- 6:00. Солнце выгоняет на улицу из палатки. Часть минувшей ночи пролежал с влажным полотенцем на голове... Душно. Что ни говори, а после месяца в кондиционируемом помещении - это слишком резкий удар по организму. Воспользовался мятным ингалятором, чтобы избавиться от головной боли.
- Упаковал снаряжение и приглядел неподалеку дерево с густой кроной, что укроет меня тенью и тем поможет с заполнением путевого дневника.
Сегодня нужно отыскать сим-карту и проверить местный автостоп в деле. Чувствую, что у меня появились на то силы. Я готов к новым знакомствам!
- Вышел на дорогу. Решил для начала не использовать таблички и посмотреть, как работает автостоп без них. Всё бы ничего, но я не учёл коров, что займут проезжую часть. Идут минировать и разминировать? Да, после войны на территории Камбоджи остались миллионы мин, что до сих пор травмируют местных. Коровы, в какой-то степени, помогают обезопасить тропы...
- Стоять неподвижно под солнцем тяжело. Да и скучно. Пошел вдоль дороги в ожидании машины, иногда оглядываясь.
- Местами стройка принимает какие-то невероятные масштабы, а поблизости всё те же заливные поля. Это вот болотце, например, сдается в аренду. Тут же местные ставят сети и ловят рыбу.
- Удивительно, конечно, как человек в разных уголках мира адаптировался к климатическим условиям. Сезон дождей, смывающий все подряд? Прекрасно, будем собирать несколько урожаев риса!..
- Первым моим камбоджийским знакомым стал Рави, что ехал на работу в госпиталь. Он врач и по выходным, судя по всему, подрабатывает в соседней больнице.
- Угостил меня кофе. К счастью, со льдом. Весьма кстати, учитывая последнюю ночь. Да, я пытаюсь сам угощать водителей, но за всю историю путешествий помню лишь пару раз, когда мне это удалось. Тут - та же история. Гости везде являются гостями.
- Остаток льда вывалил в зиплок и убрал поглубже, а часть завернул в полотенце - скоро оно мне понадобится. Прогнозы говорят об экстремальной жаре в регионе.
- До Кампонгтяма ещё километров 50. Скорость передвижения тут, конечно, не высока, но тем лучше можно разглядеть столь небольшую страну с тяжёлой историей. Столь бедственным экономическим положением прежде всего она обязана правительству красных кхмеров (1975-1979), последователям идей радикального коммунизма, что за каких-то 4 года у власти устроили беспрецедентный геноцид собственного народа. Города были выселены, а "интеллигенцию" забивали мотыгами. Власть крестьянам? Вот так бывает, когда за какую-либо идею берутся фанатики.
Со льдом в полотенце стало легче. Остановился Бой. Это имя такое. Он был на мопеде и сворачивал уже к дому, поэтому извинился, что не может помочь. Я же поблагодарил его за отзывчивость!
- Ещё он сказал мне, что лучше поймать машину, так как до Кампонгтяма слишком далеко идти пешком. Да, я опять сорвался, очень уж интересно посмотреть на дворики, чем тут живут люди. Вроде и ничего необычного, но всё такое другое. Местные, кстати, куда темнее вьетнамцев, больше напоминают некоторых индусов.
- Вдоль дороги много барахолок. Вот расположилась куча ношеных тапок и тебе предлагают сыграть в игру "найди пару", а уже через пару шагов висят сумки и кошельки, причем стиля "дорого-богато".
- Ждать долго не пришлось. Меня подобрал Чон Леап и Кам Хэй на джипе. С ними мы вдоволь поговорили про рыбалку, местных крокодилов, Амазонку. Ещё по их словам у них тут нет пираний. Странно, мне казалось, что Меконг был бы отличной средой для них. Может есть?
- Меня подвезли до городка Суонг и развернулись. Похоже, им было не совсем по пути. Надеюсь, что не слишком.
- Чон Леап, кстати, немного говорил по-английски, так что пропажа вьетнамской связи почти не отразилась на нашем общении. Сейчас решил дойти до центра города километр пешком, чтобы отыскать симку. Это упростит коммуникацию.
