ШутОк

89-й военный авторемонтный завод - от рождения до смерти, 98 фото и текст

  1. Сегодня мы расскажем про 89-й военный авторемонтный завод в г. Хабаровск, прекративший своё существование в 2008 г.

  2. Свою историю завод берёт с 14 января 1938 г., когда приказом по Забайкальскому Военному Округу на базе ремонтной роты 22-го учебного мотобронетанкового батальона была создана 134-я авторемонтная база, занимавшаяся ремонтом военной автомобильной и бронетехники.

    С началом Великой Отечественной Войны личный состав 134-й АРБ не только занимался ремонтом техники на своей основной базе, но и выдвигался для ремонта на места в прифронтовую зону, выполняя сложнейшие ремонтные операции. Известны случаи, когда специалисты бригад в походных условиях даже выполняли центробежную заливку подшипников.
  3. После окончания войны 134-ю АРБ решили развернуть в полноценный завод и 31 марта 1946 г. директивой автомобильного управления Вооружённых Сил СССР по Забайкальско-Амурскому округу 134-я АРБ была развёрнута в 89-й военный авторемонтный завод и передислоцирована в г. Хабаровск.

    На новом месте под завод были выделены пять корпусов старых производственных помещений, которые нуждались в капитальном ремонте и даже не имели отопления. Тем не менее работники завода приступили к освоению промышленных площадей и ремонту первой автомобильной техники, в том числе и гражданской.

  4. На рубеже 1940-х - 1950-х гг. началась первая реконструкция завода, в ходе которой цеха получили центральное электроснабжение и отопление от новой построенной котельной на два котла. Также было построено первое здание заводоуправления.

    Стоит отметить, что завод часто посещал Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, который лично контролировал становление завода и под присмотром которого 89-й ВАРЗ стал образцовым.

  5. А уже в 1955 г. началась глобальная модернизация завода, в ходе которой был построен первый полноценный блок цехов, увеличена мощность котельной, строилось первое жильё для семей рабочих.

    В 1970-х гг. началась вторая ещё более глобальная модернизация и расширение завода. Тогда прямо над старыми первыми корпусами стали возводить новый блок цехов для ремонта грузовой военной техники, образуя в прямом смысле "матрёшку", а впоследствии старые цеха разбирали уже внутри построенных новых.

    В 1974 г. было построено новое здание заводоуправления, ещё через год новое многоэтажное общежитие для работников, а также ацетиленовая. азотная и кислородная станции для централизованной подачи в ремонтные цеха.

  6. К распаду СССР завод состоял из:

    Старого блока цехов, включавшего в себя деревообрабатывающий, покрасочный, механический, разборочно-моечный и дефектовочный цеха, а также цех по ремонту легковых машин.

    Нового блока цехов с пульсирующим конвейером для сборки автомобилей, включавшего в себя кабинно-кузовной, моторный, сборочный, агрегатный и сдаточный цеха, а также цех восстановления изношенных деталей, различные склады и вычислительный центр Минск-2.

    Между блоками цехов располагалась перестроенная полковая церковь, в которой размещался швейный цех и медсанчасть завода. О ней у нас кстати есть подробная статья.

    Также на территории были цеха энерго-механического отдела, различные склады, хранилище автомобильной техники, котельная с мазутохранилищем и лабораторией, автобоксы, компрессорная, кислородная и ацетиленовая станции, здание заводоуправления со столовой и большая площадка погрузки военной техники с козловым краном.

  7. Но после распада СССР завод стал приходить в упадок, заказов на ремонт военной техники не хватало и началось постепенное сокращение рабочих. В то время завод носил название Государственное Унитарное Предприятие "89 военный завод МО РФ" в/ч 52694 .

    В 2000-х гг. он стал именоваться Федеральным Государственным Унитарным Предприятием "89-й Центральный Автомобильный Ремонтный Завод" МО РФ, который в 2008 г. навсегда остановил свою работу и был распродан частникам, после чего все его промышленные площади начали активно пилить на металл, а позже часть построек со временем забросили, а часть перепрофилировали под всякие склады.

