизму.
Юрий Волков во время работы над полотном «Расплата». 1956