ШутОк

Смертоносное искусство: Европейские арбалеты, 1250-1850 гг., 40 фото и текст

  1. Изображения из соответствующей книги "Смертоносное искусство: Европейские арбалеты, 1250-1850 гг.", 2013, автор Дирк Брайдинг

    Пехотный щит (павиз) - Богемия, возможно, Хомутов (ныне Чехия), ок. 1450
    Щиты такого типа носили арбалетчики и другие пешие воины в Центральной Европе в XV веке. Часто их снабжали подставкой, чтобы они могли стоять сами по себе. На данном образце в центре изображена корона, увенчанная тремя страусиными перьями - знак отличия королей Богемии. Под ней - буква Y на сияющем облаке, возможно, монограмма Иисуса. В верхней части - герб саксонского города Цвиккау (красный щит с тремя белыми лебедями), который был добавлен к щиту позднее. 
  2. Сечение плеча композитного арбалета, 15 век
    Китовый ус, рог, сухожилия, кора (березовая)


  3. Арбалетная гайка
    Западная Европа или Ближний восток, до конца 13 века

  4. Арбалет, Центральная Европа, возможно, Австрия, ок. 1425-75

    Тонкое и удлиненное ложе, или румпель, и длинный спусковой рычаг указывают на то, что этот арбалет датируется примерно серединой XV века. Он принадлежит к группе оружия, отличающегося инкрустированными панелями.

  5. Арбалет графа Ульриха V Вюртембергского (1413-1480)
    Мастер Генрих Хайд фон Винтертур, датируется 1460 годом

    Датированный 1460 годом по резному орнаменту на оленьем роге, этот арбалет является самым ранним из известных датированных арбалетов. На оленьем роге выбиты гербы Вюртемберга и Савойи, указывающие на владельца, графа Ульриха V Вюртембергского (1413-1480), и его третью жену, принцессу Маргариту Савойскую (1420-1479). Над курком - немецкое благословение, написанное еврейскими буквами. Это редкий и ранний случай использования древнееврейского шрифта на личном предмете, предназначенном для христианского покровителя. Его можно перевести как «Держи Бога и будь высокосердечен!» или «Держи Бога, высокосердечный!».

  6. Арбалет Матиаша Корвина, короля Венгрии (годы правления 1458-1490)
    Центральная или Восточная Европа, возможно, Вена, датирован 1489 годом

    Этот арбалет - один из самых ранних из сохранившихся датированных образцов, украшенных геральдикой. Он был изготовлен для Матиаша Корвина (1443-1490), короля Венгрии и Богемии, чей личный герб и герб его королевства видны. Помимо богатого орнамента, арбалет примечателен сложным механизмом стрельбы.

  7. Парадное седло, немецкое или тирольское, ок. 1450

    Существует около двадцати аналогично украшенных седел, датируемых концом XIV - серединой XV века. Форма с низким, раздвинутым кантом (задняя часть сиденья) была характерна для восточноевропейских седел, но точное место происхождения и первоначальное назначение этих образцов искусно вырезанной кости неизвестны. Их декор обычно включает святого Георгия и дракона, единорогов, других мифических зверей и пары влюбленных, часто сопровождаемые романтическими выражениями на немецком языке. Резьба и инконография напоминают Minnekästen, резные шкатулки, которые дарили в качестве любовных жетонов.

  8. Арбалет, Центральная Европа, возможно, южная Германия
    конец XV или начало XVI века и позже; дата 1584 выгравирована, вероятно, в XIX веке

  9. Арбалет с разнесенным рычагом
    Арбалет, испанский, возможно, Мадрид; рычаг, вероятно, испанский
    арбалет, ок. 1540-60 гг. и позже; рычаг, вероятно, первая половина XVI века

  10. Арбалет (Halbe Rüstung)
    арбалет, возможно, баварский; ок. 1560-80

  11. Арбалет (Halbe Rüstung), вероятно, Германия, возможно, Саксония; ок. 1575-1650

    Прямое ореховое ложе этого арбалета инкрустировано оленьим рогом в виде переплетенных ремешков; верхняя и нижняя грани отделаны оленьим рогом с гравировкой в виде масок и ремешков. Примерно посередине приклада находится гайка - вращающийся костяной цилиндр с двумя вырезами, один для тетивы, другой для курка, - а также выемка для приклада болта. Сразу за гайкой находится складной прицел, регулируемый по вертикали и горизонтали. Еще дальше расположен поперечный штифт, служащий упором для намотчика. На расстоянии вытянутой руки от торца приклада находится латунный упор для большого пальца. Спусковой механизм двойной: длинный рычаг и курок с тремя спусковыми крючками, которые можно установить, вставив штифт в отверстие в прикладе. Складной волосяной спусковой крючок находится под рычагом.