    Ну а теперь мы покажем, что оставалось от завода на момент его посещения в далёком 2010 г. и чуть раньше.

  8. Так выглядело его здание заводоуправления с актовым залом, АБК и столовой.

  9. Заходим внутрь.

  10. На стенах висели плакаты с последней продукцией завода.

  11. И ремонтом.

  12. Бывшая АТС администрации.

  13. Пустые коридоры первого этажа.

  14. Такие же пустые кабинеты.



  15. Бывший зал Славы.

  16. Таким он был на старых фото, альбомы с которыми мы выпросили у охраны в 2011 г. и передали в главный военный музей тогда ещё Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа, а ныне ВВО.

  17. Последний кульман в АБК.

  18. Уже демонтированный актовый зал.

  19. Эх, помним его ещё целым в 2010 г., но тогда мы его не фотографировали.

  20. Пристройка столовой.

  21. Подъёмник с кухни первого этажа в обеденный зал. Таких тут было два.

  22. Пункт выдачи еды.

  23. А таким он был на старых фото.

  24. Ну а теперь перейдём к цехам.

  25. Так было у въезда в начале 2000-х гг.

  26. Мы же застали его таким. Это сборочный, агрегатный и сдаточный цеха.

  27. Когда-то в этом блоке цехов происходила конвейерная сборка.

  28. Мы же застали внутри лишь пару станков, да этот кран.





  29. Ещё один цех блока. Вроде бы моторный.

  30. Таким он был в 1980-х гг.





  31. Цех восстановления изношенных деталей. Он кстати имел по центру грузовой лифт для автомобилей, ведущий в небольшой подземный гараж.





  32. Кабинно-кузовной цех.

  33. Таким он был в 1970-х гг.

  34. Он упирался в бывшее здание церкви, где на первом этаже был оборудован швейный цех.

  35. Этот же ракурс при жизни.

  36. Последний станок цеха.

  37. В альбомах мы наткнулись на несколько интересных фотографий.

  38. На них работники в 2000-х гг. собирали какой-то интересный автомобиль.





  39. Ещё фото начала 2000-х гг.

  40. И мы переходим к старому блоку цехов.

  41. Этот блок включал в себя деревообрабатывающий, покрасочный, механический, разборочно-моечный, дефектовочный цеха и цех по ремонту легковых машин.





  42. В 2011 здесь было так.

  43. А так было в 1960-х гг.

  44. Стало.

  45. Было.



  46. Ещё старое фото.

  47. И обратная "парадная" сторона цехов.

  48. Цеха энерго-механического отдела.

  49. В 2010 г. здесь было так.









  50. Перейдём к мазутохранилищу.

  51. Таким оно было в 1980-х гг.

  52. А это бывшая котельная в 2017 г.



  53. Фото изнутри 2011 г.









  54. Лаборатория в 2014 г.

  55. Сбоку пристроена старая первая котельная.

  56. Она была совершенно пуста и распилена уже в 2010 г.

  57. Бывшая казарма находилась в аварийном состоянии и мы заходили в неё лишь однажды в 2011 г. Фото изнутри не делали, но в её подвале был тренажёрный зал.

  58. Далее переходим к ацетиленовым, азотным и кислородным станциям.







  59. В начале 2000-х гг. возле них стояли УАЗ-ы.

  60. Эти станции остановились ещё 6 апреля 2000 г.











  61. Хранилище автомобильной техники 2005 г.

  62. Автобоксы когда-то были украшены флагами всех 15 советских республик...

  63. Внутри хранился всякий старый хлам.





  64. И химикаты.



  65. А ещё недалеко от завода строились гаражи для работников, часть из которых достроить так и не успели.

  66. И недавно их сровняли с землёй. Теперь всё это лишь история, сохранившаяся на наших фотографиях.

Перейти на сайт