- Искать долго не пришлось. Присмотрел витрину с телефонами, где Хао Менхенг помог мне с её подбором. Он очень внимательно отнёсся к моей потребности в хорошей связи и даже уточнил, где я собираюсь ехать. Связь на неделю обошлась всего в 2.5$ и 10 (?!) рублей за обслуживание. Я счёл такую комиссию за сервис оскорбительной и оставил чаевые на своё усмотрение, так будет верно.
- Едва я успел выйти из городка, как заметил развернувшийся джип. Даже сделал фото - он точно за мной!
Так и оказалось. Аиша и Зэг подъехали ко мне и спросили, не нужна ли мне помощь? Почему я еду пешком? И вновь - отличный английский. Складывается ощущение, что здесь иностранный знает больше людей, чем во Вьетнаме. Приятная деталь. Аиша оказалась художницей, а Зэг - её братом. Мы проехали километров 6, но и того хватило, чтобы день обрёл новые краски.
- К 2 часам дня я все же начал сдавать под солнцем и решил остановиться в тени. Да, от льда в зиплоке ничего не осталось, зато получился легкий кофе. Очень кстати оказалось и мокрое полотенце, что я смочил на одной из заправок. Жаль, что теперь оно горячее. Пожалуй, приторможу.
- Остановился микроавтобус. Я объяснил, что путешествую ради знакомства с людьми и обычно не пользуюсь такси, на что меня просто пригласили внутрь и вручили бутылочку прохладной воды. Я познакомился с водителем Ван Ча и его помощницей Срэй Леап. Ещё на соседнем сиденье со мной ехала курица, что явно была недовольна тесной коробкой.
А вот и большой мост. Меконг! Поразительно похож на Амазонку...
- Прибыли в Кампонгтям. Осталось пройтись километра 3 до хостела, что находится на окраине. Посмотрим, что меня ждет за 5$. Надеюсь, вентилятор!
- Иду уже около часа. Вышел из центра города и вокруг начали появляться какие-то дачные домики. Я вновь как вампир - перемещаюсь по участкам тени.
- Основным транспортным средством здесь, разумеется, является мотоцикл. Он же тягает тележки самых разных размеров, иногда они столь велики, что не верится в мощность их "тягачей".
- Дошёл наконец-то до хостела "Natural Bungalows" и понял, что это не просто красивое название. Действительно - хостел представляет собой несколько настоящих кхмерский бунгало, лёгких домов на высоких сваях. Я познакомился с семьёй, что здесь живёт и для меня подготовили "номер". Кроме того, заказал кхмерский обед за 3$. Посмотрим, что это.
- Приторможу тут на 2 ночи, чтобы подготовиться к пути и перепаковать снаряжение. Уберу полностью поясную сумку в рюкзак - там и так почти ничего нет, ни к чему лишнее внимание.
- Номер простенький, но хорошо продуваемый. А ещё есть вентилятор! Всё так, как я хотел. Может покажу позднее.
- Мне приготовили национальное блюдо под названием "Лок Лар". Рис с овощами, мясом и яичницей. Кругом ходят курочки, так что яйца наверняка свои, настоящая кхмерская деревня. Аутентичненько!
- Чуть позднее приехал на своей царской рикше Туу, владелец хостела. Он, как и его сын Дара, отлично говорил по-английски, так что я смог расспросить его про рыбалку в Меконге и окрестностях. Мои опасения оправдались - влажный сезон, вода очень высокая и, как и на Амазонке, люди используют только сети для рыбалки в реке. На удочку - без шансов.
- Я всё-таки не усидел и решил пройтись по окрестностям. На каждом шагу стоят бунгало на высоких сваях и по началу это кажется странным, ведь воды поблизости нет, а потом... Понимаешь, что до Меконга тут всего километр по прямой. Если учесть, что он "брат" Амазонки, то наверняка бывают сезоны, когда он выходит из берегов пуще прежнего и вода, как пелось в одной из песен Грота, "пожирает деревни с яростью дьявола".