    Непосредственно перед спусковым крючком находится предохранительный вертлюг. Спусковая гайка закреплена восемью нитями пеньковой нити, обвязанной вокруг ложа. Стальные плечи прикреплены к вилообразному переднему концу приклада тяжелыми пеньковыми шнурами, которые также удерживают кольцо для подвеса. В качестве украшения к плечам прикреплены помпоны из зеленой шерсти (Aufputz).

  12. Арбалет, вероятно, британский, возможно, Лондон, ок. 1600-1625
    Сталь, дерево (индийский палисандр), олений рог, перламутр

  13. Арбалет
    южногерманский или тирольский; ок. 1600-1650 гг.
    Сталь, дерево (возможно, вишня), слоновая кость, рог, перламутр, сплав железа, сплав меди, конопля

  14. Большой арбалет (Ganze Rüstung) Иоганна Георга, барона фон Рехенберга
    Германия, вероятно, Дрезден
    датирован 1663 годом
    Сталь, дерево, шпон (змеиное дерево), слоновая кость, олений рог, медный сплав, золото, шерсть, кожа

  15. Арбалет (Halbe Rüstung)
    Иоганн Готфрид Хениш Старший
    арбалет, ок. 1720-30; натяжной механизм, ок. 1575-1600

    Будучи самым мощным метательным оружием в Средние века, арбалет перестал использоваться в военных действиях к середине XVI века в связи с ростом эффективности ручного огнестрельного оружия. Однако арбалет оставался популярным спортивным оружием для стрельбы по мишеням и особенно для охоты благодаря своей точности, бесшумности выстрела и дальности полета снарядов - до четырехсот ярдов в зависимости от размера оружия. Тяжелые арбалеты, широко использовавшиеся в Центральной Европе для охоты на крупную дичь, имели массивные ложи в форме пистолета, часто фанерованные или инкрустированные гравированным оленьим рогом. Если плечи и спусковые механизмы были делом рук специалистов, то ложи изготавливались теми же ремесленниками и декораторами, что и колодки для огнестрельного оружия.

    Более легкие формы арбалета появились в Италии и Франции. Эти проды, или каменные арбалеты, предназначались для стрельбы мелкими камнями или глиняными дробинками (а не стрелами), чтобы не портить ценные шкурки лисиц, горностаев и других мелких животных. Они были легкими и удобными для заряжания. Их характерные, изящной формы ложи из фруктового дерева часто украшались резьбой или инкрустацией из кости.

  16. Легкий арбалет (шнеппер) и рычаг из оружейной комнаты замка Морицбург
    Германия, Дрезден, 1728

  17. Легкий арбалет (шнеппер) из оружейной палаты дворца Зедлиц
    Иоганн Готфрид Хениш Старший, датируется 1733 годом

    Этот легкий арбалет принадлежит к серии почти идентичных орудий - когда-то их насчитывалось 24 - из дворца Зедлиц под Дрезденом, резиденции герцогов Саксонии. Герцог Фридрих Август I «Сильный» (1670-1733) и его сын Фридрих Август II (1696-1763) также правили как короли Польши с 1697 по 1763 год. Соревнования по стрельбе из ружей и арбалетов проводились во время собраний польского рыцарского ордена Белого Орла, который имел свою официальную резиденцию во дворце. Сложный декор этого оружия, изготовленного придворным арбалетчиком в Дрездене, отражает высокое уважение, которым пользовалось искусство изготовления арбалетов при дворе в XVIII веке.

  18. Маленький арбалет (шнеппер), вероятно, для женщины или ребенка
    Иоганн Готфрид Хениш Старший, датирован 1738 годом

    Изготовленный придворным арбалетчиком герцогов Саксонии, этот арбалет имеет элегантную и тонко выгравированную инкрустацию, которая отличает его как оружие высокого качества, предназначенное для использования при дворе в Дрездене или в одной из других близлежащих герцогских резиденций. Тема декора может навести на мысль, что он использовался для охоты на мелкую дичь, но тонкий размер этого арбалета указывает на то, что он, вероятно, использовался дамой или ребенком для соревнований по стрельбе, некоторые из которых могли проводиться в помещении.

