ШутОк

Простой секрет русской деревянной архитектуры или как появились «луковки»⁠⁠, 24 фото и текст

  1. Как появились «луковки»? Почему огромные и такие сложные по структуре деревянные церкви часто стоят в каких-нибудь глухих деревнях? Как это вообще все можно было построить без единого гвоздя, да еще и в лохматом 15-16 веке? Ответить на эти и подобные вопросы очень просто, если знать один секрет. И секрет этот — про дерево. 
  2. Ну или точнее про то, что на севере России всегда была куча халявного дерева. Именно этот, казалось бы, малозначительный факт тянет за собой цепь следствий, которые в итоге привели к такому феномену как «русское деревянное зодчество».

    ***

    Если вдуматься, нам страшно повезло. Большая часть жителей планеты всегда жила в среде, где «лес» был дефицитным товаром, ценным и исчерпаемым ресурсом, который тратили только на на крыши или каркасы домов. Мы же могли не экономить и делать из дерева вообще все.

    Так появились срубы.

    Думаю, объяснять, что такое «сруб» никому не надо. Даже сейчас, с изобретением и распространением многих других строительных материалов, постройки из срубов все еще в ходу. Так что любой, кто читает эту статью, думаю, знает, что это такое.

    Важно тут другое: сруб — это специфическая конструктивная структура, которая сильно отличается от каменных домов и, уж тем более, от каркасных. Нагрузки распределяются по-другому, элементы сцеплены друг с другом по-другому, сами элементы другие и т.д.

    У срубов, как и у других конструктивных систем, есть свои слабые и сильные стороны, минусы и плюсы; так сказать конструктивные особенности. Есть то, что элементарно построить с помощью сруба, но чертовски сложно, скажем, каркасным методом, и наоборот. И это важный момент: именно благодаря развитию «сильных сторон» срубного строительства и появились все самые известные формы деревянного зодчества: «луковки», башни, «шатры», «бочки», «гульбища» и т.д.

    Также важно, что эти срубы были именно из бревна.





  3. Итак, смотрите, магия!
    1

    Сруб — это такая структура, которая будет устойчивой в какой угодно форме. Это может быть треугольник, квадрат, шестигранник, восьмигранник, да хоть звезда! И легко может переходить из одной формы в другую. Так появились восьмерики. А с ними — немалая доля изящества деревянных церквей.








  4. 2.

    Бревенчатый сруб в силу специфики сцепления элементов может легко «расширяться» или «сужаться», не теряя своей целостности. Так появилось много чего. Например, «шатры», купола башен и «повалы».






  5. 3.

    Также с помощью сруба можно сделать довольно большие консоли. Благодаря этому появились «гульбища».








  6. 4. Ну и наконец фронтоны!

    Срубный способ стройки позволяет сделать фронтоны почти что любой формы. Действительно, какая разница, как порезать сплошную стену из бревен, ровно или округло? Именно так и получились знаменитые «бочки». Остается только один вопрос: как же тогда положить крышу на такую сложную форму, как у «бочки»?



  7. Довольно просто! Секрет этой и любой другой криволинейной крыши в том, что в старом срубном строительстве кровля конструктивно делалась не так, как сейчас. Сейчас всю нагрузку крыши, снега и т.д. несут на себе стропила — наклоненные сверху вниз доски. Это основной тип конструктива скатных крыш, считай, по всему миру.

  8. Однако раньше в деревянном строительстве России делали не так. Не было никаких стропил (если мы говорим о "бочках"). Вместо них нагрузку несли бревна, опирающиеся с двух сторон на фронтоны. То есть, грубо говоря, бревенчатая боковая стена просто продолжалась вверх, повторяя форму фронтона, и становилась крышей! Тот же элементарный сруб, просто другой формы.





  9. Способ гениально простой и потрясающе элегантный. Для сравнения посмотрите каких сил стоит повторение этих форм, если вы по какой-то причине хотите строить не срубом, а с помощью стропил.


  10. 5.

    Ну и финальный аккорд: луковки. Если вы дочитали до этого момента, то, думаю, уже догадываетесь, как же изначально появились луковки. Да также не сложно: это просто соединение «бочки» и «восмерика» в единый сруб. Вот и все.





  11. Теперь взгляните еще раз на «сложные» большие деревянные храмы. Думаю, теперь они для вас не так уж и сложны. Они состоят из типовых и повторяющихся элементов. Красивых и гениально элегантно вытекающих просто из логики срубного строительства.









Перейти на сайт