ШутОк

100 лет назад. «Долой стыд!», 20 фото и текст

  1. Иван Владимиров (1869/1870—1947). На бесстыжем пляже. 1930-е

    Нет, эта парочка на пляже не фотографируется на планшет... Она читает книгу 
  2. Сто лет назад, 11 сентября 1924 года, жители советской столицы принялись оживлённо обсуждать заметку, напечатанную в газете «Вечерняя Москва»:

    «НАДО ПРЕСЕЧЬ ГЛУПЫЕ ВЫХОДКИ.

    Несколько дней тому назад в различных местах Москвы стали замечаться люди обоего пола, появляющиеся на улицах без какого-либо признака одежды, лишь украшенные через плечо лентой с надписью «Долой стыд».
    Некоторые пытались входить в трамвай, но под влиянием общих протестов и возмущения вынуждены были оставлять вагоны.

    Вчера по всем отделениям московской милиции сделано распоряжение о задержании всех лиц, появляющихся в Москве в голом виде, и привлечении их к ответственности».


  3. Писатель Михаил Булгаков на следующий день, 12 сентября, сделал такую запись в дневнике:
    «Яркий солнечный день. [...] Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».


    Михаил Булгаков с моноклем. 1926. Кроме монокля, безукоризненная укладка причёски, галстук-бабочка, идеально выглаженный костюм и другие детали олицетворяли солидарность писателя со всем стилем ушедшей эпохи. «Мои симпатии были всецело на стороне белых, — говорил он сам в 1926 году, давая показания в ОГПУ, — на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением». Нетрудно понять, что для общества «Долой стыд» он был практически антиподом

  4. Общество «Долой стыд» не было в тот момент совершенной новостью в СССР. Вот, например, фотография активистки этого общества Цилы Лабзовской, сделанная ещё весной того же 1924 года.


    Москва, 15 мая 1924. Активистка движения «Долой стыд!» Цила Лабзовская позирует в мастерской фотохудожника Бориса Зильберштрама (колоризация)

  5. Борис Зильберштрам (1895—1937) специализировался на создании фотопортретов в жанре «ню», обнажённой натуры — причём не простых, а революционных, с пролетарским, рабоче-крестьянским уклоном.
    Вот, например:


    Москва, 1925 год. Доярка совхоза «Красный путь» Матрёна Кизякина в мастерской фотохудожника Бориса Зильберштрама (колоризация)

  6. Или:


    1925, 16 марта. Формовщица Первого арматурного завода Зинаида Кошкина на пробах фотохудожника Бориса Зильберштрама (колоризация)

  7. А в этой модели как будто ничего революционно-пролетарского нет, а с другой стороны, как сказали бы теперь, нет и тени гламурности — она не скрывает грубый шрам, оставшийся от хирургической операции.


    1926, 14 апреля. Обнажённая со шрамом от операции аппендицита в мастерской фотохудожника Бориса Зильберштрама

  8. Но вернёмся к обществу «Долой стыд». О нём говорили ещё за годы до этого. Белогвардеец-эмигрант Александр Трушнович (1893—1954) писал (эта главка его мемуаров, между прочим, названа «Коммунистическая эротика»):
    «Половая распущенность у большинства людей вызывала скорее отвращение. Поэтому развращать начали другими способами.

    В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:

    — Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
    Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь и отплёвываясь, выскакивает публика.

     В вагон ввалилась группа голых «детей солнца и воздуха», и возмущённые люди спасались от них бегством. Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали такое возмущение, что властям пришлось прекратить это бесстыдство».

    И вот на следующий день после приведённой выше публикации «Вечерней Москвы», 12 сентября 1924 года, по обществу ударила более «тяжёлая артиллерия». Против него выступил сам нарком здравоохранения СССР Николай Семашко!


    Сергей Пичугин (1881–1972). Народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко

  9. И не в городской печати, а в центральной! В газете «Известия» за 12 сентября появилась такая публикация:

    «КУЛЬТУРА ИЛИ БЕЗОБРАЗИЕ?

    В связи с появлением на улицах Москвы совершенно обнажённых мужчин и женщин с лозунгом «Долой стыд!» на ленте через плечо нарком здравоохранения Н.А. Семашко на вопрос нашего сотрудника, как он относится к этому явлению, ответил следующее:
    – Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения.

    Во-первых, напрасно думают, что пролетарская культура заключается в отказе от капиталистической культуры. Жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая «революционность». Это – явная чепуха. Пролетарская культура состоит в использовании всех культурных завоеваний, сделанных до сих пор, в использовании их в интересах трудящихся масс, а не эксплуататорской головки.

    Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь. Одежда призвана защищать нас от резких перемен погоды, пыли и неблагоприятных условий внешней обстановки. Разумеется, на берегу Чёрного моря, на солнце, в чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы – не берег Чёрного моря. С гигиенической точки зрения такое обнажение и путешествие по улицам – просто глупость.

    В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против «голых танцев» и не можем не протестовать против этого новшества. В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты капиталистические уродства, как проституция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности. Это ещё в большей степени относится к впечатлению детей.

    – Поэтому я считаю, – заключил Н.А. Семашко, – абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами».


    Публикация наркома Семашко в «Известиях»

  10. После этой публикации общество «Долой стыд!» стало на некоторое время излюбленной мишенью для острот. Сатирики Илья Ильф и Евгений Петров напечатали фельетон «Идейный Никудыкин» про незадачливого недотёпу-нудиста. В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса» шутливо сообщал: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».
    Или такая шутка – покупательница в магазине возмущается:
    – Как вам не стыдно так обвешивать?!
    – Я, гражданка, член Общества «Долой Стыд».


    Карикатура Ка-Фр'а «Голая пропаганда» (фрагмент) на общество «Долой стыд!» (1924 год)

  11. Рисунок Владимира Козлинского (1891—1967). 1924 год. Журнал «Смехач». «Симферополь, 3. На Севастопольской ул. появились пять совершенно нагих мужчин и женщин. Через плечо у них была переброшена лента с надписью: «долой стыд» (Телеграмма)». «Добрый грабитель: Мишка, подай мадамочке ярлык: пущай идёт в исподнем, без сумления...»

  12. После 1924 года нудизм в СССР был вытеснен в сферу семейного отдыха, но и здесь его массовость производила в те годы на иностранцев неизгладимое впечатление.


    Москва. 1929 год. Пляжная сценка

  13. Так выглядел самый обычный пляж на берегу Москвы-реки. Одетые люди вперемешку с совершенно голыми

  14. Солнечные ванны на крымском курорте. Июнь – август 1933 года. Евпатория

  15. Лауреат Пулитцеровской премии Хьюберт Никербокер (Hubert Renfro Knickerbocker) описал свое путешествие в 1931 году по берегам Москвы-реки. Вот его наблюдения: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце... Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей – полностью обнажены...

    Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков, либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками... На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены... Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания».

    Из своих наблюдений гость делал такой любопытный вывод, который позволяет лучше понять социальную и политическую сторону советского натуризма 20-х годов: «Снимание одежды – наиболее радикальное уравнительное действие, которое может быть предпринято человечеством... При обнажённости классовые различия исчезают. Рабочие, крестьяне, конторские работники становятся вдруг просто людьми. Это, в краткой форме, излагает... главную цель советских революционеров. Вот почему... этим летом в Советском Союзе, на каждой его реке, на берегах всех его озер и морей, буквально миллионы мужчин и женщин плавали и загорали под солнцем без одежды, естественно, как будто по-другому не могло и быть...»


    1936, Москва. Иван Шадр. «Девушка с веслом» в Парке культуры и отдыха имени Горького, на заднем плане фото — парашютная вышка. Такие статуи в те годы стали украшать многие советские парки отдыха

  16. А советская печать продолжала едко высмеивать «ханжество» в области одежды. Например, в 1939 году журнал «Крокодил» в рубрике «Музей глупости» помещал такое сообщение: «В Париже известный оперный певец был приговорён судом к 50 франкам штрафа за то, что, с его разрешения, и даже по его прямому приказу его дочь выкупалась в Сене без купального костюма. С другой стороны, судья не нашёл возможным наложить взыскание на неё самоё, ввиду её возраста: ей... четыре года».

    Другая заметка с той же страницы: «Президент Флоридского университета (США) Мэрфи... сказал: «Декольтированные платья, закатанные чулки и короткие юбки являются порождением дьявола и приведут современное и будущее поколение к хаосу и разрушению!».

  17. Надо заметить, что на Западе в то время царило гораздо более строгое отношение к вольностям в одежде.


    1922 год, 30 июня. Полицейский Билл Нортон проверяет допустимую длину юбки на пляже

  18. 1957. Полицейский выписывает штраф за ношение бикини на пляже в Римини, Италия

  19. аресты за короткие купальные костюмы в США

  20. В общем, в 1920-е и 1930-е годы СССР оставался в этом отношении страной с наибольшими вольностями, и это положение начало меняться в сторону более пуританского поведения лишь после войны...


    1970 год, Ленинград. Юные посетительницы у «Данаи» Рембрандта в коллекции Эрмитажа. Фото Дина Конгера

Перейти на сайт