  19. Арбалет (Halbe Rüstung)
    Иоганн Готфрид Хениш Старший, датирован 1742 годом

    Это один из серии подобных луков работы Хениша Старшего для двора Фридриха Августа II, курфюрста Саксонии с 1733 по 1763 год и короля Польши Августа III с 1734 по 1736 год.

    Сталь, дерево, олений рог, медный сплав, пенька, шерсть, золото, железный сплав

  20. Арбалет с лебедкой
    вероятно, Бельгия или Голландия
    арбалет, вероятно, середина XVIII века; лебедка, датирована 1741 годом

    Сталь, дерево (самшит, грушевое дерево и, возможно, падук), медный сплав, олений рог, перламутр, конопля

  21. Пеллетный арбалет
    вероятно, Италия или Франция, ок. 1550-1600

    Тонкое ложе из ореха прямоугольного сечения, прямое в прикладе, с глубокой выемкой между луком и спусковым крючком. Сверху на ложе вырезано изображение склонившегося дракона, а на переднем конце - голова гротескного животного. Приклад слегка сужается и завершается точеным финишем из черного дерева. Лук из полированной стали оснащен тетивой из двух параллельных шнуров, разделенных деревянными прокладками, а в центре - корзинкой, в которую помещается дробинка или камень. Подпружиненный спусковой рычаг из полированной стали вращается внутри ложи, его передний конец имеет форму крюка для захвата корзины с тетивой. Дугообразный стальной прицел украшен молдингами и установлен на ложе за спусковым крючком; передний прицел состоит из двух вертикальных стальных колонн, между которыми изначально была подвешена бусина.

    Пеллетные арбалеты стреляли не болтами со стальным наконечником, а небольшими камнями или глиняными дробинками и использовались исключительно для убийства птицы и мелких животных, таких как белка, горностай или куница. Хотя им не хватало мощности и дальнобойности обычных арбалетов, пеллетные арбалеты можно было взводить вручную, а их снаряды оглушали или убивали дичь, не пробивая кожу и не портя мех или перья пятнами крови.

    Пеллетные арбалеты использовались по всей Европе со второй половины XVI века, по крайней мере, до конца XVII века. Луки именно этого типа и дизайна, с простым, но красиво вырезанным скульптурным орнаментом на ложе, напоминают резьбу на аналогичных образцах из оружейной палаты Медичи, хранящихся сейчас в музее Национале дель Барджелло во Флоренции.

  22. Пеллетный арбалет
    Итальянский или, возможно, южногерманский, вероятно, 1550-1600 гг.

  23. Небольшой арбалет для пулек, вероятно, для женщины или ребенка
    Вероятно, Италия, ок. 1575-1650

    Сталь, дерево (вероятно, орех и черное дерево), золото

  24. Пеллетный арбалет
    Вероятно, Франция, конец XVI или начало XVII века

  25. Пеллетный арбалет
    Германия, ок. 1600-1650

  26. Пеллетный арбалет
    Германия, ок. 1600-1650

  27. Небольшой пеллетный арбалет в стиле XVI века
    вероятно, Франция, ок. 1850-90

  28. Cовмещенный арбалет для пулек и болтов, с колесцовым замком
    Якоб Флорис, ок. 1570-1600

    Инкрустация из полированного и гравированного оленьего рога с изображением трофеев оружия выполнена по эскизам Якоба Флориса (1524-1581), которые были опубликованы в Антверпене в 1564 году. Плечи являются более поздней заменой.

  29. Арбалет для пулек и болтов
    Северная Италия или Франция, вероятно, Савойя, датирован 1573 годом

  30. Малый арбалет (Balestrino)
    Вероятно, итальянский, вероятно, XVII или XVIII века, с более поздними модификациями

  31. Анкерная пластина от системы канатов и тяг для подвески арбалета
    Европейский, возможно, Англия, ок. 1475-1525

  32. Механизм натяжения из оружейной палаты императора Максимилана I (годы правления 1493/1508-19)
    Западная или Центральная Европа, Нидерланды или Австрия, ок. 1505-19

    Арбалеты с плечами из стали или рога и сухожилий были настолько мощными, что их приходилось заряжать, или растягивать, с помощью механических устройств. Этот механизм натяжения, работающий по реечному принципу, является одним из наиболее тщательно украшенных образцов своего типа. На нем выбито клеймо, состоящее из креста Святого Андрея и огненной стали - знаков герцогов Бургундии, которые позже перенял их преемник, будущий император Максимилиан I. Клеймо, в сочетании с богатством декора, указывает на то, что этот механизм натяжения, вероятно, находился в личной оружейной комнате Максимилиана.