- Меконг. При виде него меня накрыло волной ностальгии. Всё те же домики и быт местных, всё тот же цвет воды, всё та же непокорная мощь и масштаб. Он поразительно напоминает до боли знакомые мне места амазонской сельвы.
- Это покажется странным, но я даже чувствую какое-то родство с местными жителями. Мне хочется подойти к владельцам каноэ на берегу и сказать что-то вроде: "Друг, я свой. Я знаю, каково это - жить в таких условиях. Река и для меня значит очень многое. Береги себя."
- Я не думал, что меня так накроет. Те 2 месяца на Амазонке что-то изменили во мне навсегда. При виде Меконга у меня участилось сердцебиение, а местами, там, где бурный песчаный поток являл всю свою силу - он и вовсе перехватывал мое дыхание. Не знаю даже, как можно это передать. Удивительное ощущение.
- Похоже, частица меня все-таки осталась где-то там у тропической реки. Там, где я почти расстался со своей жизнью, там, где я обрёл новую и "переродился".
Не заметил, как почти дошел до города по набережной, усеянной многочисленными бунгало, а над головой всё помрачнело.
- Здесь жизнь совсем другая. Выходной, люди танцуют на площади, прочие праздно шатаются по набережной. А у меня в груди всё ещё что-то клокочет.
- С этого ракурса мост через Меконг напоминает мне родной Красноярск. Забавно. Кто бы мог подумать? Немного цветокоррекции и будет река Енисей.
- А вот и дождь. Стемнело почти мгновенно, а до дома не меньше часа пути пешком. Решил заглянуть в придорожную кафешку и попробовать местную пиццу. Впервые вижу, чтобы её готовили на столь небольшой тележке. У повара заранее заготовлены коробочки с тестом, куда он нарезает ингредиенты - крабовые палочки, кусочки ветчины, кукурузу и что-то ещё, напоминающее морепродукты.
Пока родители готовят, ребенок играет с любимой игрушкой - коробкой с веревкой. Любимой, потому что, когда они попросили его отнести кому-то бутерброд, им стоило большого труда вырвать эту волшебную коробочку из его ручонок.
- Иду по ночному городу с пиццей в руках, а внутри какое-то странное опустошение. Слишком много событий за день. Едва я успевал переварить прошлые переживания, как получал новую порцию. В чувство меня привела лишь небольшая сцена: я увидел, как женщина с тростью пытается затащить торговую тележку по гравийке в дом. Видели бы вы её удивление, когда я оказался позади неё, словно возникнув из темноты. Помог, услышал безгранично благодарное "О:Кун", что значит "Спасибо" и пошел дальше с новыми силами. Наступила ночь.
- Иду по ночному городу с пиццей в руках... Дождь капает прямо на остатки горячего сыра, пока я доедаю последний кусочек. Бесподобна! Только закончил трапезу, как заметил на дороге пару брошенных велосипедов и группу ребят на обочине.
- Может случилось чего... Решил подойти и спросить. Они сначала отнекивались, но мой аргумент в пользу помощи был слишком неоспорим - у меня с собой полноценная аптечка. Я не выкладываю её из рюкзака даже во время небольших прогулок, вот и сегодня не стал. Не зря.
Выдал налобный фонарик девушке и распаковал пункт первой медицинской помощи прямо на обочине. Когда прибыли друзья на мопеде с йодом, половина дела уже была сделана. К счастью, ничего серьезного - пара локтей, подбородок. Кажется, без сотрясения. Как же я рад, что аптечка наконец-то пригодилась!
- Ну и вечерок выдался! Сфотались с ребятами на память, они записали мне свои имена и я в очередной раз удивился их разнообразию в Азии: Ny Raksa, Thy Ratana (герой вечера), Chhay Ratanak, Chhay Sovanreach. До хостела ещё километра 3. Устал что-то страшно...
В своё бунгало вернулся затемно. Меня встретил улыбчивый Туу и я взял у него бутылку холодной воды. Принял душ и упал на кровать без сил. Так и смотрел в потолок несколько часов, переваривая накопленные за день переживания. Очень уж длинный день выдался... Завтра передохну и покажу бунгало подробнее.