ШутОк

Заброшенная военная база на острове Ладожского озера, 14 фото и текст

  1. Путешествуя по Ладожским шхерам можно добраться до странного острова, на котором остались руины бетонных зданий и строений. На первый взгляд не очень понятно, что это, но по словам местных это были закрытые территории, на которых располагались базы военных и, в частности, военные склады. 
  2. Остатки бетонного сооружения, больше всего привлекающего внимание, это бывший пирс, к которому приставали для погрузки и разгрузки боеприпасов и снаряжения корабли.

    Поговаривают, что тут были и подводные лодки. Это звучит как-то не особо правдоподобно, но это действительно так - лодки были переброшены в озеро по железной дороге еще в 1943-м году.

  3. Если прогуляться по острову или присмотреться с воды, то можно обнаружить и остатки бетонных бункеров, в которых и хранились те самые боеприпасы, которые привозили по воде. У нас не было времени полазить по бункерам и точно не могу сказать, насколько они доступны.

  4. Острова на Ладоге буквально созданы для военных - прочный камень, вокруг вода, естественная маскировка и половина рельефа так и без военных выглядит как замаскированная база.

    А теперь самое интересное про подводные лодки. Есть у одного острова отвесная скальная стенка с обрушенной в воду породой. По словам нашего проводника тут проводили учебные или испытательные стрельбы торпедами, укладывая их в эту каменную стену, что и становилось причиной ее еще большего обрушения.

  5. Немного истории

    В процессе советско-финской войны (1941-44 гг.) финские войска начали боевые действия против СССР и к концу 1941 года оккупировали значительную часть территории Карелии, включая её столицу Петрозаводск, оставив после себя различные сооружения военного характера.

    В окрестностях городка Лахденпохья тоже есть заброшенные финские и советские объекты. Но, если обратиться к истории, то мы видим, что эта территория (Якимварская станция) и ранее (с 1917г. и вплоть до Зимней войны 1939-40 гг.) входила в состав независимой Финляндии, а по итогам Второй Мировой войны окончательно вошла в состав РСФСР и провозглашена городом Лахденпохья.

    По одним архивным данным в 30-х годах (а по другим данным в 1926 г.) финны построили станцию (склад) морских мин на островке Мёльсянсаари в 8 километрах к юго-западу от Лахденпохья, вблизи острова Соролансари. Мины достались им от российского императорского и английского флотов. А после того, как вся эта территория перешла в состав России, его использовали и советские военные.


    Еще один источник:

    Надо отметить, что в целом информации об этом объекте удалось найти крайне мало. В ходе поиска информации выяснилась одна интересная деталь. На одном из форумов встретилась картинка из книги А.Б.Широкорада "Северные войны России", в этой книге говорится, что ладожская военная флотилия базировалась в порту Лахденпохья, а на острове Ойтонсари был склад мин.

  6. Это соседний остров, но там никаких складов и остатков сооружений нет, поэтому либо это историческая ошибка, либо финны намеренно исказили данные, дабы скрыть настоящее местоположение склада.

    Про послевоенный период, когда эта земля уже принадлежала русским, вообще нет никаких данных, вполне вероятно из-за режима секретности и того, что это была закрытая охраняемая акватория, где проводились какие-то секретные минно-торпедные испытания.

    В начале 90х годов, как и многие подобные объекты в тот период, этот склад был заброшен, а военно-морская часть расформирована.

  7. Заходим на склад. Он представляет собой полностью бетонное строение с двумя входами и линиями для вагонеток, идущими от причала. Рельсы сохранились лишь частично, всё железо, которое можно было утащить, давно разобрали на металлолом.

    В конструкции склада было чердачное помещение, по 6 больших окон на скатах крыши, на одном из форумов высказали предположение, что окна служили для установки орудий для охраны склада.







  8. Как я уже писал ранее, информации про этот склад практически нет. В основном это обрывки сведений и слухов про испытания отсеков ПЛ IV поколения в бухте Яковлева и произведение взрывов в акватории. Затем испытания прекратились из-за отсутствия заказов на них со стороны ВМФ.

  9. Путеводитель по Карелии:

    Остров Мёльсянсаари небольшой скалистый остров по соседству с Соролансаари. Известен тем, что на нем ещё сохранился финский склад морских глубинных мин и бетонный причал с рельсами для вагонеток. В годы Великой Отечественной войны финны минировали ладожские заливы, ведущие к крупным населенным пунктам.

    Место выбрано идеально! С высоты склад мало заметен, со стороны Якимварского залива скрыт скалой.





Перейти на сайт