  33. Механизм натяжения
    Германия, вероятно, Нюрнберг, датирован 1727 годом

    Травленый декор на стойке включает коронованную монограмму CLR, указывающую на то, что первоначальный владелец, пока не установленный, был дворянином.

    Сталь, рог (бычий), медный сплав, золото, конопля, кожа

  34. Арбалетные болты

    Центральная Европа, возможно, Германия, начало XVI века

  35. Разнесённый рычаг (или рычаг «козья ножка»)

    Западноевропейский, возможно, Испания, конец XV или первая половина XVI века

  36. Козья ножка
    Испания, Мадрид, вероятно, третья четверть XVI века

  37. Арбалетные болты
    Западная или Центральная Европа; возможно, Швейцария, вероятно, 15 или 16 век

    Из-за большей мощности арбалета по сравнению с длинноствольным луком арбалетчики не могли стрелять тонкими стрелами, а должны были использовать прочные болты. Болт имеет головку с раструбом, почти квадратную в сечении, с тупым острием, которое не сгибается при ударе о пластинчатые доспехи; задний конец древка сплющивался, чтобы входить в выемку на гайке арбалета. Две полоски жесткой кожи или тонкие деревянные планки вставлялись под углом в пазы на древке, чтобы придать болту стабилизирующее полет вращение. Позже идея вращающейся ракеты была применена для винтовочных пуль.

    Охотничьи болты имели более легкие головки, чем боевые; их оперение часто состояло из трех перьев, аккуратно уложенных так, чтобы болт мог лежать на полозьях арбалета ровно, а одно перо торчало вверх. Часто эти перья окрашивали в яркие цвета или наносили узоры, чтобы можно было опознать охотничью добычу, а также для того, чтобы помочь в извлечении болтов.

    Арбалетные болты с цилиндрическими головками, снабженными двумя пересекающимися канавками на переднем конце для получения четырех тупых наконечников, были спортивными болтами, специально разработанными для стрельбы по мишеням размером с человека в форме геральдических орлов. Эти Vogelschiessen и Schützenfeste (фестивали стрелков) и сегодня проводятся в маленьких  городках Германии и Швейцарии, но в те времена, когда безопасность общества зависела от военной мощи его гражданского ополчения, они были серьезной тренировкой. Поскольку очевидным способом защиты города, обнесенного стеной, было наличие как можно большего количества арбалетчиков, каждый трудоспособный мужчина должен был пройти обучение владению этим оружием, а несоблюдение этого требования могло привести к уплате дополнительного налога или даже к потере избирательных прав. Для состязаний по стрельбе птицы-мишени изготавливались из дерева, все части которого неплотно прикреплялись друг к другу, чтобы удачный выстрел мог сбить перья крыла или хвоста, головы или ноги. Все части пронумеровывались для ведения счета, и тот, кто набирал наибольшее количество очков или последним выстрелом сбивал опустошенное туловище, становился Schützenkönig («королем стрелков») на весь год. В старые добрые времена это означало освобождение от всех городских налогов на время его «правления»!

  38. Коробка для арбалетных болтов (Bolzenkasten), вероятно, изготовленная для Вильгельма IV, герцога Баварии (р. 1508-50)
    Ганс Вагнер Старший, датируется 1539 годом

    Снаружи крышка инкрустирована сценами из средневековой истории о колдуне Вергилии, призванной служить шутливым предостережением от «женских козней». Соответствующая инкрустация на внутренней стороне изображает фонтан молодости и Орфея, играющего музыку для животных, в окружении надписи, основанной на немецкой песне о питье. Изготовитель, Ганс Вагнер, подписал себя Pixenshifter, изготовитель ружейных стволов.

  39. Ящик для арбалетных болтов (Bolzenkasten) с аксессуарами
    Германия, вероятно, Дрезден, ок. 1735-50

  40. Этот чрезвычайно крупный наконечник стрелы, вероятно, служил символом ранга или командным жезлом. Он украшен королевскими богемскими монограммами и значками, а также религиозными воззваниями на средневековом чешском языке. На нем изображена монограмма AR - Альберта, короля Богемии и Венгрии (годы правления 1437-39).
Перейти на сайт